Управление рисками в системе менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание

Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
-изучение сущности, значения и влияния качества продукции на экономические показатели работы предприятия;
-определение факторов, влияющих на качество продукции;
-изучение особенностей различных систем управления качеством;
-изучение действующей на предприятии системы повышения качества продукции;
-разработка системы качества на предприятии в соответствии с ISO 9000, обоснование предложений по повышению качества продукции.

Работа состоит из  1 файл

дплом 2.docx

— 70.57 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Одним из важнейших элементов рыночной экономики является конкуренция производителей товаров и услуг на рынке сбыта, то есть за потребителя. В последнее время мы все чаще и чаще встречаемся с такими понятиями как качество, надежность, конкурентоспособность и безопасность продукции, говорим о сертификации продукции, требуем соблюдения закона о защите прав потребителей. Все это свидетельствует об изменении отношения к качеству товаров и услуг, причем не только как потребителей, но и как производителей. И это понятно: в рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг. Основой конкурентоспособности является качество. И хотя, кроме качества, в конкурентоспособность входит цена, сроки поставки, гарантии, сервисное обслуживание и ряд других слагаемых, именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики при выборе продукции.

     Удовлетворение  потребностей общества невозможно без  непрерывного повышения качества продукции, которое является наряду с ценой  основным показателем конкурентоспособности  товара или услуги. Проблема качества продукции носит в современном  мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической  и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

     Кроме того, высокое качество продукции  обеспечивает экономное использование  материальных и трудовых ресурсов, стабилизацию воспроизводственного процесса, экономический рост, народнохозяйственные пропорции и конкурентоспособность  на мировом рынке. Особенно роль качества возрастает, когда предложение товаров  превышает спрос. Высокое качество не всегда подразумевает простую  конструкцию и высокие эксплуатационные характеристики. Потребитель рассматривает  качество приобретаемых им благ в  увязке с ценой, поэтому она имеет  большое значение для сегментации  рынка для разделения его на подгруппы  потребителей со схожими оценками. Следовательно, для обеспечения успеха своей деятельности предприятия должны обеспечивать конкурентоспособное качество и конкурентоспособные цены на производимые ими товары услуги.

     Для обеспечения качества нужна не только соответствующая материальная база и заинтересованный, квалифицированный персонал, но и четкое управление качеством. Отсюда такой повышенный интерес к управлению качеством со стороны предприятий, осознавших истину: нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение качества продукции без внедрения системы в работе по качеству (системы качества), отвечающей современному уровню организации работ в этой области.

     Для обеспечения конкурентоспособности  продукция должна отвечать требованиям  заказчика или запросам покупателей. Эти требования обычно включаются в  технические условия или стандарты. Однако сами по себе стандарты не являются гарантией удовлетворения требований потребителя, поскольку в конструкции изделия, технологии или организационной системе, охватывающей исследование, проектирование, производство и реализацию продукции (услуг), могут появиться несоответствия и вероятность того, что созданная продукция будет отвечать требованиям потребителя, повышается, если на предприятии действуем эффективная система обеспечения качества продукции или услуг.  Это обстоятельство привело к внесению в контракты требований к системам качества, дополняющих требования к продукции или услуге, а также к проверке системы качества на предприятии у поставщика. Для регулирования процесса создания и проверки систем качества в ряде стран (США, Канада, Япония и др.) были созданы национальные стандарты, устанавливающие требования к системам обеспечения качества. Обобщив их опыт внедрения и работы, в 1987 году Технический комитет «Обеспечение качества» Международной организации по стандартизации (ISO) разработал соответствующие стандарты. В том же году ISO утвердил серию документов ISO 9000-9004, концентрирующих имеющийся опыт, в том числе и бывшего Советского Союза в части комплексных систем управления качеством продукции. Стандарты ISO универсальны и применимы в компаниях и на предприятиях любого сектора экономики и в любой отрасли промышленности и сельского хозяйства, независимо от численности работающих.

     Таким образом, актуальность проблемы внедрения  на предприятиях систем обеспечения  качества продукции не вызывает сомнений.

     В связи с этим целью дипломного проекта является разработка предложений по повышению качества продукции предприятия на основе внедрения системы управления качеством.

     Данная  цель обусловила постановку и решение  следующих задач:

      -изучение сущности, значения и влияния качества продукции на экономические показатели работы предприятия;

     -определение факторов, влияющих на качество продукции;

     -изучение особенностей различных систем управления качеством;

     -изучение действующей на предприятии системы повышения качества продукции;

     -разработка системы качества на предприятии в соответствии с ISO 9000, обоснование предложений по повышению качества продукции.

     Предмет исследования - комплекс теоретических и методических вопросов оценки и повышения качества продукции. Объект исследования - качество продукции закрытого акционерного общества «ЛЕДО - М».

