Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 12:19, курсовая работа
Целью моей работы станет рассмотрение существующих методов определения эффективности использования государственной и муниципальной собственности, а также изучить критерии и показатели системы оценки эффективности управления собственностью.
Определить основные проблемы оценки эффективности оценки государственной собственности и пути их решения.
Введение________________________________________________2
Глава 1. Методология управления государственной собственностью в условиях переходной экономики.__________________________________4
1.1. Сущность, критерии эффективности и методы управления государственной собственностью.___________________________________5
1.2. Показатели управления государственной собственностью.__________14
1.3. Народнохозяйственный уровень.________________________________17
Глава 2. Оценка эффективности управления государственными пакетами акций._________________________________________________20
2.1. Методы оценки с позиции собственника._________________________22
2.2. Оценка с позиции управляющего._______________________________23
2.3. Оценка с позиции правительства.________________________________24
Глава 3. Проблемы оценки эффективности управления государственной и муниципальной собственностью._________________________________28
3.1. Эффективность, результативность и качество управления государственной собственностью.___________________________________33
Заключение______________________________________________________40
Список использованной литературы_________________________________42
Общепринятых стандартов,
однозначной трактовки, указывающей
на параллели и контрасты, принципиальные
различия и взаимосвязи используемых
понятий для определения
2 См., например: Волик Б.Г. Экономическая эффективность управляющих систем // Автоматика и телемеханика, №4, 2007. Эффективность государственного управления. Пер. с англ./ Общ. ред. С.А.Батчикова и С.Ю.Глазьева. М.: Изд. АО «Консалбанкир». - 1998, с.73,79
Тем не менее, среди всех
применяемых критериев
Результативность и качество управления
В международных стандартах качества ISO 9000 результативность определяют как «степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов». Понятия результативности и качества управления можно достаточно четко разделить по следующим ключевым признакам их измерения и оценки. Результативность – по мере достижения поставленных целей и решения сформулированных задач управления, а качество – по мере соответствия установленной системе стандартов и ограничений, причем как в процессе, так и по результатам управления.
Обратим внимание на то, что методически обобщающим условием для оценки результативности и качества управления является измеримость запланированных результатов, поставленных целей и задач. В этом плане в современной практике получает активное развитие концепция управления на основе сбалансированной системы показателей - BSC (Balanced Score Card). Концепция BSC отражает искомое специалистами стремление к комплексному обобщению критериев эффективности и результативности управления, расширению границ системы показателей эффективности за рамки традиционных финансовых критериев. Применение концепции BSC нацелено на баланс, на взаимную увязку системы показателей финансово-экономической эффективности каждого из функциональных подразделений с целями и стратегией организации в целом. Идеи расширения, интеграции показателей эффективности и результативности получили свое развитие за рубежом и применительно к системам управления недвижимым имуществом.3
Большинство дискуссий и новаций в указанных и других подобных работах связано с составом и информационным наполнением показателей нефинансовых составляющих стратегического планирования и оценки эффективности управления недвижимым имуществом. Здесь важную роль играет отраслевая принадлежность объекта управления. Так, в организациях здравоохранения в числе таких нефинансовых показателей могут использоваться различные соотношения количества рабочих мест лечащего персонала и динамики приемов больных, комфортности рабочих мест врачей и показателей удовлетворенности клиентов.
Развивая выше приведенные
подходы к системам управления объектами
государственной собственности, под
результативностью будем
• меры использования объектов государственной собственности (целевого и нецелевого, различной степени интенсивности использования);
3 См.: Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. Lubieniecki, E. / Desrocher, N. (2003): The case for simple comparison: A simple scorecard for effectiveness and efficiency: Journal of Corporate Real Estate, 6 (1).
