Управления государственной собственностью в условиях переходной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание

Целью моей работы станет рассмотрение существующих методов определения эффективности использования государственной и муниципальной собственности, а также изучить критерии и показатели системы оценки эффективности управления собственностью.
Определить основные проблемы оценки эффективности оценки государственной собственности и пути их решения.

Содержание

Введение________________________________________________2
Глава 1. Методология управления государственной собственностью в условиях переходной экономики.__________________________________4
1.1. Сущность, критерии эффективности и методы управления государственной собственностью.___________________________________5
1.2. Показатели управления государственной собственностью.__________14
1.3. Народнохозяйственный уровень.________________________________17
Глава 2. Оценка эффективности управления государственными пакетами акций._________________________________________________20
2.1. Методы оценки с позиции собственника._________________________22
2.2. Оценка с позиции управляющего._______________________________23
2.3. Оценка с позиции правительства.________________________________24
Глава 3. Проблемы оценки эффективности управления государственной и муниципальной собственностью._________________________________28
3.1. Эффективность, результативность и качество управления государственной собственностью.___________________________________33
Заключение______________________________________________________40
Список использованной литературы_________________________________42

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 69.88 Кб (Скачать документ)

Эффективность проекта (варианта) оценивается с точки зрения интересов  всего народного хозяйства в  целом, а также для участвующих  в осуществлении проекта регионов, отраслей, организаций и предприятий.

Сравнение различных проектов (вариантов проектов), предусматривает  участие государства, выбор лучшего  из них и обоснование размеров и форм государственной поддержки  проекта производится по наибольшему  значению показателя интегрального  народнохозяйственного экономического эффекта.

При расчетах показателей  экономической эффективности на уровне народного хозяйства в  состав результатов проекта включаются:

  • конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынках всей произведенной продукции). К ним относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности, создаваемых участникам в ходе осуществления проекта;
  • социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;
  • прямые финансовые результаты;
  • кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления импортных пошлин и т.п.

Необходимо учитывать  также косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта; изменения доходов сторонних  предприятий и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также  затрат на обусловленную реализацией  проекта консервацию или ликвидацию производственных мощностей; потери природных  ресурсов и имущества от возможных  аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности  и учитываются при принятии решения  о реализации и (или) государственной  поддержкой проектов.

В состав затрат проекта  включаются предусмотренные в проекте  и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты  всех российских участников осуществления  проекта, исчисленные без повторного счета и без учета затрат одних участников в составе результатов других участников.

При расчетах показателей  экономической эффективности на уровне региона (отрасли) в состав результатов  проекта включаются:

  • региональные (отраслевые) производственные результаты: выручка от реализации продукции, произведенной участниками проекта – предприятиями региона (отрасли), за вычетом потребленной этими же или другими участниками проекта;
  • социальные и экологические результаты, достигаемые в регионе (на предприятиях отрасли);
  • косвенные финансовые результаты, получаемые предприятиями и населением региона (предприятия отрасли)

В состав затрат при этом включаются только затраты предприятий-участников проекта, относящихся к соответствующему региону (отрасли) также без повторного счета одних и тех же затрат и без учета затрат одних участников в составе результатов других участников.

При расчетах показателей  экономической эффективности на уровне предприятия (фирмы) в состав результатов проекта включаются:

  • производственные результаты: выручка от реализации произведенной продукции, за вычетом израсходованной на собственные нужды;
  • социальные результаты в части, относящейся к работникам предприятий и членам их семей.

С позиций государственности  приватизационных процессов следует  особо отслеживать и синергический  эффект, представляющий собой часть  общеэкономического (народнохозяйственного) эффекта управления собственностью, измеряемого разностью между  эффектом функционирования предприятий  как целостной системы и суммой эффектов их изолированного взаимодействия в предположении, что взаимодействие отсутствует.

Высококачественный менеджмент, эффективность управления организационными системами ориентированы или  характеризуются семи категориями  результативности (эффективности) организации: действенности, экономичности, качества продукции (конкурентоспособности), производительности, качества жизни работников, прибыльности, инноваций.

