Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:25, курсовая работа
В любой стране высокое качество производимой продукции повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводственные расходы, повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспортные возможности, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене.
Введение ………………………………………………………………………..4
1 Качество продукции и пути его повышения …………………………….…6
1.1 Государственная политика в области качества ……………………….....6
1.2 Понятие и показатели качества продукции ……………………………... 9
2 Управление качеством продукции на ОАО «Бобруйскагромаш»…….…..13
2.1 Организационно-экономическая характеристика «Бобруйскагромаш»..13
2.2 Анализ функционирования системы менеджмента качества на ОАО «Бобруйскагромаш»……………………………………………………………18
3 Основные направления улучшения системы качества продукции ………25
3.1 Зарубежный опыт управления качеством продукции …………………..25
3.2.Предложения по повышению качества на ОАО «Бобруйскагромаш»…27
Заключение ………………………………………………………………….....32
Список использованных источников ………………………………………...34
Повышению
конкурентоспособности
Сегодня,
когда экономика Республики Беларусь
находится в сложных условиях,
качество и конкурентоспособность продукции
на внешнем и внутреннем рынке становится
серьезной проблемой, от решения которой
в значительной степени зависит судьба
страны, ее место в мировом сообществе.
Решение проблемы качества - это эффективный
путь обеспечения будущего развития нашей
республики, важнейшая задача государства.
1.2
Понятие и показатели
качества продукции
Качество продукции – это совокупность потребительских свойств и характеристик товара, обусловливающий его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.
Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа [5, c.208]. Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции.
Показатели качества продукции – это качественная оценка одного или нескольких свойств продукции. Основные показатели качества продукции отражены в стандартах международных, национальных, отраслевых, стандартах предприятий и технических условиях [5, c.211].
Уровень качества продукции - относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Данный показатель определяется по формуле (1.1):
Для оценки качества продукции используется система показателей, которая включает следующие группы:
1.Обобщающие, характеризующие общий уровень качества продукции: объем и долю прогрессивных видов изделий в общей выпуске, сортность (марочность) продукции (в легкой отрасли промышленности), экономический эффект и дополнительные затраты, связанные с улучшением качества [6, c.11].
2.Комплексные,
характеризующие несколько
Комплексный показатель качества, например, электродвигателя, определяется отношением количества полезной механической энергии, выработанной двигателем за весь срок службы к суммарным затратам на производство и эксплуатацию двигателя [6, c.16].
3.
Единичные, характеризующие
Рыночная экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, так как оно обеспечивает ее конкурентоспособность [7, c.112].
Управление
качеством продукции
а) разработка плана повышения качества, новых требований к качеству продукции;
б) оценка соответствия свойств изготовляемой продукции требованиям;
в) при необходимости принятие мер воздействия на процесс создания ценности (качества);
г) изучение условий эксплуатации, потребления продукции с целью определения направлений дальнейшего повышения качества продукции.
д)
управление качеством предполагает
регулирование свойств
технико-экономических, социально-экономических.
Важнейшей задачей управления качеством продукции и услуг является обеспечение оптимального уровня качества через определение экономического эффекта от его повышения как на стадии производства и реализации, так и на стадии потребления и эксплуатации.
Главное в управлении качеством не контроль, а бездефектная работа. Основные идеи такого подхода состоит в том, чтобы все усилия процессе производства и их сборки. Непроизводительная работа по проверке качества и устранению выпуска новых деталей взамен бракованных отвлекает от 15 до 40% производственных мощностей предприятия. Причем затраты на эти работы составляют от 20 до 40% на каждую условную единицу продаж [8, c.608].
Одним из подходов, который дает возможность решать эти проблемы, является разработанная система организации производства, получившая название «точно вовремя». Все материалы и детали должны подаваться потребителям по соответствующим запросам в определенное время.
В настоящее время не только японские компании с успехом применяют эту систему, но и европейские и американские («Моторола», «Интел»).
В традиционной системе управления препятствием является действующая на многих предприятиях система бухгалтерского учета. Эти системы фиксируют все издержки и потери, которые уже произошли, но не учитывают тех средств, которые были сэкономлены. Или предотвращенных убытков. То есть повышение эффективности не стимулируется [8, c.611].
Для того чтобы решить эту проблему, передовые компании разрабатывают свои собственные критерии оценки эффективности работы в области качества. Например, можно использовать следующие три показателя:
1.
Количество дефектов на
2.
Количество деталей на сто
готовых изделий для
3. Процент оборудования, установленного без дефектов и работающего без аварий.
2
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
ПРОДУКЦИИ НА ОАО
«БОБРУЙСКАГРОМАШ»
2.1
Организационно-экономическая
характеристика "Бобруйскагромаш"
Республиканское унитарное производственное предприятие ОАО "Бобруйскагромаш" (первоначально - Бобруйский завод машин для внесения удобрений) был построено в 1974 году. В настоящее время оно является одним из крупнейших предприятий Республики Беларусь.
