Управление системой адаптации персонала на ОАО «ЗМА»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 10:57, дипломная работа

Описание

Цель исследования заключается в разработке путей совершенствования системы адаптации персонала на предприятии.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
- определить сущность и цели адаптации;
- определить составляющие системы управления адаптации работника на предприятии;
- изучение особенностей управления адаптацией персоналом;
- изучение опыта зарубежных и российских компаний по адаптации персонала;
- изучить систему управления персоналом на ОАО «ЗМА»;
- проанализировать систему адаптации персонала на ОАО «ЗМА».

Содержание

Введение
1. Теоретические основы управления адаптацией персонала
1.1 Сущность адаптации
1.2 Система управления адаптацией персонала
1.3 Опыт зарубежных и российских компаний по адаптации персонала
2. Управление системой адаптацией персонала на ОАО «ЗМА»
2.1 Общая характеристика ОАО «ЗМА»
2.2 Система управления персоналом на ОАО «ЗМА»
2.3 Управление системой адаптации персонала на ОАО «ЗМА»
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

адаптация.docx

— 277.33 Кб (Скачать документ)

Возникают также сложности, связанные  с тем, что принятие коллективом  нового руководителя во многом зависит  от его сопоставления с предшественником. Новый руководитель сможет добиться успеха только тогда, когда будет хорошо ориентироваться во внутренних взаимоотношениях и опираться на ключевые фигуры, например на временно исполняющего эти обязанности для него. К нему целесообразно обратиться за советом в первую очередь и обсудить возможности сотрудничества.

Процесс вхождения нового руководителя в коллектив облегчается также  предварительным изучением будущих  подчиненных, их достоинств, недостатков, потенциальных возможностей;утверждением себя с первого дня человеком решительным, но при этом осмотрительным, осторожным, не меняющим всего сразу, однако немедленно устраняющим помехи в работе, внимательно относящимся к мнению и предложениям подчиненных. При этом не следует критиковать прежнего руководителя.

Заключающей ступенью работы службы управления персоналом по адаптации  новых сотрудников является организация  контроля процесса адаптации, который  призван решать проблемы, возникающие  у новичков, и устранять факторы, мешающие их закреплению в коллективе. По завершении адаптации непосредственный руководитель должен написать краткую  характеристику на работника и передать бланк адаптации в службу управления персоналом[12].

Адаптация работника на производстве, эффективное управление этим процессом  требуют большой организационной  работы. Поэтому на многих предприятиях страны создаются специализированные службы адаптации кадров. Однако организационно это делается по-разному, в зависимости  от численности персонала предприятия, структуры управления предприятием, наличия и организации системы  управления персоналом,нацеленности администрации предприятия на решение социальных задач в сфере управления производством и других моментов.

Службы адаптации работника  могут выступать как самостоятельные  структурные подразделения(отдел, лаборатория) или же входить в состав других функциональных подразделений (как бюро, группа и отдельные работники) — в отдел кадров,социологическую лабораторию, отдел труда и заработной платы и т.п. Иногда должность специалиста по адаптации вводится в штатное расписание цеховых управленческих структур. Важно, чтобы служба адаптации была составным звеном общей систем, управления кадрами на предприятии.

Структурное закрепление функций  управления адаптацией может проходить  по следующим направлениям:

1.Выделение соответствующего подразделения  (бюро, отдела) в структуре системы  управления персоналом. Чаще всего  функции по управлению адаптацией  входят в состав подразделения  по обучению персонала.

2.Распределение специалистов, занимающихся  управлением адаптацией, по производственным  подразделениям предприятия при  сокращении, координации их деятельности  со стороны службы управления  персоналом.

3.Развитие наставничества,которое в последние годы на наших предприятиях незаслуженно забыто.

Главная цель этих подразделений, служб  это – сделать процесс адаптации  приспособления новых работников к  предприятию как можно более  коротким и безболезненным.

При организации научно обоснованной системы управления адаптацией исходят  из целей и задач, представленных на схеме рис. 1. Для достижения этих целей в организациях целесообразно  иметь в действующих подразделениях по управлению персоналом специалистов или самостоятельное подразделение  по управлению адаптацией кадров. Штат такого подразделения должен состоять как минимум из одного человека - менеджера по персоналу (отбор, подготовка и адаптация работников). В осуществлении процесса адаптации непосредственное участие принимают линейные руководители.

