Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:03, курсовая работа
Для современного человека владение технологиями управления стрессом и повышение мотивации является необходимыми условиями его эффективной деятельности. И, с одной стороны, эти технологии накоплены человечеством в достаточном количестве - в настоящее время к ним проявляется повышенный интерес, особенно в среде менеджеров, бизнесменов, людей экстремальных специальностей. Многие психологи и бизнес-тренеры проводят по этому направлению тренинги и семинары, пользующиеся большим спросом. Однако зачастую большинство предлагаемых методов не обоснованы научно, а также слабо связаны между собой. И это является первым фактором, обуславливающим актуальность данной работы.
Введение…………………………………………………………………..2-3
Глава 1 «Управление стрессами»
1.1.Понятие и механизм возникновения стресса………………….........4-5
1.2.Управление стрессом………………………………………………...5-27
Глава 2 «Мотивация и её роль в управлении организацией»
2.1. Понятие и механизм мотивации………………………………….27-30
2.2 Роль мотивации в управлении организацией ……………………30-33
2.3. Основные теории мотивации их значимость для менеджмента..33-38
Глава 3 «Мотивация и стресс»
3.1. Грамотная мотивация как средство снижения стресса…………39-40
Заключение………………………………………………………………...41
Список литературы………………………………………………………..42
Введение…………………………………………………………
Глава 1 «Управление стрессами»
1.1.Понятие и механизм возникновения стресса………………….........4-5
1.2.Управление
стрессом………………………………………………...
Глава 2 «Мотивация и её роль в управлении организацией»
2.1. Понятие и механизм мотивации………………………………….27-30
2.2 Роль мотивации в
управлении организацией ………………
2.3. Основные теории мотивации их значимость для менеджмента..33-38
Глава 3 «Мотивация и стресс»
3.1. Грамотная мотивация
как средство снижения стресса…
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Для современного человека владение технологиями управления стрессом и повышение мотивации является необходимыми условиями его эффективной деятельности. И, с одной стороны, эти технологии накоплены человечеством в достаточном количестве - в настоящее время к ним проявляется повышенный интерес, особенно в среде менеджеров, бизнесменов, людей экстремальных специальностей. Многие психологи и бизнес-тренеры проводят по этому направлению тренинги и семинары, пользующиеся большим спросом. Однако зачастую большинство предлагаемых методов не обоснованы научно, а также слабо связаны между собой. И это является первым фактором, обуславливающим актуальность данной работы.
Второй фактор связан с тем, что большинство существующих технологий чрезмерно громоздки и сложны в освоении и применении, что не позволяет их успешно использовать людям многих социальных и возрастных групп, чья жизнедеятельность, тем не менее, сопровождается регулярными стрессами (школьники, студенты, военнослужащие и т.д.).
Третий фактор, обуславливающий актуальность данной работы состоит в том, что использование всех техник управления стрессом происходит, как правило, УЖЕ в состоянии стресса. И успешное применение этих техник возможно только в том случае, если, попав в состояние стресса, человек будет способен хотя бы некоторое время не терять способности к целенаправленной рефлексивной деятельности. Только это позволит ему проанализировать и оценить происходящее, подобрать эффективный способ коррекции ситуации, своего поведения и/или состояния и применить этот способ, тем самым, выйдя из состояния стресса. Отсюда становится очевидным, что одновременно с освоением навыков управления стрессом у человека необходимо развивать способность противостоять стрессу хотя бы среднего уровня, хотя бы непродолжительное время, но при этом без существенного снижения эффективности его деятельности. (Для обозначения этого психического свойства в данной работе я буду использовать термин стрессоустойчивость.)
Обьект исследования: Организационное поведение. Управление персоналом в организации.
Предмет исследования: Управление стрессами. Мотивация и её роль в организации.
Цель курсовой работы: развить умения связывать теоретические положения с условиями современной практики менеджмента ; расширить собственное представление об управлении стрессом и роли мотивации в организации.
Задачи: приобретение навыков работы с нормативно-правовыми документами по изучаемой проблеме;
обобщение и систематизация результатов исследования проблемы, содержащихся в научной литературе;
выявление дискуссионных теоретических вопросов в рамках исследуемой проблемы и аргументация собственного подхода;
приобретение навыков обработки фактического материала, представления его в форме таблиц, диаграмм, графиков и их анализ.
