Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:03, курсовая работа
Для современного человека владение технологиями управления стрессом и повышение мотивации является необходимыми условиями его эффективной деятельности. И, с одной стороны, эти технологии накоплены человечеством в достаточном количестве - в настоящее время к ним проявляется повышенный интерес, особенно в среде менеджеров, бизнесменов, людей экстремальных специальностей. Многие психологи и бизнес-тренеры проводят по этому направлению тренинги и семинары, пользующиеся большим спросом. Однако зачастую большинство предлагаемых методов не обоснованы научно, а также слабо связаны между собой. И это является первым фактором, обуславливающим актуальность данной работы.
Введение…………………………………………………………………..2-3
Глава 1 «Управление стрессами»
1.1.Понятие и механизм возникновения стресса………………….........4-5
1.2.Управление стрессом………………………………………………...5-27
Глава 2 «Мотивация и её роль в управлении организацией»
2.1. Понятие и механизм мотивации………………………………….27-30
2.2 Роль мотивации в управлении организацией ……………………30-33
2.3. Основные теории мотивации их значимость для менеджмента..33-38
Глава 3 «Мотивация и стресс»
3.1. Грамотная мотивация как средство снижения стресса…………39-40
Заключение………………………………………………………………...41
Список литературы………………………………………………………..42
Однако текущая саморегуляция
– это только верхушка айсберга. Если
вы находитесь в истощенном физическом
или психическом состоянии, если вы больны,
если у вас период депрессии, то быстро
изменить текущее состояние будет довольно
затруднительно. Но если вы внедрите в
свою жизнедеятельность комплексную программу
управления своими психическими состояниями,
то возрастет не только эффективность
оперативной саморегуляции, но и повысится
общий эмоциональный фон вашей жизни.
Так что это очень рентабельное вложение
времени.
Условно практика саморегуляции может
быть разбита на четыре большие части:
1) Профилактика негативных состояний.
2) Поддержание позитивных состояний. 3)
Коррекция состояния в случае его ухудшения.
4) Улучшение базового состояния.
ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ
Профилактика негативных состояний складывается из двух основных подходов: а) из укрепления психофизиологического здоровья и б) из рационального построения своей жизни. Метафорически это можно описать так: чтобы машина служила долго ее нужно: а) сделать крепкой и б) правильно эксплуатировать. Поскольку организм человека – это тоже своеобразная машина, то для него этот принцип подходит на 100%.
Основные
направления этого раздела
1) Физическая нагрузка.
2) Отдых и сон.
3) Питание.
4) Специальные процедуры.
5) Улучшение экологичности условий жизни.
6) Психогигиена.
ПОДДЕРЖАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ
Поддержание позитивных состояний
требует постоянного
КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
Коррекция психического состояния требуется в том случае, если за состоянием не удалось «уследить». Причем, чем раньше обнаружить ухудшение состояния, тем меньшими силами его можно восстановить. Легкое раздражение и глубокая депрессия требуют разных усилий для регулировки. В самой ранней стадии ухудшения состояния его можно отрегулировать одним лишь волевым усилием. Чуть в более «запущенной» фазе может помочь процесс «размысливания» состояния – рефлексия текущего состояния и анализ причин его ухудшения. Но если не сделать и этого, то негативное состояние стабилизируется, и для его регуляции уже требуются специальные приемы.
УЛУЧШЕНИЕ БАЗОВОГО СОСТОЯНИЯ
Принцип улучшения базового
психического состояния отражен
в народной мудрости: «Делай хорошо
– плохо само получится!». Рецепт
прост: не просто удерживать имеющееся
состояние, а постоянно его улучшать.
Эта идея – идея сверхзадачи (по
Станиславскому) – позволяет человеку
автоматически «проработать»
В улучшении базового состояния можно
выделить два основных направления:
1) Улучшение качества
состояния. Стремление от более простых
и слаборесурсных состояний к состояниям
более сложным и более ресурсным. Естественно,
для постановки и решения этой задачи
просто необходима шкала состояний.
