Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:22, курсовая работа
В упрощенном понимании, менеджмент может быть представлен как деятельность по достижению поставленных целей организации, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
В современном мире термин менеджмент употребляется для определения различных понятий. Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения целей этих организаций.
ВВЕДЕНИЕ
4
1
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7
2
ПЕРСОНАЛ И ЕГО СТРУКТУРА
9
2.1
Классификация персонала
9
2.2
Принципы управления персоналом
10
2.3
Кадровая политика
11
2.4
Сущность, цели и задачи кадрового планирования
12
2.5
Оперативный план работы с персоналом
12
2.6
Понятие и этапы карьеры
14
2.7
Система служебно-профессионального продвижения
15
3
ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ
16
4
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗЕРВА
18
4.1
Работа с кадровым резервом
18
4.2
Оценка кандидатов
5
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
20
5.1
Административные методы менеджмента
21
5.2
Экономические методы менеджмента
23
5.3
Социально-психологические методы менеджмента
25
5.4
Комплектование малых групп
25
5.5
Преодоление и использование конфликтов
26
6
ВЛИЯНИЕ КАК МЕТОД МЕНЕДЖМЕНТА
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
приннцип сменяемости, т.е. использование регулярной ротации кадров, во-первых, для преодоления профессиональной узости взглядов и действий, что исключает односторонний подход к решению управленческих проблем; во-вторых, для улучшения качественного состава управленческого резерва; в-третьих, для всестороннего раскрытия способностей, склонностей, черт характера работника, что позволяет использовать его с максимальной отдачей для предприятия.
Рис.4 Методы отбора кадров
4 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
Методы управления - это совокупность приемов и способов целенаправленного воздействия на производственный коллектив или отдельного работника с целью побудить их совершить определенные действия в интересах предприятия.
В основу выбора и реализации методов менеджмента могут быть положены следующие принципы:
1) принцип целенаправленности,
т.е. применение методов
2) принцип реализуемости, т.е должна быть возможность разработки и осуществления мероприятий, позволяющих реализовать избранный метод
управления в соответствии с правовыми и социальными нормами, имеющимися ресурсами и техническими средствами;
3) принцип системности, т.е. применяемые методы должны представлять собой единую систему;
4) принцип динамичности,
т.е. применяемые методы
5) принцип эффективности,
т.е. применение избранного
4.1 Элементы механизма управления
В механизме управления персоналом можно выделить следующие взаимосвязанные элементы:
1. Оценка будущей потребности
в персонале разных
2. Оценка вакантных рабочих мест, включающая требования, определяемые будущими должностными обязанностями и предъявляемые к кандидатам; методики отбора кандидатов, удовлетворяющих названным требованиям.
3. Маркетинг персонала, включающий исследование рынка рабочей силы (сегментация по квалификации, специальностям, возрасту, стажу работы и т.д.); проведение рекламных кампаний с целью привлечения новых сотрудников требуемой квалификации; активное воздействие на рынок рабочей силы: во-первых, посредством обучения специалистами предприятия своих будущих работников (проведение занятий, семинаров в различных учебных заведениях); во-вторых, путем финансирования творчества детей и молодежи.
4. Планирование удовлетворения выявленных потребностей, обязательными элементами которого являются:
- определение условий труда работников предприятия;
- процедуры их обучения;
- определение системы материального стимулирования персонала;
- методика оценки результатов трудовой деятельности.
5. Набор кандидатов на вакантные должности, когда осуществляется
непосредственный контакт кадровой системы предприятия с таким важным компонентом внешней среды, как трудовые ресурсы.
6. Оценка (отбор) набранных кандидатов с точки зрения соответствия их психико-физиологических особенностей, специальности и квалификации будущей трудовой деятельности, их личностного соответствия коллективу, в котором им предстоит работать.
7. Расстановка персонала в соответствии с результатами отбора, когда кандидату на какую-либо должность может быть предложена другая работа, если результаты отбора свидетельствуют о его большей склонности к ней.
8. Адаптация новых сотрудников к особенностям организации. При этом их знакомят с принципами, лежащими в основе деятельности предприятия, с нормами внутрипроизводственной этики, с теми ожиданиями, которые организация возлагает на новых сотрудников.
9. Обучение как вновь
набранных работников для
10. Оценка трудовой деятельности, включающая текущий контроль за результатами и проведение различных аттестационных мероприятий и доведение их результатов до сотрудников.
11. Мотивация.
12. Продвижение сотрудников
в организации, когда решаются
вопросы повышения, перевода в
другие подразделения или на
другие участки работы, понижения
в должности и увольнения
4.2 Административные методы менеджмента
Методы менеджмента отличаются один от другого своей мотивационной характеристикой, т.е. тем, на активизацию каких мотивов поведения людей они ориентированы.
В соответствии с этим методы управления подразделяются на административные, экономическиё и социально-психологические.
Основным ограничением при выборе административных методов является необходимость их соответствия правовым нормам, при выборе экономических методов их соответствия экономическим законам, а при выборе социально-психологических методов — их соответствия морально-этическим нормам.