Глава 2. Оценка эффективности  управления государственными пакетами акций.

Управление акциями, принадлежащим  государству – один из центральных  вопросов деятельности государственных  органов управления имуществом в  России.

Оценку эффективности  управления пакетами акций, закрепленных в федеральной собственности, можно  проводить несколькими методами, включая использование различных  финансовых коэффициентов. Однако необходимо помнить, что различные методы применимы  для достижения различных целей. Поэтому предварительно необходимо определить:

  1. позицию, с которой проводится анализ эффективности управления (любой рыночный объект служит точкой пересечения интересов различных собственников, и то, что эффективно с позиций частного акционера, с государственной точки зрения может быть нерациональным и даже вредным);
  2. цели анализа;
  3. потенциальные стандарты, объекты сравнения.

Однако методика оценки эффективности  управления не может дать полные ответы, поскольку управленческое решение, признанное весьма эффективным в  краткосрочном периоде, может привести к отрицательным результатам  в долгосрочной перспективе. Поскольку  существующая практика поощрения и  оценки работы управляющих основана в основном на краткосрочных показателях, перед управляющими всех уровней неизбежно встает проблема: добиться положительных результатов в настоящий момент или обеспечить условия, за счет принятия соответствующих управленческих решений, для достижения успеха через некоторое время.

Для оценки эффективности  управления пакетами акций необходимы показатели, позволяющие сочетать текущие  положительные результаты управления с долгосрочными.

Кроме того, необходимо учитывать, что сравнения и попытки стандартизации процессов управления пакетами акций, закрепленных в федеральной собственности, особенно трудны, если речь идет о большом  акционерном обществе, которое ведет  свою деятельность в различных направлениях, поэтому это определить вклад  каждого подразделения в общие  результаты деятельности фирмы очень  сложно.

Оценка эффективности  управления пакетами акций, закрепленными  в федеральной собственности, проводится с нескольких позиций.

  1. С точки зрения собственника (совладельца), который заинтересован как в текущей и долгосрочной доходности своей фирмы, так и в росте собственного капитала.
  2. С точки зрения управляющих пакетами, которые несут определенную ответственность за эффективность производства (особенно если доля акций, закрепленных в федеральной собственности, составляет контрольный пакет).
  3. С точки зрения правительства (интересов государства на федеральном уровне), которое имеет четко определенные интересы: надежность уплаты налогов, способность выплачивать заработную плату, обеспечивать стабильной занятости населения в регионах, охрану окружающей среды. В задачу правительства входит также оказание поддержки предприятиям промышленности, имеющим стратегическое значение для развития страны.

Совладельца интересуют прежде всего такие показатели деятельности предприятия, как уровень доходности на собственный капитал, прибыль на акцию, общая прибыль акционера, инвестиционная стоимость бизнеса. В центре его внимания находятся проблемы распределения доходов, полученных в результате производственной деятельности (какая часть доходов будет реинвестирована, а какая выплачена в виде дивидендов). Кроме того, собственники обеспокоены тем влиянием, которое оказывает деятельность фирмы на рыночную стоимость их инвестиций, поскольку они выражены в основном в акциях, обращающихся на фондовом рынке.

Управляющих пакетами акций  интересуют прежде всего оценка эффективности использования производственных ресурсов по таким показателям, как коэффициент прибыльности, уровень рентабельности, анализ текущих операционных затрат. Основное внимание управляющих должно быть направлено на решение проблем управления ресурсами (оборачиваемость активов, управление оборотным капиталом, характер кредиторской задолженности, эффективность использования трудовых ресурсов).

Сложность оценки эффективности управления пакетами акций, закрепленных в федеральной  собственности, заключается в том, что управляющие соединяют вместе интересы всех трех групп: совладельцев, управляющих и правительства. Следовательно, необходимы интегральные показатели оценки их деятельности.

Для разработки интегральных показателей необходимо более подробно рассмотреть методы оценки эффективности  управления пакетами акций с точки  зрения различных концептуальных подходов.

