Управление рисками в системе менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание

Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
-изучение сущности, значения и влияния качества продукции на экономические показатели работы предприятия;
-определение факторов, влияющих на качество продукции;
-изучение особенностей различных систем управления качеством;
-изучение действующей на предприятии системы повышения качества продукции;
-разработка системы качества на предприятии в соответствии с ISO 9000, обоснование предложений по повышению качества продукции.

Работа состоит из  1 файл

дплом 2.docx

— 70.57 Кб (Скачать документ)

     Риски прямых финансовых потерь включают следующие  разновидности: биржевой риск, селективный  риск, риск банкротства, а также кредитный  риск.

     Биржевые  риски представляют собой опасность  потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного  вознаграждения брокерской фирмы и  т.п.

     Селективные риски (лат. selectio - выбор, отбор) - это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.

     Риск  банкротства представляет собой  опасность в результате неправильного  выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам.

     По  другой классификации риски можно  разделить на следующие виды [16, с. 35-36]:

  1. Деловые риски: риски, связанные с возможностью ухудшения общего финансового состояния компании, снижением стоимости ее капитала (акций, облигаций);
  2. Организационные риски, вызванные ошибками менеджмента компании (в том числе и при принятии решений), ее сотрудников; проблемами системы внутреннего контроля, плохо разработанными правилами работ и пр., то есть риски, связанные с внутренней организацией работы компании;
  3. Рыночные риски — это риски, связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры: риск финансовых потерь из-за изменения цены товара, трансляционный валютный риск, риск потери ликвидности и пр.;
  4. Кредитные риски — риск того, что контрагент не выполнит свои обязательства в срок;
  5. Юридические риски — это риски потерь, связанных с тем, что законодательство или не было учтено вообще, или изменилось в период сделки; риск несоответствия законодательств разных стран; риск некорректно составленной документации, в результате чего контрагент в состоянии не выполнять условия договора и пр.;
  6. Технико-производственные риски — риск нанесения ущерба окружающей среде (экологический риск); риск возникновения аварий, пожаров, поломок; риск нарушения функционирования объекта вследствие ошибок при проектировании и монтаже, несоблюдение производственных технологий и процессов, ряд строительных рисков и пр.

     Данная  классификация не только четко трактует принадлежность рисков к конкретной группе, позволяя унифицировать оценку риска, но и наиболее полно охватывает множество рисков, что позволяет  грамотно подойти к проблеме выявления  рискообразующих факторов (РОФ) и  разработке путей их снижения в организации.

     1.3 Методы управления  рисками и пути  снижения рисков

     Методы  управления рисками весьма разнообразны. Из сложившейся на настоящий момент практики достаточно четко видно, что  у российских специалистов с одной  стороны, и западных исследователей - с другой, сложились вполне четкие предпочтения в отношении методов управления рисками. Наличие подобных предпочтений обусловлено в первую очередь, характером экономического развития государства и, как следствие, группами рассматриваемых рисков.

     Однако, несмотря на различия в предпочтениях, следует учитывать, что развитие экономических отношений в России способствует внедрению западного  опыта и, как следствие, сближению  российского и западного подходов к управлению и исследованию рисков.

     Средствами  разрешения рисков являются избежание их, удержание, передача, снижение степени [24, с. 77].

     Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для инвестора зачастую означает отказ от прибыли.

     Удержание риска - это оставление риска за инвестором, т.е. на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчурного капитала.

     Передача  риска означает, что инвестор предает  ответственность за риск кому-то другому, например страховой компании.

     Для снижения степени риска применяются  различные приемы. Наиболее распространенными  являются:

  • диверсификация;
  • приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
  • лимитирование;
  • самострахование;
  • страхование [26, с. 93-94].

     Диверсификация  представляет собой процесс распределения  инвестируемых средств между  различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны  между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов. Диверсификация позволяет избежать часть риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.

     Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п.

     Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование  представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и  денежных страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем  субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску. Самострахование  логично, когда стоимость страхуемого  имущества относительно невелика по сравнению с имущественными и  финансовыми параметрами всего  бизнеса. Например, крупной корпорации нецелесообразно через страховую  компанию страховать от пожара свое оборудование, которое установлено в небольшом  арендованном ею помещении. Самострахование  также имеет смысл, когда вероятность  убытков чрезвычайно мала, когда  фирма владеет большим количеством  однотипного имущества. Так, транснациональные  нефтяные компании, владеющие несколькими  сотнями танкеров, практикуют самостраховку. Расчет очень простой и логичный: потеря одного танкера в год, что маловероятно, обойдется компании дешевле, чем плата страховых взносов за все танкеры.

     Сущность  страхования выражается в том, что  инвестор готов отказаться от части  доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени  риска до нуля.

     В Приложении 1 и 2 представлены способы  уменьшения негативных последствий  от различных видов риска, с которыми может столкнуться предприниматель [26, с. 95-97].

