Управления государственной собственностью в условиях переходной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание

Целью моей работы станет рассмотрение существующих методов определения эффективности использования государственной и муниципальной собственности, а также изучить критерии и показатели системы оценки эффективности управления собственностью.
Определить основные проблемы оценки эффективности оценки государственной собственности и пути их решения.

Содержание

Введение________________________________________________2
Глава 1. Методология управления государственной собственностью в условиях переходной экономики.__________________________________4
1.1. Сущность, критерии эффективности и методы управления государственной собственностью.___________________________________5
1.2. Показатели управления государственной собственностью.__________14
1.3. Народнохозяйственный уровень.________________________________17
Глава 2. Оценка эффективности управления государственными пакетами акций._________________________________________________20
2.1. Методы оценки с позиции собственника._________________________22
2.2. Оценка с позиции управляющего._______________________________23
2.3. Оценка с позиции правительства.________________________________24
Глава 3. Проблемы оценки эффективности управления государственной и муниципальной собственностью._________________________________28
3.1. Эффективность, результативность и качество управления государственной собственностью.___________________________________33
Заключение______________________________________________________40
Список использованной литературы_________________________________42

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 69.88 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение________________________________________________2

Глава 1. Методология управления государственной собственностью в условиях переходной экономики.__________________________________4

1.1.  Сущность, критерии  эффективности и методы управления  государственной собственностью.___________________________________5

1.2.  Показатели управления  государственной собственностью.__________14

1.3.  Народнохозяйственный  уровень.________________________________17

Глава 2. Оценка эффективности управления государственными пакетами акций._________________________________________________20

2.1.  Методы оценки с  позиции собственника._________________________22

2.2.  Оценка с позиции  управляющего._______________________________23

2.3. Оценка с позиции  правительства.________________________________24

Глава 3. Проблемы оценки эффективности управления государственной и муниципальной собственностью._________________________________28

3.1.  Эффективность, результативность и качество управления государственной собственностью.___________________________________33

Заключение______________________________________________________40

Список использованной литературы_________________________________42

 

 

 

 

 

Введение

Требования эффективного управления государственной собственностью постоянно находятся в числе  первоочередных, предъявляемых обществом  к избранным органам государственной  власти, и, соответственно, находят  отражение в числе первоочередных решаемых ими проблем. В российских условиях они имеют определенную специфику и приобретают, в известной  мере, еще большее значение. Это  обусловлено наличием крупнейших в  мире ресурсов недр и земельной недвижимости и, одновременно, не удовлетворяющим  общество уровнем качества жизни, крайне недостаточным инфраструктурным развитием  обширных территорий страны и ее регионов, а также сложившимся за многие десятилетия сложным менталитетом граждан по отношению к народной собственности. Тезисы об эффективном  управлении, использовании, охране и  распоряжении государственной собственностью в той или иной форме присутствуют в программах всех политических партий и выступлениях лидеров страны.

Управление собственностью заключается в целенаправленной скоординированной деятельности различных  категорий менеджеров, обладающих соответствующими полномочиями от имени наделенных определенными  правами субъектов собственности - органов федеральной, региональной и муниципальной власти, юридических  и физических лиц. Эффективное управление позволяет максимизировать результаты владения, пользования и распоряжения объектами собственности в рамках законодательно установленных ограничений.

Вопросам эффективного управления посвящена достаточно обширная отечественная  и зарубежная литература по теории и практике управления в различных  областях деятельности, для разных уровней и форм собственности, видов  систем и объектов управления производственного, организационно-технологического, социально-экономического и иных типов. Поэтому, исследуя проблему эффективного управления государственной  собственностью (или, более конкретно, различными видами объектов государственной собственности), ориентируясь на базовые принципы общей теории управления, относящиеся к эффективности, при их адаптации следует учитывать особенности государственного управления и специфические свойства различных видов объектов государственной собственности.

Практически 80% акций, закрепленных за государством, Госкомимуществом передано министерствам и ведомствам, свыше 10% - субъектам федерации и лишь около 9% контролируется Госкомимуществом. В сущности, 90% предприятий являются «народными» с коллективно-деловой  формой собственности.

В этой связи важность оценки эффективности системы управления собственностью, разработка которой, по идее, должна была бы составлять основу стратегии управления собственностью, трудно переоценить.

Целью моей работы станет рассмотрение существующих методов определения  эффективности использования государственной  и муниципальной собственности, а также изучить критерии и  показатели системы оценки эффективности  управления собственностью.

Определить основные проблемы оценки эффективности оценки государственной  собственности и пути их решения.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Методология управления государственной собственностью в условиях переходной экономики.

Процесс управления государственной собственностью и одной из ее составляющих - федеральной собственностью - должен быть эффективным, то есть, должен осуществляться таким образом, чтобы затраты на ее содержание и управление не превышали доходов, полученных от процесса управления. Для этого в процессе управления необходимо применять некий набор методов и приемов управления, которые в совокупности составляют единую методологию управления федеральной собственностью в переходной экономике.

Теоретический (качественный) анализ объекта управления, базирующийся на социально-экономической основе, всегда предшествует его детальному изучению и является необходимым  условием правильной организации процесса управления и безошибочного толкования его финансовых результатов. Необходимым  условием успешного управления федеральной  собственностью является понимание  сущности объекта управления или  технологического процесса, знание причин развития и особенностей конкретной обстановки.

На взгляд большинства  ученых, для описания и раскрытия сущности процесса управления федеральной собственностью в условиях переходной экономики необходимо провести структурирование методов и приемов управления и ввести некоторые понятия и определения, по существу оказывающие влияние на разработку и принятие управленческих решений при осуществлении управления объектами государственной собственности.