• приватизации государственного и муниципального имущества;
• результатов разграничения прав собственности на земельную и иную недвижимость между федеральными, региональными и муниципальными структурами;
• государственной регистрации прав на недвижимое имущество государственного собственника и сделок с ним;
• результатов оптимизации структуры недвижимости государственного собственника, формирования портфелей из пакетов принадлежащих ему акций;
• баз данных государственного собственника по результатам их формирования, обновления и развития;
• объемов услуг, оказываемых населению государством и др.
Другой важный аспект управления собственностью – обеспечение должного уровня качества управления с учетом достижения (или не нарушения) соответствующих показателей состояния внешней среды управления. Известно, что качество материалов, оборудования, продукции и услуг оценивают степенью их соответствия определенным предварительно установленным стандартам, выраженным, как правило, в конкретных количественных параметрах. Для оценки качества управления вообще и объектами собственности, в частности, установление таких параметров представляет большие трудности. В то же время, связанные с проведением мероприятий по совершенствованию качества затраты в значительной степени обеспечивают повышение эффективности управления объектами собственности. При этом надо иметь в виду, что для разных видов объектов собственности при различных предусмотренных законодательством и потребностями общества целях и направлениях их использования соответственно применяют различные критерии качества.
Практика показывает, что
эффективность хозяйственной
Важнейшим требованием к качеству управления государственной собственностью является соответствие стандартам и ограничениям, установленным в соответствии с законодательными актами, градостроительными, экономическими, экологическими, социальными условиями управления. Существенно, что достижение запланированных результатов, поиск и реализация лучшего, в том числе экономически эффективного управления следует обеспечивать строго в рамках действующих стандартов и ограничений. Причем эти стандарты и ограничения имеют свою динамику. Так, в мировом сообществе постоянно повышают требования к качеству среды обитания, условиям труда, ужесточают природоохранные стандарты и требования неистощительного, рационального недропользования. Собственники всех форм, в том числе государственный собственник при управлении должны постоянно учитывать эти изменения, регулярно пересматривать и развивать системы стандартов и ограничений и, соответственно, контроля их соблюдения. В этом суть проблематики качества управления.
Таким образом, эффективность,
результативность и качество управления
объектами государственной
Заключение
Проблема определения
эффективности использования
Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами: результаты процесса эффективного управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности.
Формирование реальных схем
управления федеральной собственностью
следует осуществлять исходя из принципов
эффективного менеджмента, используя
базовые положения гражданского
и хозяйственного законодательства.
Практическая реализация этих задач
осуществляется в рамках единого
замкнутого процесса управления, включающего
идентификацию, учет, оценку эффективности
использования, планирование мероприятий
по повышению эффективности, оценку
возможностей федеральной поддержки
планируемых мероприятий и
Оценка эффективности управления государственной собственностью осуществляется на основе таких критериев, как прибыль государства, затратный показатель, ресурсный показатель, рыночная эффективность портфеля собственности и другие.
Выбор метода управления государственной собственностью зависит от вида объекта. По степени значимости и функциональному назначению объекты государственной собственности можно разделить на 3 группы:
1) объекты, предназначенные для выполнения общегосударственных задач;
2) объекты, обеспечивающие поддержание и развитие экономического потенциала страны;
3) объекты, через которые государство берет на себя функции проведения централизованной социально-экономической политики и социальной защиты населения.
Пакеты акций, находящиеся
в собственности государства, как
и любое федеральное имущество,
являются инструментом пополнения доходной
части бюджета. Для оценки эффективности
использования федеральных
В данной работе, мне удалось подробно рассмотреть существующие методы эффективного управления государственной и муниципальной собственности, а также критерии и показатели системы оценки эффективности управления собственностью.
Одним из важных задач стало изучения основных проблем оценки эффективности государственной собственности, я специально посвятил этому вопросу целую главу, потому что считаю необходимым обратить внимание на многообразие видов эффективности управления государственной собственности. И постарался описать пути решения данной проблемы.
Список использованной литературы.
Информация о работе Управления государственной собственностью в условиях переходной экономики