     Развитие  науки управления рисками в значительной степени рассматривается с позиции  рисков финансовых институтов в условиях относительно стабильной экономической  конъюнктуры. Необходимость рассмотрения рисков производственных предприятий  в нестабильных политических, экономических  и социальных условиях требует корректировки  существующих принципов управления рисками и дополнительного обоснования  эффективности используемых методов  анализа рисков [28].

     Одной из основных причин неэффективного управления рисками является отсутствие ясных  и четких методологических основ  этого процесса. Анализ приводимых в литературе принципов управления рисками показывает их разрозненность, а отдельным попыткам их систематизации присуще множество спорных моментов. Тем не менее, анализ исследований в  области методологии управления рисками с учетом требований современной  экономики позволяет сформировать систему принципов управления рисками:

  • решение, связанное с риском, должно быть экономически грамотным и не должно оказывать негативного воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • управление рисками должно осуществляться в рамках корпоративной стратегии организации;
  • управлении рисками принимаемые решения должны базироваться на необходимом объеме достоверной информации;
  • при управлении рисками принимаемые решения должны учитывать объективные характеристики среды, в которой предприятие осуществляет свою деятельность;
  • управление рисками должно носить системный характер;
  • управление рисками должно предполагать текущий анализ эффективности принятых решений и оперативную корректуру набора используемых принципов и методов управления рисками.

     Сущность  каждого этапа управления рисками  предполагает применение различных  методов.

     Весь  процесс управления рисками можно  отобразить следующим образом (рис. 1.1) [26, с. 100]:

     Этап  постановки целей управления рисками  характеризуется использованием методов  анализа и прогнозирования экономической  конъюнктуры, выявления возможностей и потребностей предприятия в  рамках стратегии и текущих планов его развития.

     На  этапе анализа риска используются методы качественного и количественного  анализа: методы сбора имеющейся  и новой информации, моделирования  деятельности предприятия, статистические и вероятностные методы и т. п.

     На  третьем этапе производится сопоставление  эффективности различных методов  воздействия на риск: избежание риска, снижение риска, принятие риска на себя, передачи части или всего риска  третьим лицам, которое завершается  выработкой решения о выборе их оптимального набора.

     На  завершающем этапе управления рисками  выбранных методов воздействия  на риск. Результатом данного этапа  должно стать новое знание о риске, позволяющее, при необходимости, откорректировать ранее поставленные цели управления риском. 

     

     Рис. 1.1. Процесс управления рискамиТаким образом, на каждом из этапов используются свои методы управления рисками. Результаты каждого этапа становятся исходными  данными для последующих этапов, образуя систему принятия решений  с обратной связью. Такая система  обеспечивает максимально эффективное  достижение целей, поскольку знание, получаемое на каждом из этапов, позволяет  корректировать не только методы воздействия  на риск, но и сами цели управления рисками.

     В современных условиях хозяйствования, характеризующихся политической экономической  и социальной нестабильностью существующая на предприятии система управления должна включать механизм управления рисками [29, с. 103].

     Первым  этапом формирования механизма управления риском на предприятии является создание службы риск-менеджмента. На сегодняшнем этапе развития российской экономики целью этой службы является минимизация потерь посредством мониторинга деятельности предприятия, анализа всего комплекса РОФ, выработки рекомендаций по снижению рисков и контроля за их выполнением. При этом важно определить место службы в организационной структуре предприятия, определить права и обязанности ее персонала и проинформировать работников предприятия о функциях службы и характере ее деятельности.

     При разработке программы мероприятий  по управлению рисками специалистам службы риск-менеджмента следует ориентироваться на максимальную унификацию формируемых оценок уровня риска, что выражается в формировании универсальных параметров, характеризующих объем возможного ущерба. В качестве таких параметров наиболее целесообразно использовать воздействия рисков на финансовые потоки и финансовое состояние предприятия.

     Завершающим этапом разработки программы является формирование комплекса мероприятий  по снижению рисков, с указанием  планируемого эффекта от их реализации, сроков внедрения, источников финансирования и лиц, ответственных за выполнение данной программы. Программа обязательно  должна быть утверждена руководством предприятия и учтена при финансово-производственном планировании.

     Все вышеизложенное позволяет сделать  вывод о том, что механизм управления рисками предприятия в современных  условиях хозяйствования должен иметь  четкую иерархическую структуру  с необходимостью ее корректировки  по итогам реализации программы мероприятий  по снижению рисков и с учетом изменяющихся факторов воздействия. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Анализ  рисков в системе  менеджмента качества на ЗАО «ЛЕДО –  М»

    2.1 Организационно-экономическая  характеристика ЗАО  «ЛЕДО – М»

     Закрытое  акционерное общество «ЛЕДО - М» было образовано 16.09.1997 г. и зарегистрировано по юридическому адресу: г. Тверь, ул. Промышленная, 5А. Для ведения хозяйственной деятельности предприятие арендует офисное помещение по юридическому адресу общей площадью 295 кв. м. и складские помещения в городе Тверь. На балансе предприятия имеется собственное производственно-складское здание. Производственный цех по изготовлению шпагата оснащен крутильно-мотальным оборудованием. Производственная мощность составляет 55 тонн продукции в месяц.

Информация о работе Управление рисками в системе менеджмента качества