Управление стрессами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание

Для современного человека владение технологиями управления стрессом и повышение мотивации является необходимыми условиями его эффективной деятельности. И, с одной стороны, эти технологии накоплены человечеством в достаточном количестве - в настоящее время к ним проявляется повышенный интерес, особенно в среде менеджеров, бизнесменов, людей экстремальных специальностей. Многие психологи и бизнес-тренеры проводят по этому направлению тренинги и семинары, пользующиеся большим спросом. Однако зачастую большинство предлагаемых методов не обоснованы научно, а также слабо связаны между собой. И это является первым фактором, обуславливающим актуальность данной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2-3
Глава 1 «Управление стрессами»
1.1.Понятие и механизм возникновения стресса………………….........4-5
1.2.Управление стрессом………………………………………………...5-27
Глава 2 «Мотивация и её роль в управлении организацией»
2.1. Понятие и механизм мотивации………………………………….27-30
2.2 Роль мотивации в управлении организацией ……………………30-33
2.3. Основные теории мотивации их значимость для менеджмента..33-38
Глава 3 «Мотивация и стресс»
3.1. Грамотная мотивация как средство снижения стресса…………39-40
Заключение………………………………………………………………...41
Список литературы………………………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

Управление стрессами. Мотивация и её роль в управлении организацией..docx

— 385.81 Кб (Скачать документ)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ВЫПОЛНЯЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
И УРОВНЯ ИСПЫТЫВАЕМОГО СТРЕССА 
ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ РАЗНОГО КЛАССА СЛОЖНОСТИ

Рис 1.3.

И если теперь посмотреть на деятельность современных специалистов сквозь призму вышеизложенного, то станет абсолютно ясно: освоения технологий управления стрессом является необходимым  условием эффективной экологичной профессиональной деятельности современного человека.

                                         Стресс: хочешь управлять-измеряй

Кроме понимания, что такое  стресс, необходимо также ясно понимать, от чего стресс зависит. На наш взгляд, уровень стресса принципиально  зависит все лишь от двух факторов: от степени стрессогенности ситуации и от текущего состояния субъекта. Чем более стрессогенна ситуация и чем менее ресурсно состояние, тем уровень стресса будет выше; и наоборот.

Однако в случае преобладания психологических стресс-факторов силу испытываемого стресса определяет не только объективная степень угрозы, но и ее субъективная оценка, а также  уверенность данного человека в  своей способности этой угрозе противостоять. Отсюда формула психологического стресса  будет такой:

И ключевым звеном здесь  является состояние субъекта! Согласитесь, что состояние влияет и на субъективную оценку ситуации и на оценку человеком  своих возможностей. А это значит, что изменение состояния влияет на силу испытываемого стресса нелинейно: небольшое ухудшение состояния  резко усиливает уровень стресса, небольшое улучшение состояния  уровень стресса резко снижает. 
 
Итак, снижая стрессогенность ситуации и управляя своим психическим состоянием, можно эффективно управлять уровнем стресса. Однако в реальности степень сложности решаемых задач периодически не позволяет даже обученному специалисту эффективно управлять стрессом – человеку элементарно не хватает «оперативной памяти». И тогда приходится работать в состоянии стресса. И в этом нет ничего страшного, если стрессы не накладываются друг на друга. А чтобы этого не происходило, необходим еще один элемент– восстановление. 
 
Таким образом, эти три задачи – управление стрессогенностью ситуации, управление своим состоянием и восстановление после стресса – являются теми тремя слонами, на которых стоит современное  эффективное управление стрессом.(рис 1.4.)

Рис 1.4.

А теперь рассмотрим более  подробно каждый компонент стресс-менеджмента и начнем с «первого слона» – со снижения стрессогенности ситуации.

СЛОН № 1. СНИЖЕНИЕ СТРЕССОГЕННОСТИ СИТУАЦИИ

Потенциальную способность  какой-либо ситуации вызывать у людей  стресс обычно называют стрессогенностью. Степень стрессогенности ситуации определяется количеством и силой отдельных стресс-факторов, присутствующих в текущий момент времени. Отсюда становится понятно, что для эффективного управления стрессогенностью ситуации необходимо:

• Хорошо различать типичные стресс-факторы. 
• Уметь определять силу их действия на себя. 
• Знать в достаточном количестве эффективные и удобные для себя методы купирования (снижения силы) этих стресс-факторов; уметь их применять.