Стресс - это психологическое состояние человека, в котором он ощущает сильное напряжение и страдание. Стресс существенно снижает эффективность работы человека, поэтому руководителю важно создать такие условия для работы, в которых его сотрудники будут чувствовать себя спокойно и уверенно. Стресс прямо или косвенно увеличивает затраты на достижение целей предприятия.
Чаще всего стресс
возникает в сложной или новой ситуации,
в случае выраженного риска, цейтнота,
возможного или разворачивающегося конфликта
– т.е. в тех ситуациях, которые практически
постоянно сопровождают жизнь современного
активного человека. К тому же в последнее
время все больше и больше людей стремятся
к сознательному самопознанию и саморазвитию,
а эта деятельность является стрессовой
по самой своей природе.
Для успешного управления стрессом человеку
необходимо:
А) Иметь ясное и достаточно
обширное представление об основных закономерностях
возникновения и развития стресса и о
способах управления им, позволяющее в
каждой конкретной ситуации подбирать
или создавать наиболее эффективные техники
управления уровнем стресса.
Б) Владеть разнообразными взаимозаменяемыми
техниками, позволяющими оценивать уровень
стресса в текущий или в прогнозируемой
ситуации и корректировать этот уровень
в соответствии со своими особенностями,
текущим психофизическим состоянием и
характером осуществляемой или планируемой
деятельности.
В) Обладать стрессоустойчивостью в такой
мере, которая позволяет успешно применять
данные техники в условиях развивающегося
стресса.
Подводя
итог вышесказанному, можно констатировать,
что современным людям
Основные теоретические
положения
Итак, для успешной
жизнедеятельности
А) Стресс – это универсальная
адаптивная реакция человека на опасную
или неопределенную, но при этом значимую
для него ситуацию, в условиях отсутствия
адекватного стереотипа поведении или
при невозможности его применить.
Б) Чаще всего стресс возникает в сложной
или новой для человека ситуации, в случае
выраженного риска, цейтнота, возможного
или реального конфликта.
В) Стресс – это защитный
механизм управления поведением человека
в целях поддержания его выживания. Объективно
стресс проявляется в мобилизации нервной,
иммунной и сердечно-сосудистой и мышечной
систем. Субъективно стресс переживается
в первую очередь, как состояние напряженности.
Г) Являясь эффективным механизмом управления
человеком в простых, «животных» ситуациях,
стресс затрудняет осуществление сложной,
целенаправленной, «человеческой» деятельности,
в первую очередь, ухудшая точность, скорость
и креативность мышления.
Д) Плюсы стресса для человека: выделяется
дополнительная энергия для решения проблемы;
организм «подсказывает» что делать -
убежать, напасть или затаиться; тренируется
нервная, иммунная и сердечно-сосудистые
системы.
Е) Минусы стресса для человека: энергии
может быть слишком много; организм «подсказывает»
в основном примитивные реакции, зачастую
противоречащие сознательному выбору;
при сильном стрессе иммунная система
истощается, нервная и сердечно-сосудистые
системы перенапрягаются.
Ж) Стресс «заставляет» человека действовать
не в целях развития, а в целях выживания.
Поэтому пока человек не развил свое сознание
до уровня, близкого по силе к уровню его
бессознательного, технологии управления
стрессом является необходимым условием
его эффективной деятельности, особенно
в новых для него областях.
Не секрет, что в большинстве видов профессиональной
деятельности все производственные технологии
стали чрезвычайно сложными в применении;
кроме того, они постоянно совершенствуются
и обновляются. К тому же ситуация в мировой
экономике, а в экономике России особенно,
стала настолько изменчивой и непредсказуемой,
что большинство технологий приходится
видоизменять «по ходу дела», делая это
зачастую в условиях цейтнота и недостатка
информации, как говорится, на свой страх
и риск. Кроме того, с каждым годом растет
и цена ошибки сотрудников, и в первую
очередь это касается руководителей всех
уровней. Все эти факторы приводят к тому,
что современные специалисты постоянно
работают под своеобразным психологическим
прессом, что отнюдь не повышает эффективность
их работы. Причем в ряде областей, например,
в области финансов эта проблема встает
чрезвычайно остро. Где же выход? Рецепт
прост, хотя и не легок в реализации: учиться
управлять стрессом! И хотя дело это отнюдь
не простое, но другой разумной альтернативы
нет.
Причем, чем сложнее
деятельность и условия, в которой она
осуществляется, тем сложнее и «изощреннее»
должны быть технологии по управлению
стрессом. Время кустарного подхода безвозвратно
прошло – сегодня успешно решать задачи
по управлению стрессом можно только с
помощью действенных и удобных в применении
технологий. Это интуитивно чувствуют
практики, об этом говорит и наука.