Функции этого подразделения должны быть ориентированы на работников, которым нужна помощь в адаптации, а также выпускников учебных  заведений, так как для них  проблема адаптации стоит наиболее остро, чем у работников имеющих  опыт работы в коллективе.

 

Рис. 1. Цели и задачи системы управления адаптацией персонала в организации[13]

Подразделение по управлению адаптацией должно выполнять следующие функции: изучение и прогнозирование конъюнктуры  рынка труда, проведение мероприятий  по адаптации к нему, осуществление  соответствующей переструктуризации кадрового потенциала;наем и отбор персонала с использованием профессиограмм и описание работ,тестирования и интервьюирования работников с целью их лучшей адаптации;расстановка кадров по подразделениям, участкам, рабочим местам, закреплением ротаций и внутрифирменными перемещениями кадров, формирование стабильного трудового коллектива; организация взаимодействия с региональной системой управления адаптацией на взаимовыгодных условиях.

Важнейшие направления деятельности подразделения по управлению адаптацией персонала в организации приводятся на рис.2.

В обязанности менеджера по персоналу  входят:

1.Ознакомление с организацией; характеристика; условия найма; оплата  труда.

2.Представление руководителю, непосредственному  начальнику, инструктору по обучению.

3.Организация экскурсии по рабочим  местам.

4.Разъяснение условий работы, ознакомление  с функциями (совместно с руководителем).

5.Организация обучения(совместно с отделом обучения).

6.Введение в коллектив,представление сотрудников (совместно с руководителем).

Для новых работников организуется специальные курсы обучения и  воспитания, призванный наиболее быстро и рационально адаптировать их к стилю и методам работы в организации или подразделении. Формами адаптации могут быть лекционные и семинарские занятия непосредственно в организации; выездные занятия на специальной учебной базе с приглашением специалистов и экспертов;выездной групповой тренинг.

 

 

Рис. 2. Направления деятельности подразделения  по управления адаптацией персонала

В работе по проведению адаптации  новых работников менеджер по персоналу  должен использовать специально разработанную  программу. Программа адаптации  делится на общую и специализированную. Общая программа адаптации касается в целом всей организации и затрагивает следующие вопросы:

- общее представление об организации:  приветственная речь; тенденции  развития, цели, приоритеты,проблемы предприятия; традиции, нормы; продукция и ее потребители; виды деятельности; организация, структура, связи; информация о высшем руководстве,внутренние отношения;

- оплата труда в организации;

- дополнительные льготы:виды страхования; выходные пособия; пособия по болезни, болезням в семье,пособия по материнству; размер пенсии; возможности обучения на работе;

- охрана труда и техника безопасности: меры предосторожности; правила  противопожарной безопасности и  контроля; правила поведения при  несчастных случаях; здравоохранение  и места оказания первой медицинской  помощи;

- отношение работников с профсоюзом; сроки и условия найма; назначения, перемещения, продвижения; права  и обязанности работника; выполнение  постановлений профсоюзов; дисциплины  и взыскания; 

- служба быта; питания;комнаты отдыха; другие службы быта.

После реализации общей программы  адаптации проводится специализированная программа адаптации. Она охватывает вопросы, связанные с конкретно с каким либо подразделением или рабочим местом. Обычно эту программу проводит линейный руководитель или наставники. Эта программа включает в себя следующие вопросы:

- функции подразделения,цели и приоритеты; организация, структура и функции; взаимоотношения с другими подразделениями;

- обязанности и ответственность;  детальное описание текущей работы  и ожидаемых результатов;разъяснения, почему эта конкретная работа важна, как она соотносится с другими видами работ подразделений и на предприятии в целом; длительность рабочего дня и расписание; требования к качеству выполняемой работы;

- правила – предписания:правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения;правила техники безопасности; отношения с работниками других подразделений;питание, курение на рабочем месте; телефонные переговоры личного характера в рабочее время;

- осмотр подразделения:кнопка пожарной тревоги, входы и выходы; места для курения; места оказания первой помощи;

- представление сотрудникам подразделения.