Адрес предприятия: 213800 ул. Шинная 5, г. Бобруйск, Могилевская область. Тел. 43-45-52; факс 43-86-83.
Бобруйский завод по выпуску машин для агрокомплекса, «Бобруйскагромаш» основан на государственной форме собственности и находится в ведении Министерства промышленности РБ. Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банке, печать с изображением государственного герба Беларуси и своим наименованием, товарный знак, бланки и штампы, образцы которых утверждает генеральный директор.
Ассортимент
выпускаемой продукции
На ОАО «Бобруйскагромаш» сертифицировано более 80% сельскохозяйственных машин, все они имеют сертификаты соответствия в Национальной системе сертификации Республики Беларусь и Российской Федерации. При производстве сельхозмашин на предприятии применяются стандарты Республики Беларусь, межгосударственные стандарты, гармонизированные с международными. На предприятии существует фонд технических нормативных правовых актов, который насчитывает более 10 000 нормативных документов.
Продукция
ОАО «Бобруйскагромаш» реализуется
в Республике Беларусь, России, в странах
СНГ и за ее пределами. Продукция востребована
в Литве, Латвии, Монголии, Эстонии, Казахстане,
Кыргызстане, Чехии и в др. странах. Объем
реализованной отгруженной продукции
по категориям рынков сбыта представлен
в таблице 1.
Таблица 1 - Объем отгрузки и реализации продукции за 2005-08гг. по категориям рынков сбыта в млн. р.
Регион | 2005г. | 2006г. | 2007г.9 мес. | 2008г.9 мес. | |||
Местный рынок :1.Брестская область |
1246 | 1829 | 1247 | 431 | |||
2.Витебская область | 856 | 781 | 962 | 323 | |||
3.Гомельская область | 2010 | 2425 | 2145 | 2667 | |||
4.Гродненская область | 887 | 883 | 869 | 983 | |||
5.Минская область | 7918 | 10161 | 7695 | 6628 | |||
6.Могилёвская область | 4303 | 4993 | 4860 | 5066 | |||
ИТОГО: | 17220 | 21072 | 17778 | 16098 | |||
Региональный
рынок
(страны СНГ): 1.Россия |
10448 | 12749 | 11223 | 12919 | |||
2.Украина | 290 | 360 | 484 | 1832 | |||
3.Казахстан | 107 | 113 | 379 | 997 | |||
4.Кыргызстан | 123 | 257 | - | - | |||
ИТОГО: | 10968 | 13479 | 12086 | 15748 | |||
Международный
рынок (страны дальнего зарубежья)
Латвия |
153 | 236 | 228 | 121 | |||
1.Эстония | - | - | 50 | - | |||
2.Литва | 61 | 72 | 64 | - | |||
3.Чехия | 92 | 288 | 57 | 162 | |||
4.Монголия | - | - | 21 | 40 | |||
5.Финляндия | - | - | 314 | 701 | |||
ИТОГО: | 306 | 596 | 734 | 1024 | |||
ВСЕГО: | 28494 | 35147 | 30598 | 32870 |
Примечание - Источник: собственная разработка.
Прослеживается
тенденция к повышению объема
продаж на всех категориях рынков. Оценка
выпускаемой продукции в
На основании анализа сравнительных данных
разрабатываются мероприятия по модернизации
выпускаемой продукции, повышении её качества
и конкурентоспособности. По своим эксплуатационно-
Высокий
технический уровень и
В 2008 г. ОАО «Бобруйскагромаш» приняло участие в различных выставках: Агроуниверсал-2008» г.Ставрополь; «Российский лен-2008» г.Вологда; «Урал-Агро-2008» г.Екатеринбург; Международная торговая ярмарка «Сельскохозяйственная техника и технологии-2008» г. И др.
Награды, полученные предприятием на выставках, конкурсах:
На рынке сельскохозяйственных машин ОАО «Бобруйскагромаш» работает уже более 30 лет и за этот период отлажена технология производства, приобретен значительный опыт рабочими и служащими, что позволяет достичь качественных показателей и относительно невысокой себестоимости продукции.
Основными
потребителями техники
Предприятие постоянно работает над расширением номенклатуры и ассортимента продукции в соответствии с требованиями рынка. В рамках Республиканской программы создания сельскохозяйственной техники и оборудования на 2005-2008г.г. ОАО «Бобруйскагромаш» совместно с ИМСХ НАН Беларуси участвует в создании и освоении 26 наименований техники.
Информация о работе Виды стратегий и процесс выбора стратегии развития на конкретном предприятии