Какие же основные стресс-факторы  можно выделить? На наш взгляд, таких  факторов шесть:

1. Значимость ситуации. Критерий – цена отказа. Что для себя ценного я потеряю, если откажусь от выполнения данной деятельности или от нахождения в данной ситуации?

2. Новизна и  неопределенность. Критерий – отсутствие знаний, умений, навыков и информации, необходимых для успешного осуществления данной деятельности или для безопасного нахождения в данной ситуации.

3. Нагрузка. Критерий – количество затрат и уровень дискомфорта, испытываемого мною при осуществлении данной деятельности или при нахождении в данной ситуации. Что для себя ценного я теряю (время, усилия, средства)? Какую цену нужно заплатить за выигрыш?

4. Риск. Критерий – цена ошибки. Что для себя ценного я потеряю, если я сделаю неправильное действие?

5. Цейтнот. Критерий – отсутствие запаса времени, достаточного для спокойного обдумывания вариантов поведения, или для перехода в более ресурсное состояние, или для повторения работы в случае ошибки.

Для того чтобы лучше понять влияние этих стресс-факторов на уровень  стрессогенности ситуации, можно использовать ППП – Правило Пяти Пальцев. Оно заключается в следующем: 
 
Для того чтобы захватить кистью руки какой либо предмет, необходимо усилие большого пальца и хотя бы одного из оставшихся четырех. В метафоре «пяти пальцев» Фактор №1 (Значимость ситуации) соответствует большому пальцу, а все другие факторы - оставшимся пальцам. Таким образом, если значимость ситуации близка к нулю (если я легко могу отказаться от данного проекта), то даже при максимальной силе остальных факторов, стрессогенность ситуации будет незначительной. И наоборот: даже высокая значимость ситуации не будет вызывать стресс, если человек компетентен в данной деятельности, чувствует себя комфортно, знает обо всех предстоящих изменениях, имеет право на ошибку и располагает неограниченным запасом времени. В виде формулы это правило можно выразить так:

СТРЕССОГЕННОСТЬ = Значимость х (Новизна и неопределенность + Риск + Нагрузка + Цейтнот)

При количественной оценке каждого фактора по 5-бальной системе  максимальный уровень стрессогенности ситуации составляет 100 баллов. Как правило, 70 баллов – это критический порог, характерный для экстремальных ситуаций, в которых высока вероятность смертельного исхода, а 30 баллов – это порог высокой стрессогенности, когда уже требуется использование специальных мероприятий. 
 
Если говорить о самом эффективном подходе к снижению стрессогенности ситуации, то выгоднее всего снижать значимость. Если вы всегда имеете несколько запасных варианта, то, скорее всего, они вам не понадобятся. Причем не забывайте о том, что субъективную значимость ситуации при осуществлении ответственных проектов стоит преуменьшать, а значимость «проходных» проектов лучше преувеличивать. Великий китайский полководец Сунь-дзы сказал про это так: «Великие дела делай легко, малые дела делай внимательно». 
 
Очень эффективный подход разработали японские самураи. Самурай ежедневно уделял некоторое время на подготовку к смерти. Причем что парадоксально: самураи, которым удавалось выработать у себя установку, что «они уже умерли», погибали в сражениях реже, чем остальные. Этот принцип - «принцип самурая» можно трактовать так: «Действуй так, как будто самое плохое уже произошло!». Похожий принцип исповедовали и европейские рыцари. Он звучал так: «Делай, что должно и пусть будет, что будет!». 
 
В общем виде алгоритм снижения стрессогенности ситуации может выглядеть так:

Предварительно 
1.  Провести инвентаризацию своих жизненных ценностей, проранжировать все свои ценности по 5-бальной шкале (что соответствует одному балу, что двум и т.д.). 
2.  Описать текущую или предстоящую стрессогенную ситуацию, «вжиться» в нее. 
3.  Проанализировать и просчитать ситуацию по формуле стрессогенности. Выбрать приоритетные направления (наиболее сильные стресс-факторы). 
 