Данную программу можно использовать как для первичной, так и для  вторичной адаптации. Так как  адаптация молодых работников, которые  еще не имеют профессионального  опыта, отличается тем, что она заключается  не только в усвоении информации об организации, но и в обучении самой  работе, программу адаптации обязательно  должно входить обучение. Особые потребности  в адаптации испытывают сотрудники старшего возраста. Они также нуждаются  в обучении, и их потребности в  чем – то схожи с потребностями  молодых работников, и им частую труднее вписаться в коллектив. Свои особенности имеет адаптация женщин,возвратившихся на работу после отпуска по уходу за детьми; инвалидов;сотрудников, вернувшихся после прохождения учебных курсов. Все это нельзя оставлять без внимания и это необходимо учитывать при составлении программ по адаптации[14].

К организационным решениям по технологии процесса управления адаптацией могут  быть отнесены следующие:

- организация семинаров,курсов и т.п. по различным вопросам адаптации;

- проведение индивидуальных бесед  руководителя, наставника с новым  сотрудником; 

- интенсивные краткосрочные курсы  для руководителей, впервые вступающих  в эту должность; 

- проведение организационно подготовительной  работы при введении новшеств;

- специальные курсы подготовки  наставников;

- использование метода постепенного  усложнения заданий, выполняемых  новым работником. Одновременно  необходим контроль с конструктивным  анализом ошибок, допущенных при  выполнении заданий. Целесообразно  при этом продумать систему  дополнительного поощрения сотрудника  за успешное решение поставленных  задач;

- выполнение разовых общественных  поручений для установления контактов  нового работника с коллективом;

- выполнение разовых поручений  по организации работы органа  управления (производственного совещания,совета директоров и т.п.);

- подготовка замены кадров при  их ротации;

- проведение в коллективе подразделения  специальных ролевых игр по  сплочению сотрудников и развитии  групповой динамики[15].

В.Р.Веснин описывает функции непосредственного  руководителя нового работника на всех этапах — от «введения в должность» до завершающих этапов адаптации.

По его мнению, при индивидуальном введении в должность (которое, опять  же, предпочтительнее группового, так  как более эффективно и требует  меньших затрат),непосредственный руководитель «поздравляет нового сотрудника с началом работы,представляет его коллективу (рассказывает биографию, особо отмечая достоинства), знакомит с подразделением и обстановкой в нем, подробно излагает требования, в том числе и неписаные, сообщает о трудностях, которые могут встретиться, и наиболее распространенных ошибках в работе, о будущих коллегах,особенно тех, у кого трудный характер, и тех, на которых всегда можно положиться, просить совета…

Руководитель осуществляет инструктаж, контроль за первыми шагами новичка, выявляет сильные и слабые стороны его подготовки, определяет реальную потребность в дополнительном обучении, оказывает всестороннюю помощь в адаптации»[16].

Непосредственно процесс адаптации  также значительно облегчается  участием в нем руководителя. В  его обязанности входит проведение предварительной работы с будущими коллегами,с тем чтобы новичка хорошо встретили; назначение опекуна, проверка состояния материальных условий труда.

В течение первой недели руководителю желательно ежедневно видеться с  работником, узнавать об успехах и  помогать устранить проблемы. Это  позволит как можно раньше(идеально в течение месяца) полностью составить представление о его слабостях и достоинствах, взаимоотношениях в коллективе, исполнительности, внешнем виде.

Руководителю целесообразно завести  карточку контроля за адаптацией и постоянно держать в поле зрения этот процесс. На первом этапе ему нужно помочь новому сотруднику выбрать наиболее подходящее рабочее место, на втором — оказать содействие в освоении тонкостей своей профессии, на третьем — смежных профессий, а также привлекать к делам коллектива.

Со всеми этими выводами сложно не согласиться, так как в современных  российских условиях, когда большая  часть организаций не может себе позволить не то что организовать отдельное подразделение, выполняющее исключительно функции адаптации персонала, а даже нормально функционирующий кадровый отдел, который бы состоял из квалифицированных сотрудников, в этих условиях на плечи непосредственных руководителей ложиться гораздо больше функций.

Сложно утверждать, является ли концентрация адаптационных функций в руках  руководителя положительным или  отрицательным моментом. Делегируя  ему эти функции, надо помнить, что  сам руководитель тоже является объектом адаптации, и что ему,подчас, требуется некоторое время на приспособление к подчиненным.

Информация о работе Управление системой адаптации персонала на ОАО «ЗМА»