2) Повышение стабильности
состояния. Снижение ситуативных колебаний
или, как говорят иногда, перепадов настроения.
СЛОН №3. САМОВОССТАНОВЛЕНИЕ
В мире животных сильные
стрессы следуют друг за другом с
перерывами, достаточными для восстановления
всех систем организма и пополнения
запаса энергии. К тому же естественные
стрессы обычно кратковременны. В
человеческом мире зачастую все наоборот,
что обуславливает
Восстановительные стратегии может быть
двух типов. Образно их можно назвать «Стратегия
водоворота» и «Стратегия второго дыхания».
Стратегия водоворота предполагает сознательное
полное прохождение стресса; типичный
пример: отпуск. Девиз этой стратегии –
«Подождать, когда накопятся дивиденды».
Принцип «Второго дыхания» предполагает
минимальное восстановление, достаточное
для продолжения борьбы. Типичный пример:
чашка кофе «на бегу». Девиз этой стратегии
– «Взять еще один кредит».
Выбор стратегии зависит от личного выбора,
но стоит учитывать степень истощения,
текущие обстоятельства, индивидуальные
особенности личности и т.д. Следует заметить,
что при тренировке стрессоустойчивости
не стоит увлекаться средствами восстановления.
Организм должен справиться с нагрузкой
самостоятельно.
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ
1) Психологические
средства: аутогенная тренировка, мышечная
релаксация, музыка и светомузыка, психорегуляция,
гипноз.
2) Психогигиенические
средства: интересный досуг, позитивные
кинофильмы, общение с природой, комфортабельные
условия жизни, хорошее общение.
3) Организационные
средства: сбалансированная активность,
правильный режим дня, планирование деятельности.
4) Медико-биологические
средства: массаж, водные процедуры,
бани, рациональное питание, полноценный
отдых и сон.
5) Фармакологические
средства: препараты женьшеня, золотого
корня, витамины и минеральные вещества,
биоактивные добавки, аромамасла. Особое
место занимает хороший зеленый чай. Правильно
организованная чайная процедура обладает
не только фармакологическим, но и ярко
выраженным психологическим действием.
При планировании восстановления (а также
всех остальных мероприятий стресс-менеджмента),
следует помнить про эффективность комплексного
подхода. Применив по одному мероприятию
из разных групп, можно получить более
значимый эффект, потратив в общей сложности
меньше времени и усилий.
Если говорить про минимизацию вложений
в стресс-менеджмент, то следует рассказать
про один из самых эффективных методов
восстановления – анализ ситуации, вызвавшей
стресс. При переизбытке энергии это отличный
способ канализировать эту энергию с пользой
для дела. При недостатке – это способ
мобилизоваться. Главное, что эта деятельность
должна быть направлена из прошлого в
будущее.
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СОБЫТИЙ
1. Перепросмотр. Что происходило? Что вы ощущали?
Что переживали? Что поняли?
2. Осмысление.
Что вы узнали нового о себе, об осуществляемой
вами деятельности, о Мире, в котором вы
живете? Как можно использовать это знание
для того, чтобы ваша жизнь стала лучше?
Куда вы можете и хотите двигаться дальше?
3. Выбор и Целеполагание.
Поставьте следующую цель и сформируйте
у себя установку достичь ее во чтобы-то
ни стало. (Не забывайте про конкретность
целеполагания).
4. Планирование.
Определите: Что? Как? Сколько? Когда? вы
будете делать. Удерживайте связь планов
с решением, а решения - с опытом исходной
ситуации.
5. Учет. Отмечайте
те из запланированных действий, которые
вы осуществили. В случае «забывчивости»
возвращайтесь мысленно к прошедшему
событию, поддерживая тем самым свою мотивацию.