Снижение Значимости 
1.  Определить варианты и цену отказа. Какие я вижу способы ухода из данной ситуации и что я потеряю в каждом из рассмотренных случаев? К каким последствиям это приведет (негативным, позитивным)? 
2.  Как я могу снизить объективную и субъективную цену отказа? Как я могу на объективном и субъективном уровне уменьшить вероятность и/или негативные последствия отказа? Повысить позитивные? 
3.  Что я могу потерять, если начну реализацию стрессового проекта? Что приобрести? Могу ли я выйти из проекта в процессе его реализации? Какой ценой? 
4.  Составить комплексный план снижения значимости ситуации и реализовать его. 
 
Снижение Новизны и неопределенности 
1.  Смоделировать и проанализировать предстоящую ситуацию. 
2.  «Проиграть» возможные варианты развития ситуации, определить, какой информации не хватает. 
3.  Дособрать необходимую информацию. При явном недостатке информации подготовиться «психологически». 
4.  Составить профиль своей компетентности в этой области. 
5.  Сравнить свой профиль с необходимым. Определить «зазор». 
6.  Проанализировать способы повышения своей компетентности и/или снижения сложности предстоящей деятельности. Найти нелинейные (психологические) варианты. 
7.  Составить комплексный план и реализовать его. 
 
Снижение Нагрузки и Риска 
Аналогично фактору Значимости, но с учетом того, что потери вследствие дискомфорта возникают во время деятельности, а вследствие риска - в случае ошибки. 
 
Недостаток времени 
Использовать Таймменеджмент и здравый смысл.

СЛОН №2. УПРАВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИМИ СОСТОЯНИЯМИ

Психическое состояние –  это целостная характеристика психики  человека в текущий период или  момент времени. Актуальное психическое  состояние определяет своеобразие  всех процессов, протекающих в данный момент времени в психике человека: внимания, мышления, воображения, воли, поведения и т.д. Актуальное состояние  зависит от множества факторов: от свойств личности человека, от долговременного  состояния, от текущей ситуации и  от оценки ее субъектом, от актуальных потребностей субъекта и от его возможностей. 
 
Психические состояния – это способ вневолевого управления поведением человека в целях его адаптации к окружающей среде. Плюсы этого в экономии времени и сил на сознательную регуляцию поведения. Минусы - в стереотипности возникающих реакций и в сопротивлении сознательному выбору человека в случае осуществления им новой или развивающей деятельности (типичный пример – состояние усталости при тренировке). 
 
Как правило, состояния, как механизм управления человеком, представляют его древнюю, животную часть, зачастую противопоставляясь разуму. Именно поэтому люди, которые стремятся реализовать принцип свободы выбора, практически всегда сталкиваются с необходимостью освоения методов саморегуляции. Кроме того, повторяющиеся состояния постепенно меняют соответствующие им свойства личности: если человек регулярно пребывает в состоянии лени, он становится ленивым, в состоянии отваги – отважным и т.д.

В общем виде алгоритм освоения методов саморегуляции может быть описан так:

1.  Создать карту состояний – выделить и систематизировать основные известные состояния, обозначить их удобным образом, запомнить их объективные признаки и сопутствующие им субъективные переживания. 
2.  Научиться легко различать как качественно, так и количественно отличающиеся состояния. 
3.  Научиться переходить из одних состояний в другие: сначала в соседние состояния, затем во все более и более отдаленные. 
4.  Сначала пользоваться опосредованными приемами – движением, дыханием, внешними воздействиями и т.д. Со временем стремиться переходить из состояния в состояние исключительно за счет волевого усилия.

Одну из самых простых  и в тоже время действенных  систем описания психических состояний  создали в советском спорта.(рис 1.5.)

Рис 1.5.

Из нее видно, что при  неадекватном перевозбуждении следует  успокаиваться, а при вялости  – мобилизовываться. Причем при сильно выраженной акцентуации стартового состояния можно использовать метод «водоворота» - предварительно применить кратковременное воздействие усиливающего характера. А для усиления и стабилизации стартовой боевой готовности можно использовать метод «маятника» - разогнаться, а потом успокоиться. Или же «помедитировать», а потом встряхнуться. 
 
