Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:43, курсовая работа
Цель данной работы является изучение системы экологического менеджмента и внедрение его на предприятии.
Для осуществления целей, в работе были поставлены следующие задачи:
- Подбор и ознакомление с учебной литературой и технической документацией;
- Рассмотрение экологической политики предприятия;
- Изучение природоохранных мероприятий, применяемых на предприятиях
- Анализ и обобщение полученной информации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Экологический менеджмент предприятий…………………………………………….5
1.1. Понятие экологического менеджмента………………………………………………..5
1.2. Принципы экологического менеджмента………………………………………………8
1.3. Функции экологического менеджмента…..…………………………………………...9
1.4. Стандарты по экологическому менеджменту………………………………………….10
1.5. Экологическая политика………………………………………………………………..12
ГЛАВА II. Система экологического менеджмента на предприятии…………………………..19
2.1. Идентификация экологических аспектов…………………………………………….19
2.2. Идентификация законодательных актов, соблюдение которых обязательно на предприятии………………………………………………………………………………………….21
2.3 Внедрение и функционирование системы экологического менеджмента………….23
2.4 Порядок организации работ по охране окружающей среды………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………….29СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...31
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………… 33
Предметом экологического менеджмента является: экономический механизм природопользования; организационная структура; экологический маркетинг; экологическая и корпоративная культура; поведенческие мотивы, взаимодействие с внешней средой и общественностью, а также другие составные части системы управления.
Объектом экологического менеджмента является хозяйственная деятельность человека, его взаимоотношения с природой, средой обитания.
Основные принципы: Экологический менеджмент не заменяет (исключает) существующую деятельность предприятия (компании) в области экологического контроля, а развивается в дополнение к ней на инициативной добровольной основе.
- Экологический менеджмент рассматривается не как разовая (эпизодическая, однократная) деятельность, а как постоянная деятельность предприятия, постепенно развивающаяся, корректируемая, дополняемая из года в год.
- Экологический менеджмент объединяет проблемы использования ресурсов, качества производимой продукции и услуг, безопасности персонала и охраны окружающей среды.[5]
Экологический менеджмент охватывает различные функциональные сферы деятельности предприятия, которые описаны ниже.
1.Управление
организационной культурой
2. Управление
экологической безопасностью
3. Управление
природными ресурсами
4. Управление
использованием энергии
5. При управлении
циклом обращения отходов на
предприятии учитывают
6. В процессе
управления жизненным циклом
продукции контролируется
Управление
жизненным циклом продукции также
предполагает контроль характеристик
упаковочных материалов и тары для
выявления их соответствия экологическим
требованиям (безвредность для человека
и окружающей среды, возможность
многократного использования
7. Экологический
учет и отчетность используют
для документирования и
8. Оценка экономической
эффективности природоохранных
мероприятий производится для
обоснования целесообразности
Наличие эффективного экологического менеджмента функционирующего на предприятии способствует формированию следующих конкурентных преимуществ:
1) снижение эксплуатационных расходов, благодаря:
- экономии энергии и сырья;
- экономии в результате использования вторичного сырья;
- снижению платы за природные ресурсы и загрязнение.
2) увеличение прибыли предприятия в следствии:
- более высоких цен на экологически чистую продукцию (природоохранное законодательство многих стран предусматривает введение ценовой надбавки на продукцию, обеспечивающую защитный эффект для внешней среды);
- повышение конкурентоспособности изделий, обладающих экологическими характеристиками;
- увеличения доли продукта на рынке;
- реализации побочных продуктов и отходов производства;
- льготного налогообложения и кредитования.
3) преимущества стратегического характера:
- создание благоприятной деловой репутации в глазах потребителей, потенциальных партнеров, инвесторов;
- обеспечение развития предприятия;
- благоприятные взаимоотношения с государственными природоохранными органами, общественностью и «зелеными» движениями.[4]
1.2 Принципы экологического менеджмента
В основе экологического менеджмента лежат следующие принципы:
1. Экологический
императив – приоритет
2. Эколого-экономическая
сбалансированность –
Основными инструментами экологического менеджмента являются:
– экологическая
экспертиза и оценка воздействия
на окружающую природную среду;–
экологический аудит;–
В России экологическое
регулирование осуществляется на различных
стадиях хозяйственной
Экологическая
экспертиза – процедура установления
соответствия намеченной хозяйственной
и иной деятельности экологическим
требованиям и определение
1.3 Функции экологического менеджмента предприятий
К основным функциям экологического менеджмента относятся:
Информация о работе Внедрение и фунционирование экологического менеджмента