Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 10:57, дипломная работа
Цель исследования заключается в разработке путей совершенствования системы адаптации персонала на предприятии.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
- определить сущность и цели адаптации;
- определить составляющие системы управления адаптации работника на предприятии;
- изучение особенностей управления адаптацией персоналом;
- изучение опыта зарубежных и российских компаний по адаптации персонала;
- изучить систему управления персоналом на ОАО «ЗМА»;
- проанализировать систему адаптации персонала на ОАО «ЗМА».
Введение
1. Теоретические основы управления адаптацией персонала
1.1 Сущность адаптации
1.2 Система управления адаптацией персонала
1.3 Опыт зарубежных и российских компаний по адаптации персонала
2. Управление системой адаптацией персонала на ОАО «ЗМА»
2.1 Общая характеристика ОАО «ЗМА»
2.2 Система управления персоналом на ОАО «ЗМА»
2.3 Управление системой адаптации персонала на ОАО «ЗМА»
Заключение
Список использованной литературы
Безусловным признанием пользуются высококвалифицированные работники особо учитываемых профессий. В составе«Золотого фонда» работников ОАО «ЗМА» утверждено 160 человек. Все они прошли жесткий отбор и только лучшие из работников завода были удостоены этого почетного звания. В честь юбилейных дат, праздников и поощрений работникам ОАО«ЗМА» было выдано вознаграждений в сумме 95500 рублей (за первое полугодие2004г.).
Изобретательство и
В связи с этим в ОАО «ЗМА» проводятся ежегодные конкурсы «Лучшее изобретение года», «Лучшее рационализаторское предложение года», «Лучший изобретатель года», «Лучший рационализатор года».
Создаются условия для участия рационализаторов завода в смотрах-конкурсах, проводимых в ОАО «КАМАЗ»,республиканском смотре на лучшую организацию изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы среди предприятий РТ.
По профессиям, утвержденным постановлением Кабинета Министров Татарстана № 466 от 19.08.1992, прием женщин активного детородного возраста (до 35 лет) на работу не производится. В отдел по работе с персоналом обратились 2 женщины, работающие в тяжелых условиях труда, с просьбой перевести на другую легкую работу. В настоящее время они обучаются на дополнительную профессию с последующим переводом. Практикуются переводы беременных женщин на легкий труд (11 женщин).
Лицам, с ограниченной трудоспособностью была предоставлена возможность работать по гибкому графику. Гибкий график предоставляется работникам ОАО «ЗМА» по согласованию с непосредственным руководителем работника.
Дети работников завода пользуются преимущественным правом при приеме на работу, так за отчетный период в ОАО«ЗМА» на постоянную работу поступило 16 человек-детей работников предприятия.
Трудоустроились 11 работников демобилизованных из рядов Российской Армии, 6 человек из них были призваны в РА с нашего предприятия. 4 работника, демобилизованных из РА, получили единовременное материальное пособие в размере 22998 рублей.
Общее количество работников ОАО «ЗМА»составляет 2 937 человек, из них 607 - работников ИТР, 2330 – рабочих.
Сведения об образования работников завода: высшее профессиональное образование имеют 41 человек, среднее профессиональное – 565 человек, начальное профессиональное – 753 человека,начальное среднее и полное среднее имеют – 1203 человека. Всего за 2004 год уволилось649 человек, из них работники ИТР – 64 человека, рабочие – 585 человек, принято на работу 735 человек из них работники ИТР – 76 человек и рабочих - 659человек.
Целью системы управления адаптацией работников на ОАО «ЗМА»является обеспечение более быстрого вхождения в должность (профессию) принятого работника, уменьшение количества возможных ошибок, связанных с включением в работу, формирование позитивного образа организации, уменьшение дискомфорта первых дней работы.
