Внедрение и фунционирование экологического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание

Цель данной работы является изучение системы экологического менеджмента и внедрение его на предприятии.
Для осуществления целей, в работе были поставлены следующие задачи:
- Подбор и ознакомление с учебной литературой и технической документацией;
- Рассмотрение экологической политики предприятия;
- Изучение природоохранных мероприятий, применяемых на предприятиях
- Анализ и обобщение полученной информации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Экологический менеджмент предприятий…………………………………………….5
1.1. Понятие экологического менеджмента………………………………………………..5
1.2. Принципы экологического менеджмента………………………………………………8
1.3. Функции экологического менеджмента…..…………………………………………...9
1.4. Стандарты по экологическому менеджменту………………………………………….10
1.5. Экологическая политика………………………………………………………………..12
ГЛАВА II. Система экологического менеджмента на предприятии…………………………..19
2.1. Идентификация экологических аспектов…………………………………………….19
2.2. Идентификация законодательных актов, соблюдение которых обязательно на предприятии………………………………………………………………………………………….21
2.3 Внедрение и функционирование системы экологического менеджмента………….23
2.4 Порядок организации работ по охране окружающей среды………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………….29СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...31
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………… 33

Работа состоит из  1 файл

курсоваяработа Внедрение и функционирование системы экологическогоменеджмента.docx

— 147.56 Кб (Скачать документ)

Предметом экологического менеджмента является: экономический механизм природопользования; организационная структура; экологический маркетинг; экологическая и корпоративная культура; поведенческие мотивы, взаимодействие с внешней средой и общественностью, а также другие составные части системы управления.

Объектом экологического менеджмента является хозяйственная деятельность человека, его взаимоотношения с природой, средой обитания.

Основные  принципы: Экологический менеджмент не заменяет (исключает) существующую деятельность предприятия (компании) в области экологического контроля, а развивается в дополнение к ней на инициативной добровольной основе.

- Экологический менеджмент рассматривается не как разовая (эпизодическая, однократная) деятельность, а как постоянная деятельность предприятия, постепенно развивающаяся, корректируемая, дополняемая из года в год.

- Экологический менеджмент объединяет проблемы использования ресурсов, качества производимой продукции и услуг, безопасности персонала и охраны окружающей среды.[5]

Экологический менеджмент охватывает различные функциональные сферы деятельности предприятия, которые  описаны ниже.

1.Управление  организационной культурой ориентировано  на формирование экологической  политики предприятия путем интеграции  экономических и экологических  целей его функционирования.

  • Природоохранная политика развития предприятия предполагает:
  • создание и обеспечение деятельности экологических служб предприятия;
  • определение ответственности руководства за экологические нарушения;
  • развитие экологического сознания персонала и администрации;
  • повышение квалификации работников в области охраны природной среды.

2. Управление  экологической безопасностью включает:

  • анализ и выбор технологических процессов обеспечивающих наименьшее воздействие на окружающую среду
  • планирование мероприятий по охране окружающей среды;
  • контроль выполнения графиков по снижению объемов вредных выбросов и сбросов;
  • организацию разработки программ по предупреждению внештатных ситуаций;
  • распределение обязанностей по контролю экологической безопасности на предприятии;
  • мониторинг окружающей среды

3. Управление  природными ресурсами заключается  в регулировании процессов выбора  сырья (безвредного с экологической  точки зрения и доступного  по цене – с экономической), транспортировки, рационального и комплексного использования природных ресурсов в технологическом процессе (снижение норм их расхода, полнота использования сырья), контроле над внедрением систем оборотного водоснабжения.

4. Управление  использованием энергии направлено  на поиск способов снижения, энергоемкости предприятия (включая внедрение энергосберегающих технологий).

5. При управлении  циклом обращения отходов на  предприятии учитывают предотвращение  образования отходов (минимизацию  их образования) и возможность  рециклинга и вторичного использования отходов; безопасную транспортировку и размещение отходов.

6. В процессе  управления жизненным циклом  продукции контролируется экологичность продукции на всех стадиях жизненного цикла: разработка, производство, эксплуатация, утилизация.

Управление  жизненным циклом продукции также  предполагает контроль характеристик  упаковочных материалов и тары для  выявления их соответствия экологическим  требованиям (безвредность для человека и окружающей среды, возможность  многократного использования или  утилизации).

7. Экологический  учет и отчетность используют  для документирования и информирования  заинтересованных лиц о деятельности  компании в области охраны  окружающей среды и рационального  природопользования.

8. Оценка экономической  эффективности природоохранных  мероприятий производится для  обоснования целесообразности экозащитных действий и определения их рентабельности.

Наличие эффективного экологического менеджмента функционирующего на предприятии способствует формированию следующих конкурентных преимуществ:

1)      снижение эксплуатационных расходов, благодаря:

-      экономии энергии и сырья;

-        экономии в результате использования вторичного сырья;

-      снижению платы за природные ресурсы и загрязнение.

2)      увеличение прибыли предприятия в следствии:

-      более высоких цен на экологически чистую продукцию (природоохранное законодательство многих стран предусматривает введение ценовой надбавки на продукцию, обеспечивающую защитный эффект для внешней среды);

-      повышение конкурентоспособности изделий, обладающих экологическими характеристиками;

-      увеличения доли продукта на рынке;

-      реализации побочных продуктов и отходов производства;

-      льготного налогообложения и кредитования.

3)      преимущества стратегического характера:

-      создание благоприятной деловой репутации в глазах потребителей, потенциальных партнеров, инвесторов;

-      обеспечение развития предприятия;

-      благоприятные взаимоотношения с государственными природоохранными органами, общественностью и «зелеными» движениями.[4]

                  1.2 Принципы экологического менеджмента

В основе экологического менеджмента лежат следующие  принципы:

1. Экологический  императив – приоритет экологических  целей.

2. Эколого-экономическая  сбалансированность – размещение  и развитие производства на  любой территории должно осуществляться  с учетом ее экологической  техноемкости.

Основными инструментами  экологического менеджмента являются:

– экологическая  экспертиза и оценка воздействия  на окружающую природную среду;–  экологический аудит;– экологический  контроль;– экологическая сертификация;–  экологическая отчетность;– экологический  мониторинг;– экологическая маркировка и реклама.

В России экологическое  регулирование осуществляется на различных  стадиях хозяйственной деятельности. Правовой базой регулирования являются Федеральные Законы: «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О сертификации продукции и услуг», «Об особо охраняемых природоохранных объектов», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др.

Экологическая экспертиза – процедура установления соответствия намеченной хозяйственной  и иной деятельности экологическим  требованиям и определение допустимости ее осуществления. Любая хозяйственная деятельность, связанная с воздействием на окружающую природную, допускается только при наличии договора на комплексное природопользование, заключаемого между природопользованием м  и местными органами исполнительной власти.

 

   1.3  Функции экологического менеджмента  предприятий

К основным функциям экологического  менеджмента относятся:

  • Обоснование экологической политики и обязательств;
  • Планирование экологической деятельности;
  • Организация внутренней и внешней экологической деятельности;
  • Управление персоналом;
  • Управление воздействием на окружающую среду и использованием ресурсов;
  • Внутренний экологический мониторинг и экологический контроль;
  • Анализ и оценка результатов экологической деятельности;
  • Пересмотр и совершенствование системы экологического менеджмента

Информация о работе Внедрение и фунционирование экологического менеджмента