Управление социалным развитием предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследовать систему социального управления в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определение теоретических основ социального управления;
анализ системы социального управления в организации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ ………………………………………………..5
Сущность и содержание социального управления……………………...5
Задачи и структура управления социальным развитием организации...9
Основные функции социальной службы организации………………...14
Социальное планирование как необходимый элемент управления организацией……………………………………………………………...19
АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ НА ПРЕДПРИЯТИИ...……………………………………………………………23
Анализ организационно – функционального механизма социального развития предприятии……………………………………………………23
Оценка социальной политики предприятия……………………………27
Исследование проблем социального развития предприятия………….31
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ…..........................................................................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....44
ПРИЛОЖЕНИЕ
Схема управления РУП «ГПКО»……………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Управление соц. развитием пп.doc

— 278.00 Кб (Скачать документ)

      Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

      Таким образом, можно сказать, что ведущий  персонал РУП «ГПКО» имеет положительные характеристики и зарекомендовали себя только с лучшей стороны. Анализ табл. 2.1 показал, что численность персонала предприятия имеет тенденцию к росту. До 2008 года численность работников сокращалась, но к 2010 году стала выравниваться. Также данные таблицы показали, что персонал предприятия, имеющий высшее образование составляет чуть более 30% от общей численности. Как положительную тенденцию следует оценивать увеличение из года в год сумм заработной платы и выплат на социальные нужды, которые по сумме выросли за 5 последних лет на 81724648 тыс. руб.

      Основным  инструментом материального стимулирования является заработная плата (табл. 2.2).  
 
 
 

      Таблица 2.2

      Динамика  средней заработной платы работников РУП «ГПКО».

Год 2006 2007 2008 2009 2010
Средняя заработная плата, тыс.руб. 630 785 860 1110 1300

      Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

      На  предприятии за последние 5 лет наблюдается  повышение средней заработной платы  с 630 тыс. рублей в 2006 году до 1300 тыс. в 2010 году. Следовательно, с ее ростом увеличивается и мотивация работников. В тоже время существует значительные диспропорции между средней заработной платой работников и руководителей. Заработная плата работников в 1,5-2 раза меньше, чем заработная плата руководителей. Поэтому руководству необходимо обратить на данную проблему усиленное внимание.

      Предприятие РУП «ГПКО» самостоятельно разрабатывает и утверждает формы и системы оплаты труда – тарифные ставки и оклады.

      Моральное поощрение. Денежная мотивация по своей природе является «ненасыщаемой», человек быстро привыкает к новому, более высокому уровню оплаты. Тот уровень оплаты, который еще вчера мотивировал его на высокую трудовую отдачу, очень скоро становится привычным, теряя свою побудительную силу. Поэтому в РУП «ГПКО» большое внимание уделяется и моральному поощрению работников.

      Используется  достаточно широкий спектр средств  нематериального стимулирования: Доска  почета, выпуск специальных значков  для ветеранов труда, вручение почетных грамот, чествование лучших работников, публикации в корпоративном издании. Работников выдвигают на присвоение звания «лучших рабочий по профессии».

      Поощрения в связи с профессиональными  праздниками и юбилейными датами структурных подразделений РУП «ГПКО» (25-, 50-, 70-летие со дня ввода подразделения в эксплуатацию), а также с юбилейными датами работников (для мужчин – 50 и 60 лет, для женщин – 50 и 55 лет) подкрепляются материально. Это может быть ценный подарок либо денежная премия в размере до четырех минимальных тарифных ставок в зависимости от стажа работы на РУП «ГПКО».

      Социальные программы. Для того чтобы проводить работу по оздоровлению работников и их семей, предприятие содержит на своем балансе заводскую поликлинику, столовую. Всем занятым в основном производстве осуществляются выплаты на питание.

      Подготовка  и переподготовка кадров, поощрение их карьерного роста. Руководство РУП «ГПКО» осознает значимость такого мотивационного фактора, как поощрение профессионального роста и должностного продвижения работников. Персонал рассматривается в качестве ключевого фактора, определяющего эффективность использования всех остальных ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия. Администрацией завода утверждены два стандарта: система качества, подготовка кадров (СТПСК – 18.01.2000); система качества, обучение рабочих (СТПСК – 18.02.2001). Принятые стандарты устанавливают порядок обучения своего персонала.

      Поскольку процесс обновления кадров проходит медленно и многие специалисты, управленцы среднего звена, начальники цехов перерастают  свой служебный уровень, неизбежно  теряя мотивацию к труду, принята программа ротации кадров. Она обеспечивает формирование внутреннего кадрового резерва. Важная роль отводится молодым кадрам. Персонал завода пополнился выпускниками вузов Мордовии: по результатам тестирования около 30 претендентов принято стажерами в различные подразделения завода.

      На РУП «ГПКО» разработано специальное положение о мотивации труда работников за разработку, внедрение, выпуск новой продукции и внедрение работ согласно плану организационно-технических мероприятий (ОТМ). Положение включает следующие пункты.

       1. За увеличение объема выпуска  и реализации новой продукции  1-го года выпуска за счет  разработки и внедрения в серийное  производство новых изделий.

      2. За технические решения, предусматривающие  изменение конструкции и технологии изготовления изделий, методик измерения параметров ИЭТ, изменение состава материалов и сокращения их расхода, механизацию и автоматизацию производственных процессов, совершенствование организации труда и производства.

      3. Другие виды поощрений.