БОЛЬШАЯ ЧЕРЕПАХА. ПОВЫШЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
Как было уже сказано, одновременно
с освоением навыков управления
стрессом у человека необходимо развивать
стрессоустойчивость, позволяющую ему
успешно противостоять стрессу хотя бы
среднего уровня и хотя бы непродолжительное
время. Только это позволит ему проанализировать
и оценить происходящее, подобрать эффективный
способ коррекции ситуации, своего поведения
и/или состояния и успешно применить этот
способ, тем самым, выйдя из состояния
стресса.
Основной подход к развитию стрессоустойчивости
– это добровольные сознательные регулярные
дозированные стрессовые воздействия,
на фоне которых целенаправленно выполняется
какая-либо деятельность. Методика развития
стрессоустойчивости совпадает с общими
принципами тренировки (сознательность,
целенаправленность, регулярность, систематичность
и т.д.), сложность заключается в подборе
упражнений. Поскольку стержневым переживанием
стресса является напряжение и дискомфорт,
то именно эти признаки помогают подбирать
упражнения на развитие стрессоустойчивости.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДБОРА
УПРАЖНЕНИЙ
НА ПОВЫШЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
• Экологичность.
Отсутствие вреда для тела, желательно
польза.
• Запас нагрузки.
Тренировочную нагрузку можно усиливать
по мере занятий практически до бесконечности.
• Дозируемость.
Нагрузку легко дозировать, подбирая оптимальный
«шаг».
• Простота. Простая
техника выполнения и безотказный инвентарь
помогают сосредоточиться на упражнении.
ДВА ОСНОВНЫХ ПОДХОДА К ПОВЫШЕНИЮ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
1. Метод Российского
спецназа: «Тяжело в ученье
– легко в бою»
В российских спецподразделениях офицеры
и сержанты традиционно культивируют
высокий уровень психического давления
на бойцов, причем организуется это так,
чтобы воздействие не прекращалось ни
на минуту. В результате те, кто адаптируются
к данному стрессу, начинают относиться
к такому уровню нагрузки, как к норме.
2. Метод японских
топменеджеров: «Прививка против
стресса»
В ряде японских фирм высшее руководство
раз в квартал вывозят в полувоенные лагеря,
где их подвергают высочайшим физическим
и психическим нагрузкам, в том числе побоям
и моральным унижениям. По некоторым сведениям
после этого в этих фирмах наблюдается
резкий подъем производительности труда,
а в отношениях между руководителями –
заметное уменьшение числа конфликтов
и недоразумений.
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
1. Физическая нагрузка. Выполнение упражнений «до
отказа» - через боль.
2. Температурные
воздействия. Как холодные, так и горячие.
Удобный способ – ванны. В горячей воде
наращивать нагрузку за счет увеличения
температуры, время пребывания 5-10 мин.
В холодной воде повышение нагрузки за
счет увеличения продолжительности процедуры,
температура минимальная.
3. Задержки дыхания.
На вдохе или на выдохе «до упора». Сидя
на полу. Сохраняя неподвижность и расслабленность.
Концентрируясь на ощущениях.
4. Голодания.
1-2 раза в неделю без прекращения повседневной
деятельности.
5. Болевые воздействия.
Массаж веником в бане. Давящий массаж
ногами. Ипликатор Кузнецова. «Железная
рубашка» - ударная закалка тела и другие
упражнения из арсенала боевых искусств.
Кстати, занятия боевыми искусствами являются
прекрасным методом развития общей стрессоустойчивости,
а также методом коррекции своего базового
психического состояния и восстановления
после стрессов.
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ
И УЧЕТА ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ
ПРОГРАММЫ
1. Планирование
нагрузки. Что? Как? Сколько?
вы будете делать. Необходимо выбрать
подходящие для Вас упражнения, определить
их объём и интенсивность.
2. Составление расписания
тренировок. Что когда вы будете
делать? Следует определить количество,
продолжительность и время проведения
тренировок. Затем распределить между
ними нагрузку, с учётом того, что ряд упражнений
можно выполнять в течение дня.
3. Учёт выполнения
программы тренировок. Как вы будете фиксировать
свои действия и их результаты? Что вы
будете делать с этой информацией?