В этой связи целесообразно провести классификацию:

1) федеральной собственности,  как совокупности различных объектов  управления;

2) методов управления  федеральной собственностью.

Кроме этого, на основании  проведенной классификации необходимо сформулировать критерии эффективности  управления ГС в условиях переходной экономики.

 

    1. Сущность, критерии эффективности и методы управления государственной собственностью.

Содержание процесса управления федеральной собственностью.

Формирование реальных схем управления федеральной собственностью следует осуществлять исходя из принципов  эффективного менеджмента, используя  базовые положения гражданского и хозяйственного законодательства. Практическая реализация этих задач  одновременно может служить своеобразной проверкой создаваемых механизмов управления, которые осуществляются в рамках единого замкнутого процесса управления.

Одна из главных особенностей управления федеральной собственностью заключается в том, что эта  собственность отличается абсолютным масштабом обобществления, затрудняющим реализацию оперативных управляющих  воздействий собственника на объекты  собственности. Поэтому при управлении федеральной собственностью наиболее типичным является передача отдельных  объектов конкретным юридическим или  физическим лицам, что позволяет  локализовать управляющие воздействия  на них.

Цели, задачи и  критерии эффективности управления федеральной собственностью.

Функция управления федеральной  собственностью имеет несколько  аспектов. С одной стороны, государство  является единственным субъектом публичной  власти, устанавливающим нормы хозяйственного законодательства. Эта часть функции управления экономикой определяется как нормативная.

С другой стороны, государство  является одним из субъектов рынка, объекты собственности которого функционируют в коммерческом секторе  экономики, подчиняясь нормам и правилам, созданным в результате нормативного управления. Эта часть управленческих функций государства определяется как продукционная.

Реализация нормативной  функции управления достигается  формированием институциональных  объектов, к числу которых относятся  органы федерального управления (в том числе функциональные министерства), организации и некоммерческие фонды. Функционирование этой части федеральной собственности обеспечивает решение различных задач, к числу которых можно отнести поддержание обороноспособности, развитие науки и культуры, здравоохранения и образования, содержание законодательной, судебной и исполнительной власти и т. д.

Одна из главных задач  управления госсобственностью - обеспечить формирование предпосылок научно-технического прогресса в виде комплекса общеприменимых технологий, которые после их коммерческой адаптации могут создать стратегические конкурентные преимущества отечественным  фирмам.

Продукционное управление объектами  госсобственности должно быть направлено на их структурное развитие (в том числе через взаимодействие с негосударственными субъектами рынка) для повышения инновационной активности и повышения конкурентного потенциала путем формирования соответствующих конкурентных структур.

Это обстоятельство сегодня  является одним из наиболее значимых для повышения инвестиционной привлекательности  таких фирм. Необходимый толчок в  системе интересов конкурентных структур к поиску и формированию инновационных, факторов дает система государственных интересов, вводя соответствующие ограничения природопользования.

С учетом этого вывода может  быть сделана конкретизация задач  управления федеральной собственностью. Содержательно эти задачи должны быть направлены на достижение стратегических и тактических целей развития национального хозяйства.

В качестве стратегических целей могут выступать:

  • рост национального богатства;
  • повышение благосостояния населения;
  • увеличение занятости;
  • снижение темпов инфляции;
  • оптимизация платежного баланса.

Тактика достижения этих целей  заключается в использовании  следующих механизмов:

  • регулирование соотношения спроса и предложения;
  • сглаживание производства и занятости;
  • регулирование уровня ставки рефинансирования;
  • регулирование денежного обращения;
  • снижение дефицита федерального бюджета.

Выбор наиболее важных задач  экономического развития при этом определяется особенностями текущего состояния  экономики на современном этапе. Денежные доходы государства как  владельца в виде части прибыли  и платежей в бюджет входят в доходную часть федерального бюджета; другая часть дохода, выраженная в форме  приращения ценности имущества, соответствует  росту ценности федерального имущества  без инвестиций из федерального бюджета.

 

Выделение федеральной  собственности и ее структуризация.

По действующей Конституции  в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и  иные формы собственности.

Вместе с тем, проводимые в отношении собственности преобразования не снимают с федеральных органов  задач по ее управлению.

Во-первых, часть объектов собственности осталась закрепленной за государством, формирует понятие  федеральной собственности и  нуждается в управляющих воздействиях, направленных на достижение общегосударственных  целей.

Во-вторых, государство обладает достаточными властными полномочиями для решения вопросов об изменении  форм собственности на конкретные объекты. Главным направлением здесь является проведение второго этапа приватизации, в ходе которого часть федеральной  собственности преобразуется в частную на возмездной основе. В отдельных случаях возможен и обратный процесс, который по своей сути представляет собой национализацию.

В-третьих, по отношению к  объектам любой формы собственности  на государство возлагается целый  ряд обязанностей: регистрация прав собственности, защита прав собственности, юридическое обеспечение взаимоотношений  между разными собственниками и  т. п.

В-четвертых, эффект отдачи собственности существенным образом  зависит от состояния экономической  среды, в которой она функционирует. Таким образом, государство имеет возможность косвенно участвовать в управлении всеми формами собственности через создание рыночных механизмов, через финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, через проведении соответствующей фискальной политики, через контроль над монополиями.

Постановка локальной  проблемы выбора методов управления федеральной собственностью требует  ее структуризации с целью выделения  однотипных групп объектов, для которых  целесообразно использовать одинаковые управляющие воздействия. При формировании перечня объектов, которые должны быть включены в состав федеральной  собственности, прежде всего их, по нашему мнению, следует разделить  на три группы по степени значимости и функциональному назначению.

Информация о работе Управления государственной собственностью в условиях переходной экономики