Основными задачами адаптации являются:
- сокращение периода
- закрепление вновь принятых
работников в ОАО «ЗМА»,
- сокращение текучести
- экономия времени
- развитие у новых сотрудников благоприятного и позитивного отношения к работе, чувства удовлетворённости трудом;
- снижение чувства дискомфорта, тревожности и неуверенности у новых сотрудников;
- уменьшение издержек, связанных
со временем достижения новыми
сотрудниками необходимых
Общее руководство адаптацией вновь принятых сотрудников осуществляет заместитель директора по персоналу и организационному развитию.Организационные вопросы решают специалисты отдела по работе с персоналом,социолог, Совет молодых специалистов, наставники, руководители и линейный персонал подразделений (начальники цехов, отделов, мастера). Технические вопросы решают руководители подразделений и наставники, вопросы стимулирования новых сотрудников и их наставников — специалисты отдела трудовых отношений и организации труда.
Процесс адаптации вновь принятых сотрудников проходит в 3 этапа:
1 этап - подготовительный или этап профессиональной ориентации и отбора кандидатов на работу.
2 этап - этап профессиональной
3 этап - этап профессионального
саморазвития новых
2.3 Управление системой адаптацией персонала на ОАО «ЗМА»
Как и при наборе кадров, так
и при введении в должность
новичков важно понять основные мотивы,
обусловливающие для них
С целью решения поставленных задач было решено провести анализ программы адаптации персонала на ОАО «ЗМА» на соответствие ее основным требованиям по составлению данной программы.
Программа адаптации устанавливает общие правила и представляет собой комплекс необходимых действий.
Процесс адаптации носит индивидуальный характер. Для персонификации процесса необходимо создание Программы адаптации(Приложение 5) для каждого принятого работника. Содержание программы зависит от следующих факторов: содержания работы; статуса и уровня ответственности принятого работника; рабочего окружения; личных качеств работника.
Организация процесса адаптации на ОАО«ЗМА» происходит следующим образом. Накануне официального выхода принятого сотрудника на рабочее место непосредственный руководитель выполняет следующие процедуры: подготавливает должностную инструкцию работника; подготавливает все информационные материалы, которые будут выданы работнику в первый день работы;информирует заранее будущих коллег о приходе нового работник; назначает наставника или просит, кого – нибудь из будущих коллег оказывать неформальную помощь; проверяет готовность рабочего места; связывается с работником, для того чтобы убедиться, что все в порядке. Эти процедуры (действия) непосредственного руководителя направлены на снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником в первые дни работы.
Общее ознакомление предусматривает ознакомление и получение общего представления об истории, миссии и корпоративной (организационной) культуры ОАО «ЗМА». На данном этапе новый работник получает общее представление об ОАО «ЗМА»; ознакамливается с Коллективным договором ОАО «ЗМА», с основной политикой и стратегией, с порядком и сроком выплаты заработной платы, с дополнительными льготами, с правилами охраной труда и техникой безопасности, с правилами внутреннего трудового распорядка, с профсоюзом, со службой сбыта.
Следующий этап адаптации заключается в введение в подразделение (организацию) нового работника. Он предусматривает ознакомление и получение представления о подразделении (цех, отдел). На этом этапе работник: осматривает свое подразделение; представляется сотрудникам подразделения; знакомится с положением о подразделении; основами системы материального стимулирования и премирования работников; организацией питания на предприятии; процедурами, правилами, инструкциями, предписаниями; основными целями и задачами подразделения (отдела, цеха, участка); с порядком принятия пищи, курения, перерывов, отдыха; с порядком выноса вещей из отдела,предприятия; с порядком пользования телефонами.
Введение в должность (профессию)предусматривает ознакомление принятого работника с основными задачами рабочего процесса и технологическими процедурами подразделения. На данном этапе затрагиваются следующие темы: должностная инструкция работника; цели и функции рабочего процесса на рабочем месте сотрудника; процедуры взаимодействия с подразделениями, различными рабочими местами внутри подразделения; процедуры и технологические инструкции рабочего места; нормативы и критерии качества выполнения рабочих операций в системе общего рабочего процесса; возможность сверхурочных работ и порядок их организации в отделе, предприятии; порядок взаимопомощи и сотрудничества в отделе в случае отсутствия сотрудника; перечень исполняемых документов и порядок отчетности; порядок хранения, использования информации и уничтожения рабочей документации; пределы компетенции и инициативы сотрудника;технологические правила, процедуры характерные для данного рабочего места отдела предприятия; правила поведения в нештатной ситуации; перечень сведений,составляющих коммерческую тайну ОАО «ЗМА».