Административные методы менеджмента. Любой человек, вступая в производственный коллектив, принимает на себя определенные обязанности и ответственность за качественное выполнение соответствующей работы и в известной мере ответственность за результаты работы коллектива в целом. Поэтому необходима некоторая группа методов управления, с помощью которых определяются:
1) место коллективов
и отдельных работников в
2) их права,
обязанности и мера
3) способы координации их действий и взаимосвязи в процессе производства и управления и т.д.
Такими методами и являются
административные (или организационно-
1) оказывают прямое воздействие
на волю подчиненных, что
однозначности отдаваемых распоряжений и в обязательности выполнения любого административного акта;
2) носят безвозмездный характер, не предусматривающий стимулирования;
3) требуют наличия и использования действенной системы контроля за их исполнением;
4) требуют не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий.
Основные преимущества административных методов:
1) единственно эффективны в примитивных ситуациях;
2) позволяют установить
строгую дисциплину
3) обеспечивают выбранную технологию производства и управления.
Основные недостатки административных методов:
1) не способствуют развитию творческого начала личности;
2) приводят к концентрации власти;
3) требуют обязательного оформления всех принимаемых решений, что отрицательно влияет на время их реализации;
4) часто негативно оцениваются персоналом.
4.3 Экономические методы менеджмента.
Материальная мотивация используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме
материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество. При этом используется как индивидуальная, так и коллективная материальная заинтересованность. Поэтому экономические методы управления, с одной стороны, должны стимулировать деятельность предприятий независимо от формы собственности, направленную на удовлетворение потребностей общества; с другой стороны, они должны служить стимулом для персонала этих предприятий.
С этой точки зрения можно выделить три уровня применения экономических методов управления:
первый уровень — управление предприятием со стороны государства; основными экономическими методами этого уровня являются налогообложение, госзаказ и финансирование;
второй уровень — управление структурными подразделениями предприятия; основными экономическими методами, применяемыми на этом уровне, являются внутрипроизводственный хозяйственный расчёт и налогообложение;
третий уровень управление персоналом предприятия где основную роль играют материальные вознаграждения, штрафы и налогообложение.
Из сказанного следует, что наиболее универсальным экономическим методом управления является налогообложение. С его помощью государство может, меняя ставки налогов, регулировать активность как юридических, так и физических лиц, стимулируя этим развитие определенных отраслей и отдельных предприятий, привлекая туда капиталы и квалифицированный персонал.
Экономическая мотивация персонала. При определении размеров и методов персонального экономического воздействия следует исходить из положения о том, что благосостояние работников необходимо рассматривать как источник эффективности всей организации При этом основными требованиями, предъявляемыми к методам материального стимулирования персонала являются:
1) индивидуальный подход, т.е. каждый работник должен получить то, что он заслуживает по конечным результатам труда;
2) наличие единой системы
формирования индивидуальных
Экономическая мотивация
персонала складывается из
1) прямое материальное вознаграждение, включающее заработную плату, премии (ли бонусы), участие в прибылях и акционерном капитале;
2) дополнительные (или социальные) выплаты;
З) штрафы;
4) выплачиваемые налоги;
К дополнительным материальным стимулам относятся:
1) возможность использовать оборудование предприятия в личных целях по льготным ценам (например, аренда автотранспорта, компьютера и т.д.);
2) субсидии на питание;
3) скидки при покупке товаров своего предприятия;
4) помощь в оплате образования, причем не только работникам предприятия, но и членам их семей;
5) предоставление возможности обучения на различных курсах предприятия;
6) возможность получения льготных кредитов;
7) возможность членства в различных клубах (спортивных, по интересам и т.д.);
8) предоставление различных страховок;
9) предоставление различных видов медицинского обслуживания (при этом предприятие никогда полностью не оплачивает медицинскую помощь, оказанную работнику);
10) пенсионное обеспечение.
4.4 Социально-психологические методы менеджмента
Социально-психологические методы управления в своей совокупности предназначены для создания и поддержания такого социально-психологического климата в организации, чтобы работник, с одной стороны, делал все необходимое для достижения целей организации, с другой стороны, имел бы все возможности для саморазвития в выбранном им направлении.
Среди социально-психологических
методов менеджмента можно
4.5 Комплектование малых групп
Под группой понимается совокупность людей, ощущающих свою
целостность и стремящихся к достижению определенной цели.
Поскольку руководитель большую часть своего времени проводит на производстве в общении с коллективом, то для него важно понимание тех сил, которые влияют на поведение человека в группе.
Образование групп естественно и неизбежно, так как, во-первых, руководители создают группы для выполнения какой-либо работы, при этом цель, стоящая перед группой может не всегда осознаваться ее членами; во-вторых, люди сами стихийно формируют группы для защиты своих интересов; в-третьих, люди могут удовлетворить многие свои потребности только в том случае, если они принадлежат к какой либо группе.
Таким образом, если человек принадлежит к группе, он во-первых, удовлетворяет свои социальные потребности; во-вторых, формирует себя как личность; третьих, получает помощь и поддержку при достижении своих собственных целей, которые не всегда могут совпадать с целями группы или
организации; в-четвертых,
получает возможность психологической ра
Самым важным аспектом мотивации на уровне группы является общая цель. Поэтому усилия руководителя должны быть направлены