 

2.1. Метод оценки  с позиции собственника.

Метод текущих  доходов и оценка по чистой текущей  стоимости.

Сложность управления пакетами акций, закрепленных в федеральной  собственности, состоит в том. Что  зачастую это акции предприятий, имеющих стратегическое значение для дальнейшего развития страны или предприятий, переживающих финансовые затруднения. Как правило, это акции низкого качества.

Поэтому способность компании генерировать устойчивый поток доходов  в долгосрочном периоде является существенным показателем эффективности  управления пакетами акций и достижения поставленной цели – финансового  оздоровления компании. Существует две  методики расчета денежных доходов: определение бездолгового денежного потока, который определяется, как правило, как реальный денежный поток с использованием реальной ставки доходности и денежный поток номинальный для собственного капитала с использованием номинальной ставки доходности.

 

2.2. Оценка с  позиции управляющего.

Основные показатели оценки: денежные потоки (притоки и оттоки, генерируемые управленческими решениями), ставка доходности собственного капитала, ставка доходности инвестированного капитала.

Рассмотрим данные методы более подробно.

Такие показатели, как уровень  рентабельности производства, размер контрибуции (разница между выручкой от реализации и переменными затратами  на единицу продукции, стоимостью заемного капитала, стоимостью инвестированного капитала) отражают ситуацию в ретроспективе, то есть мало говорят нам о положении  компании в будущем.

Показателем, который отражает деятельность компании не только в  краткосрочном, но и в долгосрочном периоде, является текущая стоимость  будущих денежных потоков.

Основная сложность расчета  данного показателя – выбор ставки дисконтирования. Здесь можно использовать ставку доходности, рассчитанную по методу оценки капитальных активов, средневзвешенную стоимость капитала, или рассчитать ставку дисконта куммулятивным методом:

  1. В основу расчета кладется ставка дохода по вложениям, свободным от риска (государственные ценные бумаги);
  2. Определяется уровень риска вложений в конкретную компанию на основе экспертных оценок таких факторов риска, как качество управления компанией, структура капитала, диверсификация поставщиков, диверсификация продуктовая и территориальная. Уровень риска по каждому фактору оценивается в процентах от 0 до 5. Суммирование уровня риска по каждому фактору и ставки доходности по безрисковым вложениям дает величину ставки дисконта.

 

2.3. Оценка с  позиции правительства.

Для определения интересов  государства с точки зрения федерального уровня необходимо учитывать, что в  условиях рыночной экономики государство  является предпринимателем, заинтересованным в получении предпринимательского дохода и в создании условий для  развития частного капитала.

Тем не менее интересы государства значительно шире интересов частного инвестора. Это особенно отчетливо проявляется при оценке инвестиционных проектов, когда государственные управляющие, принимая инвестиционные решения, отвечают на следующие вопросы:

А) насколько велик чистый денежный поток доходов от инвестиций?

Б) кто воспользуется этим доходом?

В) каким образом данный доход станет доступным получателям?

Первый вопрос относится  к экономической эффективности  проекта, которая понимается более  широко, чем частным инвесторам, а именно: как данный проект повлияет на социальное положение в регионе, какое влияние он оказывает на занятость населения, структуру  доходов и расходов населения, квалификацию кадров, окружающую среду и т.п.

Второй вопрос непосредственно  связан с  первым – распределение  доходов прямо зависит от взаимоотношений  между социальными группами в  процессе производства. Однако государство  законодательными актами может регулировать данные отношения.

Третий вопрос касается каналов  распределения доходов, полученных от инвестиционного проекта, которые  также должны находится под контролем государства и своевременно корректироваться, чтобы избежать социальных потрясений. Важным моментом здесь является привлечение средств в госбюджет.

Таким образом, интересы управляющего государственной собственностью отличаются большей социальной ориентацией.

Наиболее четким интегральным показателем, выражающим интерес правительства, является рост рыночной стоимости собственного капитала компании.

Информация о работе Управления государственной собственностью в условиях переходной экономики