Таким образом, на РУП «ГПКО» существуют следующие виды заработной платы: сдельно-премиальная, косвенно-сдельно-премиальная, повременно-премиальная, аккордная, окладная. Причём, в результате анализа было выяснено, что для работников пятого разряда тариф повременной оплаты труда ниже тарифа сдельной оплаты на 10%. Следовательно, для того, чтобы зарплата повременщика и сдельщика была на одном уровне, нужно увеличить часовую ставку повременщика 

    1. Оценка  социальной политики предприятия
 

      На РУП «ГПКО» система мотивации труда представлена совокупностью следующих блоков: материальное стимулирование (зарплата, бонусы, участие в прибыли и др.), моральное поощрение (доска почёта, выпуск специальных значков для ветеранов труда и проч.), социальные программы, поощрение путем продвижения по службе, дополнительные формы поощрения за достижения в труде.

      К задачам социальной службы РУП «ГПКО» относится разработка и реализация мероприятии, обеспечивающих социальное партнерствовзаимно заинтересованное сотрудничество работодателей и наемных работников в решении социальных проблем. Партнеров представляют, с одной стороны, предприниматели и их ассоциации, а с другой — трудовые коллективы и профсоюзные РУП «ГПКО». Такое сотрудничество осуществляется постоянно, на двусторонней основе, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий и отраслей экономики, заключения коллективных договоров и соглашений.

      Функции отдела охраны труда и окружающей среды включает в себя:

    • оснащенность организации современной техникой, степень механизации и автоматизации работ, применение эффективных технологий и материалов;
    • организация труда с учетом внедрения современных научно-технических достижений в производство, поддержки автономности рабочих групп, укрепления трудовой, производственной и технологической дисциплины, усиления самостоятельности, предприимчивости, личной и групповой ответственности работников;
    • сокращение тяжелых и вредных для здоровья работ, выдача при необходимости специальной одежды и других средств индивидуальной защиты;
    • соблюдение санитарно-гигиенических норм, в том числе по состоянию производственных помещений и оборудования, чистоте воздуха, освещенности рабочих мест, уровню шума и вибрации;
    • наличие (и удобства) бытовых помещений (раздевалок, душевых), медпункта, буфетов, туалетов и т.п.

      В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют  три основных компонента: психологическая  совместимость работников, их социальный оптимизм, нравственная воспитанность. Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, социально-психологическая атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие.

      Анализ  должностных инструкций сотрудников  отдела кадров РУП «ГПКО»  показал, что работу по подбору кадров возглавляет руководитель структурного подразделения – начальник отдела кадров. Он совместно с плановым отделом, отделом организации труда и заработной платы составляет расчет текущей потребности в кадрах, определяет ее удовлетворение на основе изучения рынка труда, установления прямых связей с учебными заведениями и службами занятости.

      Функции отдел кадров РУП «ГПКО»:

  • формирование кадрового состава.
  • подготовка проектов актов (и их регистрация после издания), связанных с поступлением, увольнением, переводом сотрудников, заключение трудовых договоров, направлением в служебные командировки, оформлением должностных инструкций.
  • обеспечение должностного роста работников.
  • подготовка и ведение штатного расписания.
  • оформление отпусков, больничных листов, командировочных удостоверений.
  • подготовка и оформление документов индивидуального учета в системе государственного пенсионного страхования.
  • формирование кадрового резерва, организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование.
  • оформление и выдача служебных удостоверений.
  • ведение и хранение личных дел, трудовых книжек работников, личных карточек, своевременность внесения в них изменений.
  • изучение потребности в обучении, планирование профессиональной переподготовки, повышении квалификации работников. Взаимодействие с учебными заведениями по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
  • ведение единого учета работников Учреждения, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также проведение мероприятий по обеспечению работников и членов их семей путевками в лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные, детские подведомственные учреждения.
  • обеспечение соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.
  • рассмотрение обращений, заявлений и жалоб физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
  • консультирование работников по трудовому законодательству.

      Функции отдела труда и заработной платы:

  • расчет потребности в трудовых ресурсах
  • проведение коллективных переговоров
  • нормирование трудоемкости операций

      Основные  функции социально – бытового отдела:

  • прием, регистрация, учет, хранение документов, связанных с постановкой на учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подготовка и заключение договоров по объектам социально- бытового значения.
  • организация транспортного обслуживания работников в пределах своей компетенции.
  • контроль за обеспечением работников общественным питанием и другими социально-бытовыми услугами.
  • обеспечение бронирования железнодорожных билетов для сотрудников, выезжающих в служебные командировки.
  • обслуживание в пределах своей компетенции совместно с другими подразделениями проводимых производственных, общественных и др. мероприятий.

   Таким образом, основная работа с персоналом осуществляется Отделом кадров, который в соответствии с Положением об отделе является самостоятельным структурным подразделением предприятия.  

    2.3 Исследование  проблем системы социальной политики  предприятия 

      Слабые  стороны кадровой работы также имеют  место:

      - недостаточно решены вопросы организации труда, в части рационального использования рабочего времени; не достаточно организовано сотрудничество с высшими учебными заведениями;

      - не достигнут необходимый уровень корпоративной культуры персонала, лояльности и толерантности.

      За  последнее десятилетие РУП «ГПКО» пережило кризис. Сокращение мощностей производства, ухудшение условий труда, задержки выплаты заработной платы привели к резкому сокращению штата работающих и оттоку высококвалифицированных специалистов в сферы деятельности, не требующие высокой квалификации (прежде всего в торговлю).

      Нехватка  квалифицированных специалистов на РУП «ГПКО»  определила необходимость разработки кадровой стратегии. Целью кадровой стратегии должно стать сохранение уникального кадрового потенциала (в первую очередь, «ядра» - высококвалифицированных рабочих и специалистов).

Информация о работе Управление социалным развитием предприятия