Власть и руководство. Стили руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание

Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационных структур), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах, широким использованием новейших научно-технических достижением, регулированием межфирменных отношений.

Содержание

Введение 3
1. Власть и руководство 4
1.1 Понятие власти 4
1.2 Основы власти 6
1.3 Подходы к руководству людьми 10
1.4 Способы воздействия на подчиненных 13
2. Стили руководства 16
2.1 Базовые понятия 16
2.2 Основные стили руководства 17
2.3 Одномерность и многомерность руководства 23
Заключение 28
Список использованных источников 29

Работа состоит из  1 файл

Власть и руководство КР.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

В соответствии с ситуационной концепцией П.Херсли и К.Бланшара применение того или иного стиля зависит от степени зрелости исполнителей, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей. В свете этого сформулированы четыре основных стиля руководства.

Суть самого простого заключается  в выдаче указаний незрелым, неспособным  и не  желающим отвечать за свою работу сотрудникам о том, что и как нужно делать. Здесь имеет место ориентация в первую очередь на решение организационно-технических проблем, а затем уже на налаживание человеческих отношений и создание коллектива.

Сотрудникам, обладающим средним уровнем зрелости, которые уже хотят брать на себя ответственность, но не имеют нужных для этого навыков, руководитель должен одновременно и давать указания и помогать самостоятельно работать.

Когда сотрудники имеют необходимую  подготовку, но не проявляют инициативы, самым подходящим считается стиль, предполагающий их участие в принятии решений. В процессе совместной работы перед руководителем стоит задача пробудить в них чувство причастности к делу, желание проявить себя.

При высокой степени зрелости, когда  люди хотят и могут нести ответственность, работать самостоятельно, рекомендуется делегировать полномочия и создавать условия для коллективного управления.

По мнению В.Врума и Ф.Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления:

  1. руководитель сам принимает решения, на основе имеющейся информации;
  2. руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решения;
  3. руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение;
  4. руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему, и в результате вырабатывается общее мнение;
  5. руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее независимо от того, кто его автор.

При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:

  • наличием достаточной информации и опыта у подчиненных;
  • уровнем требований, предъявляемых к решению;
  • четкостью и структурированностью проблемы;
  • степенью причастности подчиненных к делам организации и необходимостью согласовывать с ними решения;
  • вероятностью того, что решение получит поддержку;
  • заинтересованностью исполнителей в достижении целей;
  • степенью вероятности возникновения внутренних конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.

В зависимости от этих критериев  руководитель использует пять перечисленных  выше стилей управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы и задания

  1. Вспомните, что означают следующие термины: стиль управления, стиль руководства, авторитарный стиль, демократический, либеральный, бюрократический стили руководства, стиль, ориентированный на человека и на задачу, либерально-авторитарный коээфициент Ф.Лайкерта.
  2. Опишите модели руководства Ф.Фидлера, Т.Митчела и Р.Хауса, П.Херсли и К.Бланшара, В.Врума и Ф.Йеттона. Объясните, почему они называются многомерными.
  3. Покажите принципиальное различие между авторитарным, демократическим и либеральным стилем руководства.
  4. Обоснуйте, какой из перечисленных стилей руководства в большей мере подходит для следующих организаций:
  • совет директоров акционерного общества;
  • конструкторское бюро;
  • банк;
  • транспортное предприятие;
  • рекламное агентство.
  1. Выскажите свое мнение по вопросу о том, какие стили руководства должны применяться в учебном заведении:
  • со стороны ректората и деканата;
  • со стороны преподавателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

 

       Заключение

 

          Рыночная экономика предъявляет к квалификации специалистов – руководителей (в особенности тех, кто принимает стратегические решения) высокие требования.

Важнейшей функцией высшего  руководства предприятий становится разработка и реализация эффективной  стратегии, ориентированной на рыночные критерии.

Необходима совершенно новая концепция развития организации, жизнеспособная в новых хозяйственных  условиях.

Важно учитывать, что  первостепенная задача менеджмента  заключается в создании организационной  культуры, творческого инновационного климата, стимулирующих работников на нововведения.

Руководители предприятий  призваны стать инициаторами в области  реализации технологических и организационных  перемен.

Важнейшим фактором успеха становится непрерывное теоретическое и практическое обучение руководителей нового типа: высококвалифицированных, высокопрофессиональных, компетентных в широком круге экономических, социальных и технологических вопросов с высоким чувством ответственности за результаты деятельности.

Непрерывная перестройка организационных структур, децентрализация управления, обновление технологий, стиля и методов руководства усиливают решающее значение инновационной деятельности менеджера, развивая в нем качества творца и лидера.            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Веснин В.Ф. Основы менеджмента. Учебник,- М.: Триада ЛТД, 1997
  2. Кравченко А.И История менеджмента. Учебник,- М.: Академический проект, 2000
  3. Менеджмент. Учебное пособие/Под ред.  Ф.М. Русинова и М.Л.Разу.- М.: ИД ФБК-Пресс,1999
  4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Учебник,- М.: Дело, 1994
  5. Бовыкин В.И. Новый менеджмент. Учебное пособие,- М.: Экономика, 1997
  6. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. Менеджмент организации. Учебное пособие,- М.: Инфра-М, 1995
  7. Глухов В.В Основы менеджмента. Учебник,- С-П.: Специальная литература, 1995
  8. Серебрянников В.В. Ответственность как принцип власти// Социально-политический журнал.-1998.- №4.-с.63-81
  9. Ермеков Р.К. Власть в обществе// Саясат.-2002.- №2.-с.37-40
  10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник,- М.: Гардарики, 2001
  11. Герчикова И.Н. Менеджмент.Учебник,- М.,: Юнити, 2001
  12. Басовский Л.Е. Менеджмент.Учебник, М.: Инфра-М, 2003
  13. Абчук В.А. Менеджмент.Учебник,- С-П.: Союз, 2002
  14. Ледяев В.Г. Формы власти: типологический анализ// Полис.-2000.- №2.-с.6-18

Информация о работе Власть и руководство. Стили руководства