Все специальные приемы саморегуляции опираются на идею взаимосвязи текущего состояния человека и уровня сложности задач, которые он может в этом состоянии эффективно решать. И если в состоянии утомления вы не можете эффективно решать сложные творческие задачи, то решить задачу обливания из ведра или заваривания крепкого чая вы наверняка способны. А после этого, когда состояние изменится в сторону бодрости, можно возвращаться к основной деятельности. 
Единственная сложность состоим в том, что в негативных состояниях сознание сужается, снижается критичность мышления, и человек зачастую не понимает, что его текущее состояние препятствует его эффективной деятельности. Или человеку кажется, что саморегуляция – это еще более сложная деятельность, поэтому лучше просто «дотерпеть» или «поднатужиться». Для решения этой проблемы человеку может помочь привычка к саморефлексии и набор простых методов саморегуляции, техника которых доступна в самом помраченном состоянии.

                             СОЗДАНИЕ МЕТОДОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ

      Принцип подбора большинства методов саморегуляции – это «внутреннее-внешнее-внутреннее». Выделяется какой-либо параметр поведения, отражающий внутреннее состояние человека, но поддающийся волевому контролю (дыхание, мимика, характер движений и т.д.). После чего волевым образом этот параметр меняют в ту сторону, в какую желательно изменить состояние. 
      Основными формами саморегуляции являются следующие: Движение; Дыхание; Медитация; Вербализация; Визуализация; Внешние воздействия. Кроме того, негативное психическое состояние можно отрегулировать за счет изменения контекста, за счет переноса внимания и т.д. В качестве еще одного метода, получившего широкое распространение благодаря НЛП, можно выделить, так называемые, «якоря» - знаки, связанные в сознании с желаемыми состояниями.

МЕТОДИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ

При коррекции стартовых  состояний, также как при любой  саморегуляции оптимально использовать следующий алгоритм:

  1. Определить характер и степень выраженности текущего состояния. 
    2.  Оценить характер своей текущей или предстоящей деятельности. 
    3.  Определить оптимальное состояние. 
    4.  Выбрать из своего арсенала или придумать метод саморегуляции, адекватный задаче и текущей ситуации (самому состоянию, запасу времени, обстановке). 
    5.  Применить данный метод, отслеживая эффект. При необходимости внести в метод коррективы или заменить его на другой.

Наиболее простые и  действенные методы саморегуляции приведены в данной таблице:

Таблица 1.6. «Простейшие методы коррекции стартовых состояний»

 

Коррекция стартовой  апатии 
(стимулирующие воздействия)

Коррекция стартовой  лихорадки 
(релаксирующие воздействия)

Воздействие через  тело

Быстрые, резкие, линейные движения

Медленные, плавные, «округлые» движения

Напряжение мышц

Расслабление мышц

Воздействие холодом или  термоконтрастами

Воздействие теплом

Массаж: воротниковая зона –  жестко, крестцовая – мягко

Массаж: воротниковая зона –  мягко, крестцовая – жестко

Дыхание: с акцентом на выдох, с паузой после вдоха

Дыхание: с акцентом на вдох, с паузой после выдоха

Открытые пространства

Закрытые пространства

Бодрая громкая ритмичная  музыка

Спокойная негромкая мелодичная музыка

Сенсорная стимуляция

Сенсорная депривация

Воздействие через  сознание

Концентрация внимания

Деконцентрация внимания

Внимание на внешних объектах

Внимание на внутренних объектах

Концентрация на ощущениях  прохлады, легкости, бодрости

Концентрация на ощущениях  тепла, тяжести, усталости

Коммуникация

Изоляция

Преувеличение значимости предстоящей  деятельности

Преуменьшение значимости предстоящей  деятельности

Мысленное введение в ситуацию наблюдателя

Мысленное выведение из ситуации наблюдателя

Взятие на себя ответственности  за ситуацию

Разделение ответственности  за ситуацию

Информация о работе Управление стрессами