Управления государственной собственностью в условиях переходной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание

Целью моей работы станет рассмотрение существующих методов определения эффективности использования государственной и муниципальной собственности, а также изучить критерии и показатели системы оценки эффективности управления собственностью.
Определить основные проблемы оценки эффективности оценки государственной собственности и пути их решения.

Содержание

Введение________________________________________________2
Глава 1. Методология управления государственной собственностью в условиях переходной экономики.__________________________________4
1.1. Сущность, критерии эффективности и методы управления государственной собственностью.___________________________________5
1.2. Показатели управления государственной собственностью.__________14
1.3. Народнохозяйственный уровень.________________________________17
Глава 2. Оценка эффективности управления государственными пакетами акций._________________________________________________20
2.1. Методы оценки с позиции собственника._________________________22
2.2. Оценка с позиции управляющего._______________________________23
2.3. Оценка с позиции правительства.________________________________24
Глава 3. Проблемы оценки эффективности управления государственной и муниципальной собственностью._________________________________28
3.1. Эффективность, результативность и качество управления государственной собственностью.___________________________________33
Заключение______________________________________________________40
Список использованной литературы_________________________________42

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 69.88 Кб (Скачать документ)

1 группа. Объекты, предназначенные для выполнения общегосударственных задач. К их числу следует отнести объекты прямо связанные с:

  • обеспечением обороны и безопасности;
  • защитой государственных границ, территориального моря и воздушного пространства;
  • проведением внешней политики и поддержанием международных отношений;
  • управлением государственными экономическими службами, включая Центральный банк Российской Федерации;
  • функционированием органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной);
  • проведением фундаментальных научных исследований;
  • контролем за природопользованием и охраной окружающей среды;
  • охраной памятников истории и культуры
  • хранением государственных запасов и резервов;
  • эксплуатацией и обслуживанием крупных транспортных магистралей.

В эту же группу должна быть включена большая часть природных  ресурсов недра, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство.

На данную группу должно распространяться исключительное право  федеральной собственности, позволяющее  прямо и оперативно применять  все возможные методы управления, формулируемые исходя из меняющейся политической ситуации и оптимизируемые по критериям эффективности.

2 группа. Объекты, обеспечивающие поддержание и развитие экономического потенциала страны. В их состав могут быть включены предприятия:

  • электроэнергетики;
  • по добыче и переработке нефти и газа;
  • по добыче и переработке драгоценных металлов и камней, радиоактивных и редкоземельных элементов;
  • авиакосмической техники;
  • атомного машиностроения;
  • по разработке и производству систем вооружения и боеприпасов;
  • трубопроводного транспорта и другие.

Перечень объектов этой группы с течением времени может меняться. По мере развития рыночного хозяйства  и улучшения общей экономической  ситуации в стране число таких  объектов в составе федеральной  собственности может сокращаться  за счет их перехода в негосударственные  формы, причем передача должна осуществляться только на основании критериев эффективности.

Для объектов 2 группы наряду с федеральной допустимо существование  совместной собственности. Однако в  условиях переходной экономики государство  должно обладать бoльшим объемом функций по управлению подобными объектами, например, через закрепление за собой контрольных пакетов акций или специального права, предоставляемого (Золотой акцией).

3 группа. Объекты, через которые государство берет на себя функции проведения централизованной социально экономической политики и социальной защиты населения. В их числе могут быть:

  • учреждения и организации здравоохранения;
  • высшие и средние специальные учебные заведения;
  • общеобразовательные школы;
  • учреждения культуры и искусства;
  • федеральные органы социального страхования и социального обеспечения;
  • учреждения социальной защиты (дома престарелых, реабилитационные центры для инвалидов и др.).

На большинство объектов этой группы должно распространяться полное право федеральной собственности. Вместе с тем, цели и методы управления имуществом таких объектов должны учитывать  некоммерческий характер их деятельности и ориентироваться на рационализацию расходования федеральных средств, направляемых на соответствующие цели. В рамках рассмотренных групп, на наш взгляд, нужно провести более  детальную классификацию объектов федеральной собственности.

 

Классификация федеральной  собственности.

Федеральная собственность  может быть классифицирована по видам, рассмотренным ниже:

  1. По видам федеральной собственности:
    • недвижимая собственность (недвижимое имущество, недвижимость) земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей (то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, здания и сооружения), а также подлежащие федеральной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты и другое имущество;
    • движимая федеральная собственность - имущество, не относящееся к недвижимому, включая деньги и ценные бумаги;
    • результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);
    • другая собственность.
  1. По отраслевому признаку:
    • объекты федеральной собственности, включенные в состав конкретной отрасли экономики и имеющие специфические отраслевые особенности, например ТЭК, транспорт, связь, АПК и др. (в каждой крупной отрасли имеются подотрасли, в которые включаются объекты федеральной собственности со своими особенностями);
    • памятники культуры.
  1. По степени ликвидности:
    • низколиквидные (неликвидные) объекты государственной собственности, например, госпакеты акций, у которых рост индекса курсовой стоимости меньше (существенно меньше) либо равен индексу инфляции;
    • стабильные, среднерисковые объекты государственной собственности, например, госпакеты акций, у которых рост индекса курсовой стоимости меньше либо равен 1,5 индекса инфляции;
    • высоколиквидные объекты государственной собственности, например, госпакеты акций, у которых рост индекса курсовой стоимости больше 1,5 индекса инфляции;
    • акции голубых фишек (blue chips) - акции компаний, ликвидность которых на рынке является наивысшей.
  1. По величине госдоли (госпакета акций):
    • 100% у государства - АО или государственные унитарные предприятия;
    • 75% + 1 акция - у государства квалифицированное большинство акций;
    • 50% + 1 акция - у государства контрольный пакет акций;
    • 25% + 1 акция - у государства блокирующий пакет;
    • "Золотая акция" - специальное право государства на блокирование решений общего собрания акционеров.
  1. По степени закрепления госдоли (госпакета акций):
    • казенные предприятия;
    • предприятия с закрепленным у государства пакетом акций (не подлежат продаже);
    • предприятия с частично закрепленным госпакетом акций (продажа по постановлению Правительства РФ);
    • предприятия с незакрепленным госпакетом акций (продажа в обычном порядке).
  1. По степени индустриализации:
    • объекты промышленности;
    • объекты агропромышленного комплекса;
    • памятники культуры.
  1. По степени участия на рынке производимой продукции:
    • монополии (более 35% продукции);
    • не монополии и др.

 

 

Классификация методов  управления государственной собственностью.

Методы управления, на наш  взгляд, должны учитывать специфику  субъекта управления и могут быть разделены на:

  • административные;
  • экономические;
  • законодательные и нормативные правовые;
  • организационные.

При этом, указанные методы управления могут быть разделены на уровни применения субъектами управления:

  • федеральный;
  • уровень субъектов Федерации или отраслей народного хозяйства;
  • муниципальный или отдельных предприятий и объединений.

В целом приведенная классификация  видов госсобственности и методов  управления ее объектами позволяет  перейти к изложению конкретных методик управления определенными  типами собственности, основными из которых, по нашему мнению, являются:

  • государственные унитарные предприятия;
  • пакеты акций, находящиеся в собственности государства;
  • федеральное недвижимое имущество.

Процесс управления всеми этими видами федеральной собственности, будет строиться в рамках общего цикла управления, однако в соответствии со спецификой объектов управления данный цикл может трансформироваться для повышения эффективности функционирования того или иного объекта федеральной собственности.

 

 

    1. Показатели управления государственной собственностью.

Прежде всего, управление собственностью должно быть ориентировано  на поддержание народнохозяйственной эффективности. В противном случае произойдет нарушение технологической  комплексности различных производств.

Далее, в результате акционирования предприятий эффективность той  или иной системы управления собственностью может быть выражена гарантированностью или реальным получением дивидендов. Здесь становится возможным прогнозировать рентабельность акционированных предприятий  и соответственно эффективность, выраженную через получение дивидендов.

Наконец, эффективность управления собственностью следует рассматривать  отдельно для:

А) предприятий, работавших рентабельно в доприватизационный период.

Здесь Эприв .> Эо, где

Эприв. – экономическая эффективность после приватизации;

Эо – экономическая эффективность в доприватизационный период;

Б) предприятий – банкротов  или находящихся на грани банкротства.

Здесь Эприв > 0.

В) предприятий, необходимых для народного хозяйства (стратегически важных) – в любом их финансовом состоянии.

Здесь Эприв. может принимать различные значения:

Эприв. > 0,

А также Эприв. > Эо.

 

Критерии управления собственностью.

По аналогии с оценкой  новых проектов организации, логичным представляется использование следующих  групп критериев.

1) Рыночные (соответствие продуктовой стратегии потребностям рынка, вероятность коммерческого успеха; вероятный объем продаж, позиция в конкурентной борьбе, стартовые затраты).

2) Научно-технические (вероятность технического успеха, стоимость и трудоемкость изготовления нового вида продукции).

3) Финансовые (инвестиции в производство, потенциальный годовой размер прибыли, ожидаемая норма прибыли).

4) Производственные (новые технологии, наличие производственного персонала необходимой классификации и численности, цена и наличие материалов, издержки производства, потребность в дополнительных мощностях).

 

Показатели управления собственностью.

Абсолютная экономическая  эффективность приватизированного предприятия рассчитывается по известной  методике эффективности капитальных  вложений в научно-технический прогресс.

На уровне территориальных  Комитетов по управлению государственным  имуществом следует рассчитывать региональную эффективность управления собственностью.

Эрег.→max {Ээкон.; Эсоц.; Ээкол. }, где

Ээкон. – экономическая эффективность предприятий, приватизированных в данном регионе;

Эсоц. – социальная эффективность управления собственностью;

Ээкол. – экологическая эффективность управления собственностью.

И, наконец, на уровне народного  хозяйства страны следует рассчитывать общеэкономическую эффективность  управления собственностью.

 

    1. Народнохозяйственный уровень.

Информация о работе Управления государственной собственностью в условиях переходной экономики