Не случайно на Западе
в программы по управлению стрессом вкладываются
значительные средства – игра стоит свеч.
В качестве яркого конкретного примера
внимания к этому вопросу можно привести
беспрецедентное решение руководителя
Лондонского метрополитена, который откомандировал
весь топменеджмент на 26-тидневный тренинг
по управлению стрессом. Результат был
ошеломительный: в течение года все прямые
(организация обучения) и косвенные затраты
(снижение прибыли) окупились только за
счет экономии на оплате больничных листов.
А ведь наверняка увеличилась производительность
труда за счет повышения работоспособности
сотрудников; уменьшились непроизводительные
расходы, связанные с ошибками персонала;
появились новые «неудобные», рискованные,
сложные, но при этом очень выгодные проекты,
на которые раньше «не хватало пороху».
Есть обнадеживающие
примеры и в России. В частности, в 2007 году
одним из четырех «горячих» проектов группы
«Ренессанс страхование» стала программа
«Стресс-аудит». Но, к сожалению, для российского
бизнеса все-таки это пока не типично.
Одно из положений психологии труда гласит следующее: «Любая деятельность ВСЕГДА осуществляется на двух уровнях: на первом - «внешнем» уровне ведется основная деятельность, а на втором - «внутреннем» уровне ведется деятельность по саморегуляции». И чем более сложной для субъекта является основная деятельность, чем в более экстремальных условиях она производится, тем большее внимание необходимо уделять деятельности по саморегуляции. И в первую очередь это относится к деятельности, осуществляемой в условиях стресса.(рис 1.1)
Структура эффективной деятельности, выполняемой на фоне стресса.
Рис 1.1.
Конечно, если человек выполняет хорошо освоенную им работу в привычных и комфортных условиях, то деятельность по саморегуляции осуществляется им в минимальном объеме. Но в современных условиях практически невозможно всегда работать в зонах устойчивой компетентности (по субъективной оценке - зона комфорта и рабочая зона). Изменение внешних условий, или ухудшение внутреннего состояния, или применение новых методов деятельности практически всегда приводят к тому, что человек попадает в зону неустойчивой компетентности (зону дискомфорта) или в зону некомпетентности (зону страха). А в этом случае стресс просто неизбежен! И тогда деятельность по управлению стрессом является просто необходимой, причем как для поддержания эффективности основной деятельности, так и для сохранения своего здоровья и работоспособности.
УРОВНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ
(ПО СУБЪЕКТИВНОМУ ПРИЗНАКУ)
И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
КАЧЕСТВА И НАВЫКИ
* Зона высокой компетентности;
** Зона средней компетентности;
*** Зона низкой компетентности;
**** Зона некомпетентности.
Рис 1.2.
Адаптированность – владение всем объемом информации,
навыков и качеств, необходимым для успешной
деятельности в определенных условиях.
Степень адаптированности определяет
размер зоны высокой и средней компетентности.
Адаптивность
– способность быстро (не входя в состояние
сильного стресса) перестраивать имеющиеся
навыки и активировать свои качества,
для адекватного ответа на требования
ситуации. Необходима в основном для деятельности
в зоне низкой компетентности.
Стрессоустойчивость
и навыки управления стрессом обеспечивают
человеку способность к осуществлению
эффективной деятельности в состояние
стресса. Необходимы при нахождении в
зоне низкой компетентности и зоне некомпетентности.
Исходя из этого, миссию современного
стресс-менеджмента можно сформулировать
так:
Миссия управления
стрессом заключается в том, чтобы
помочь людям сохранять их эффективность
и обеспечивать их безопасность при осуществлении
ими деятельности в зонах низкой компетентности
и некомпетентности.
Отсюда следует, что целевая группа управления
стрессом– это люди, которые хотят
оставаться эффективными, сохраняя при
этом свое здоровье и работоспособность,
при осуществлении ими новой или сложной
для себя деятельности, в условиях высокой
неопределенности, опасности или цейтнота,
находясь в нересурсных состояниях (утомления,
дискомфорта, эмоционального возбуждения
или апатии и т.д.).
Причем иногда для повышения эффективности
отдельных видов деятельности уровень
стресса целесообразно и повышать, поскольку
простые – «рутинные» задачи легче решаются
на повышенном уровне стресса(рис 1.3.)