Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 10:57, дипломная работа
Цель исследования заключается в разработке путей совершенствования системы адаптации персонала на предприятии.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
- определить сущность и цели адаптации;
- определить составляющие системы управления адаптации работника на предприятии;
- изучение особенностей управления адаптацией персоналом;
- изучение опыта зарубежных и российских компаний по адаптации персонала;
- изучить систему управления персоналом на ОАО «ЗМА»;
- проанализировать систему адаптации персонала на ОАО «ЗМА».
Введение
1. Теоретические основы управления адаптацией персонала
1.1 Сущность адаптации
1.2 Система управления адаптацией персонала
1.3 Опыт зарубежных и российских компаний по адаптации персонала
2. Управление системой адаптацией персонала на ОАО «ЗМА»
2.1 Общая характеристика ОАО «ЗМА»
2.2 Система управления персоналом на ОАО «ЗМА»
2.3 Управление системой адаптации персонала на ОАО «ЗМА»
Заключение
Список использованной литературы
Возникают также сложности, связанные
с тем, что принятие коллективом
нового руководителя во многом зависит
от его сопоставления с
Процесс вхождения нового руководителя
в коллектив облегчается также
предварительным изучением
Заключающей ступенью работы службы управления персоналом по адаптации новых сотрудников является организация контроля процесса адаптации, который призван решать проблемы, возникающие у новичков, и устранять факторы, мешающие их закреплению в коллективе. По завершении адаптации непосредственный руководитель должен написать краткую характеристику на работника и передать бланк адаптации в службу управления персоналом[12].
Адаптация работника на производстве,
эффективное управление этим процессом
требуют большой
Службы адаптации работника
могут выступать как
Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:
1.Выделение соответствующего
2.Распределение специалистов, занимающихся
управлением адаптацией, по производственным
подразделениям предприятия
3.Развитие наставничества,
Главная цель этих подразделений, служб
это – сделать процесс
При организации научно обоснованной
системы управления адаптацией исходят
из целей и задач, представленных
на схеме рис. 1. Для достижения этих
целей в организациях целесообразно
иметь в действующих
Функции этого подразделения должны быть ориентированы на работников, которым нужна помощь в адаптации, а также выпускников учебных заведений, так как для них проблема адаптации стоит наиболее остро, чем у работников имеющих опыт работы в коллективе.
Рис. 1. Цели и задачи системы управления адаптацией персонала в организации[13]
Подразделение по управлению адаптацией
должно выполнять следующие функции:
изучение и прогнозирование конъюнктуры
рынка труда, проведение мероприятий
по адаптации к нему, осуществление
соответствующей
Важнейшие направления деятельности
подразделения по управлению адаптацией
персонала в организации
В обязанности менеджера по персоналу входят:
1.Ознакомление с организацией; характеристика; условия найма; оплата труда.
2.Представление руководителю, непосредственному начальнику, инструктору по обучению.
3.Организация экскурсии по
4.Разъяснение условий работы, ознакомление
с функциями (совместно с
5.Организация обучения(
6.Введение в коллектив,
Для новых работников организуется специальные курсы обучения и воспитания, призванный наиболее быстро и рационально адаптировать их к стилю и методам работы в организации или подразделении. Формами адаптации могут быть лекционные и семинарские занятия непосредственно в организации; выездные занятия на специальной учебной базе с приглашением специалистов и экспертов;выездной групповой тренинг.
Рис. 2. Направления деятельности подразделения по управления адаптацией персонала
В работе по проведению адаптации новых работников менеджер по персоналу должен использовать специально разработанную программу. Программа адаптации делится на общую и специализированную. Общая программа адаптации касается в целом всей организации и затрагивает следующие вопросы:
- общее представление об
- оплата труда в организации;
- дополнительные льготы:виды страхования; выходные пособия; пособия по болезни, болезням в семье,пособия по материнству; размер пенсии; возможности обучения на работе;
- охрана труда и техника
- отношение работников с
- служба быта; питания;комнаты отдыха; другие службы быта.
После реализации общей программы адаптации проводится специализированная программа адаптации. Она охватывает вопросы, связанные с конкретно с каким либо подразделением или рабочим местом. Обычно эту программу проводит линейный руководитель или наставники. Эта программа включает в себя следующие вопросы:
- функции подразделения,цели и приоритеты; организация, структура и функции; взаимоотношения с другими подразделениями;
- обязанности и ответственность;
- правила – предписания:правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения;правила техники безопасности; отношения с работниками других подразделений;питание, курение на рабочем месте; телефонные переговоры личного характера в рабочее время;
- осмотр подразделения:кнопка пожарной тревоги, входы и выходы; места для курения; места оказания первой помощи;
- представление сотрудникам
Данную программу можно
К организационным решениям по технологии процесса управления адаптацией могут быть отнесены следующие:
- организация семинаров,курсов и т.п. по различным вопросам адаптации;
- проведение индивидуальных
- интенсивные краткосрочные
- проведение организационно
- специальные курсы подготовки наставников;
- использование метода
- выполнение разовых
- выполнение разовых поручений
по организации работы органа
управления (производственного совещания,
- подготовка замены кадров при их ротации;
- проведение в коллективе
В.Р.Веснин описывает функции
По его мнению, при индивидуальном
введении в должность (которое, опять
же, предпочтительнее группового, так
как более эффективно и требует
меньших затрат),
Руководитель осуществляет инструктаж, контроль за первыми шагами новичка, выявляет сильные и слабые стороны его подготовки, определяет реальную потребность в дополнительном обучении, оказывает всестороннюю помощь в адаптации»[16].
Непосредственно процесс адаптации также значительно облегчается участием в нем руководителя. В его обязанности входит проведение предварительной работы с будущими коллегами,с тем чтобы новичка хорошо встретили; назначение опекуна, проверка состояния материальных условий труда.
В течение первой недели руководителю желательно ежедневно видеться с работником, узнавать об успехах и помогать устранить проблемы. Это позволит как можно раньше(идеально в течение месяца) полностью составить представление о его слабостях и достоинствах, взаимоотношениях в коллективе, исполнительности, внешнем виде.
Руководителю целесообразно
Со всеми этими выводами сложно не согласиться, так как в современных российских условиях, когда большая часть организаций не может себе позволить не то что организовать отдельное подразделение, выполняющее исключительно функции адаптации персонала, а даже нормально функционирующий кадровый отдел, который бы состоял из квалифицированных сотрудников, в этих условиях на плечи непосредственных руководителей ложиться гораздо больше функций.
Сложно утверждать, является ли концентрация адаптационных функций в руках руководителя положительным или отрицательным моментом. Делегируя ему эти функции, надо помнить, что сам руководитель тоже является объектом адаптации, и что ему,подчас, требуется некоторое время на приспособление к подчиненным.
Информация о работе Управление системой адаптации персонала на ОАО «ЗМА»