В результате проведенного анализа
нами установлено, что программа
адаптации персонала
На практике традиционно рассматривают
уровень удовлетворенности
Для выявления удовлетворенности
персонала нами совместно с сотрудниками
отдела по работе с персоналом (ОРП)
было проведено исследование удовлетворенности
персонала факторами морально-
Таблица 3. Удовлетворенность факторами морально-психологического климата в коллективе
Критерии |
Доволен (ИТР),% |
Доволен (рабочие),% |
Не доволен (ИТР),% |
Не доволен (рабочие),% |
Взаимоотношениями в коллективе |
36,8 |
87,5 |
10,5 |
6,2 |
Результатами своей работы |
68,4 |
81,3 |
5,3 |
6,3 |
Отношением коллег к выполнению своих обязанностей |
47,4 |
37,5 |
- |
6,3 |
Регламентом работы |
68,4 |
68,8 |
10,5 |
6,2 |
Сплоченностью коллектива |
26,3 |
56,3 |
26,3 |
15,5 |
Организацией досуга |
10,5 |
56,3 |
47,4 |
18,8 |
Предъявляемыми к Вам требованиями |
52,6 |
62,5 |
21,1 |
6,3 |
Перспективами своего служебного роста |
47,4 |
31,2 |
31,6 |
18,8 |
Равномерностью распределения нагрузки на сотрудников |
31,6 |
43,8 |
47,4 |
6,3 |
Отношениями с непосредственным руководителем |
94,7 |
68,8 |
- |
6,3 |
Взаимодействием с другими отделами |
47,4 |
56,3 |
5,3 |
25,0 |
Справедливостью морального и материального стимулирования |
26,3 |
18,8 |
31,6 |
31,3 |
Обеспечением необходимой для работы техникой в полной мере |
52,6 |
31,3 |
5,3 |
25,0 |
Возможностью общения в процессе работы |
94,7 |
43,8 |
- |
18,8 |
Бытовыми условиями труда |
47,4 |
6,3 |
10,5 |
75,0 |
Размером заработной платы |
15,8 |
12,5 |
68,4 |
50,0 |
При сравнении результатов оценки
удовлетворенности факторами
- взаимоотношения в коллективе,
- сплоченность коллектива,
- организация досуга.
Инженерно-технические
- отношения с непосредственным руководителем,
- возможность общения в
- бытовые условия труда.
Вместе с тем,рабочие в отличие от специалистов выразили сильное недовольство бытовыми условиями труда (75,0%).
Для выявления удовлетворенности
персонала отношениями с
Таблица 4. Удовлетворенность отношениями с непосредственным руководителем
Начальника |
Бригадира-мастера | |
Он – хороший человек |
6,3 |
12,5 |
Он – начальник |
68,8 |
50,0 |
Он лучше знает, как и что делать |
12,5 |
18,8 |
Он знает Ваши нужды и заботится о Вас |
6,3 |
- |
Он сам показывает пример в работе |
6,3 |
12,5 |
С ним опасно ссориться |
6,3 |
12,5 |
Он настоящий профессионал |
12,5 |
6,3 |
Вас могут лишить премии |
12,5 |
12,5 |
Как видим, большинство опрошенных выполняют распоряжения начальника и бригадира-мастера в силу того, что он обладает властными полномочиями (он -начальник).
При проведении анализа показателей
работы организации по повышению
удовлетворенности персонала
Профессиональная подготовка персонала ОАО «ЗМА» обеспечивает возможность выпуска высококачественной продукции.
При приеме на работу в условиях рыночной
экономики преобладают
- усилились требования к
- при приеме рабочих кадров
предпочтение отдается
Информация о работе Управление системой адаптации персонала на ОАО «ЗМА»