Наиболее оптимальным является ежедневное
заполнение таблицы выполнения заданий
и еженедельный контроль объёма выполненной
работы. В древности эта система использовалась
буддийскими монахами, а сейчас она получила
широкое распространение в спорте.
В процессе этой деятельности следует
помнить про УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ любой
тренировки:
1. Целенаправленность и сознательность.
2. Оптимальность нагрузки.
3. Непрерывность и систематичность занятий.
4. Динамичность (постоянное повышение
нагрузки).
МЕТОДИКА ВНЕДРЕНИЯ
• Переход от учебных задач
к практическим должен происходить постепенно,
с некоторым «наложением». При внедрении
новых технологий в практическую деятельность
начинать лучше с решения задач средней
сложности и ответственности (легкие задачи
недомотивируют, а сложные чрезмерно напрягают).
• Оптимальная последовательность внедрения
новых навыков: 1) «Медленные» среднезначимые
задачи. 2) «Медленные» высокозначимые.
3) «Быстрые» среднезначимые. 4) «Быстрые»
высокозначимые. *Для «быстрых» типов
темперамента, второй и третий шаги можно
поменять местами.
• «В работе» лучше всего иметь три формы:
одна разучивается, вторая совершенствуется,
третья внедряется.
Организация эффективной деятельности в случае стресса.
Начиная какую-либо деятельность, находясь при этом в состоянии стресса, следует учитывать две тенденции:
1) Эффект врабатывания – в случае правильной организации
работы, состояние будет улучшаться.
2) Снижение стрессогенности
ситуации – в случае правильной организации
работы, количество и сила стресс-факторов
будет уменьшаться.
Отсюда следует, что в случае стресса по возможности лучше придерживаться следующей последовательности действий:
Общие
принципы
• Сначала менее значимые действия, затем
– более значимые.
• Сначала более простые, затем - более
сложные.
• Сначала хорошо освоенные, затем – освоенные
хуже.
В случае перевозбуждения:
• Сначала более энергоемкие, затем менее
энергоемкие (принцип «сброса топлива»).
• Сначала индивидуальные действия, затем
взаимодействия с партнером (ненароком
не «поранить» партнера).
В случае апатии:
• Сначала менее энергоемкие действия,
затем более энергоемкие (принцип «раскачки»).
• Сначала взаимодействия с партнером
(принцип «подзарядки»), затем индивидуальные
действия.
В случае сильного
нежелания что-то делать:
• В хаотичном порядке (принцип «Швейцарского
сыра»).
ПОЛНЫЙ АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ
В общем виде алгоритм управления стрессом может быть разбит на три этапа: Моделирование и планирование; Проверка; Реализация.
1. МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ
1. Описать текущую или
предстоящую стрессогенную ситуацию.
2. Оценить сложность задачи и определить
оптимальный для ее решения уровень стресса
(средний, низкий, высокий).
3. Оценить предполагаемую или текущую
степень стрессогенности ситуации.
4. Оценить свое долгосрочное психическое
состояние и уровень своей стрессоустойчивости.
5. Оценить потенциальный или реальный
уровень стресса и свою предполагаемую
эффективность при решении данной задачи.
6. Определить до какой степени желательно
снизить (повысить) уровень стресса и/или
повысить свою стрессоустойчивость.
7. Исходя из задачи и из своих возможностей,
выделить необходимый ресурс: временной,
эмоциональный, при необходимости финансовый.
8. Разработать план мероприятий по управлению
стрессом в данной ситуации:
• по снижению стрессогенности
ситуации;
• по улучшению своего долгосрочного психического
состояния и здоровья и по повышению своей
стрессоустойчивости (базовой, ситуативной).
• по саморегуляции (отобрать удобные
для себя и адекватные ситуации методы
саморегуляции; при необходимости освоить
новые или усовершенствовать владение
старыми).
• по восстановлению после завершения
стрессовой ситуации.