     При разработке дипломного проекта писпользованы законодательные, нормативные и методические материалы, регламентирующие определения качества продукции на промышленных предприятиях в Российской Федерации; монографии и статьи отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме. Основным источником практического материала, являются отчетные данные, методические разработки и плановые расчеты ЗАО «ЛЕДО - М». 

  1. Теоретические и методические основы управления рисками  в системе менеджмента  качества

    1.1 Особенности управления  рисками в системе  менеджмента качества

     Управление  рисками в системе менеджмента  качества (СМК) организации в настоящее время является важнейшей задачей, которую руководители любой организации, вне зависимости от рода деятельности, вынуждены решать ежедневно. Это связано с тем, что любая организация функционирует в условиях неопределенности и стремится максимизировать

прибыль при постоянно изменяющейся внутренней и внешней среде.

     Систему менеджмента качества можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий менеджмента качества, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий [1, с. 10].

     Риском  можно и нужно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие прогнозировать наступление рискового события и применять методы по снижению последствий от риска.

     Технологии  управления рисками в системе  менеджмента качества весьма разнообразны, но все они сводятся к целенаправленному поиску и организации работы по снижению степени риска, к искусству получения положительного результата в неопределенной рыночной (изменчивой)среде. С расширением зоны рисковых ситуаций, что характерно для рыночной экономики, особенно в условиях нестабильности и ориентира на качество, технологии становятся объективно необходимыми и весьма значимыми элементами управления, важной предпосылкой делового успеха организации [8, с. 16].

     К основным технологическим особенностям управления рисками в СМК организации, на наш взгляд, следует отнести:

– управление рисками в СМК организации  представляет собой процесс, позволяющий  прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры по исключению или снижению отрицательных последствий таких событий;

– основополагающими  средствами снижения риска в СМК  являются избежание, удержание, передача и снижение степени его влияния;

– основными  причинами неэффективного управления рисками в СМК можно назвать отсутствие комбинированных инструментов уменьшения рисковых ситуаций и четких основ этих процессов;

– процедура  управления рисками в СМК организации  представлена следующими этапами: выявление риска и постановка цели, анализ и оценка риска, управление риском.

     Основными средствами снижения рисков являются избежание, удержание, передача и снижение степени его влияния [9, с. 236].

     Избежание риска в СМК означает простое уклонение от мероприятия,

связанного с риском. Однако избежание риска зачастую означает отказ от прибыли.

     Удержание риска – это оставление риска  за руководителем, то есть на его ответственности. Так, руководитель организации, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчурного капитала.

     Передача  риска означает, что руководитель предает ответственность за риск кому-то другому, например страховой компании.

     Снижение  степени влияния риска на функционирование и развитие СМК может осуществляться по нескольким методикам, наиболее распространенными из которых являются:

– диверсификация;

– приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;

– лимитирование;

– самострахование;

– страхование;

– учет и оценка доли использования специфических  фондов организации в ее общих  фондах.

     Диверсификация  в риск-менеджменте качества представляет собой

процесс распределения инвестируемых средств  между различными объектами вложения капитала, которые непосредственно  не связаны между собой, с целью  снижения степени риска и потерь доходов. Диверсификация

является  наиболее обоснованным и относительно менее затратным способом снижения степени финансового риска [2, с.75].

     Приобретение  дополнительной информации о выборе и результатах имеет важное значение в процессе управления рисками в СМК организации. Это связано, прежде всего, с тем, что при принятии рисковых решений, важно чтобы не произошло не предвиденной ситуации, такой как, например, потеря средств из-за ограниченной информации. При более полной и точной информации организация менее рискует своими денежными средствами и имеет возможность сделать более точный прогноз, тем самым снизить существующий риск и повысить качество продукции.

     Лимитирование риска в СМК – это установление лимита, то есть предельных сумм расходов. К примеру, система нормативов, обеспечивающих лимитирование рисков, может включать предельный размер заемных средств; максимальный размер кредита, предоставляемого одному покупаелю; оптимальный уровень качества продукции и т.д.

     Самострахование, применимо к менеджменту качества, означает, что

руководитель  предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и денежных страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску.

     Страхование риска в СМК является популярным методом снижения

степени риска в современных условиях хозяйствования. Сущность страхования  выражается в том, что руководитель готов отказаться от части своих  доходов, чтобы избежать риска, то есть он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.

     Каждый  из этих методов имеет как преимущества, так и недостатки, поэтому для эффективного управления рисками нужно пользоваться комбинированными инструментами уменьшения рисковых ситуаций в СМК организации.

     Одной из основных причин неэффективного управления рисками в СМК организации является отсутствие четких основ этих процессов. Для эффективного управления рисками в организации необходима реализация следующих задач [8, с. 16]:

– сбор, анализ, обработка и хранение информации о политической, экономической, социальной обстановках и о перспективах их изменения;

– разработка алгоритмов управления рисками;

Информация о работе Управление рисками в системе менеджмента качества