Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:45, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что проблемы эффективного управления на современном этапе развития отечественной рыночной экономики перед российскими предприятиями стоят достаточно остро, что связано не только с недостатком опыта функционирования в условиях жесткой конкуренции, но и со сложными, динамично изменяющимися условиями и факторами внешней маркетинговой макро- и микросреды. Это требует от предприятий постоянного поиска новых решений в области менеджмента и маркетинга. В особенности от промышленных предприятий, сочетающих в своей деятельности как производственные, так и торговые функции.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………….….5
1.1 Сущность понятия внешней среды и ее роль в деятельности предприятия……………………………………………………………………….5
1.2 Характеристика факторов макросреды………………………….…..11
2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ФИЛИАЛА «МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ ОРЛОВСКИЙ» ОАО «КОМПАНИЯ ЮНИМИЛК» ……………………………………………………………………17
2.1 Общая характеристика филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК»…………………………………………………17
2.2 Анализ внешней среды филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК»…………………………………………………21
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЮНИМИЛК»…………………………………………29
3.1 Рекомендации по расширению потенциальных возможностей филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК»…………………………………………………………………….29
3.2 Разработка стратегии предприятия с учетом влияния факторов внешней среды……………………………………………………………….….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………38
ПРИЛОЖЕНИЯ
В результате эволюции менеджмента изменялись и совершенствовались методы стратегического планирования и управления.
В современных условиях наиболее действенным считается необходимость осуществлять превентивное реагирование на прогнозируемые во внешней среде изменения, так как только с помощью этого можно не только выжить, адаптироваться, но и максимально эффективно использовать имеющиеся у организации резервы, а также возможности, возникающие вследствие происходящих перемен. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития.
Такого рода управление предполагает раннее выявление «слабых сигналов» каких-либо изменений как внутри, так и вне предприятия и быстрое реагирование на них. При этом, должно быть налажено постоянное наблюдение (мониторинг) за любыми событиями и явлениями, происходящими во внешней среде предприятия.
Основными принципами, которые необходимо учитывать при организации исследования внешней среды являются принципы объективности, системности, развития, регулярности, гибкости и релевантности.
Методы, которые можно использовать при данном анализе можно объединить в две основные группы:
Последние включают в себя методы экстраполяции, структурно-аналитические и экспертные методы[15, С.86].
Для того чтобы определить стратегические изменения, которые необходимы компании и осуществить эти изменения, руководство компании должно обладать углубленным представлением о состоянии как внутренней среды компании, ее потенциале и тенденциях развития, так и о состоянии внешней среды, тенденциях ее развития и месте, которое занимает компания во внешней среде.
Анализ среды является одним из процессов стратегического управления. Процессы стратегического управления логически следуют один из другого. Нужно помнить о существовании устойчивой обратной связи и соответственно об обратном влиянии каждого такого процесса на все остальные процессы/совокупность процессов.
1.2 Характеристика факторов макросреды
Анализ внешней среды предполагает изучение всех ее составляющих. Внешнюю среду подразделяют на:
-макросреду, влияющую
на предприятие и его
-микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании; [13, С.106].
К компонентам внешней среды, влияющим на эффективность и устойчивость функционирования фирмы, относятся те, на которые фирма не может воздействовать и которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на фирму:
Факторы макросреды фирмы оказывают влияние на нее косвенноПредприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности[19, С.39].
Рассмотрим состав перечисленных факторов. Сферы и факторы макросреды фирмы, влияющие на эффективность и стабильность ее работы включают:
1. Международные факторы:
1.1. Количество «горячих точек» в мире, где происходят какие-либо военные конфликты,
1.2.Численность военных и других лиц, задействованных в «горячих точках» в данное время,
1.3.Количество международных
симпозиумов, конференций,
1.4. Тенденции изменения
продолжительности жизни
2. Политические факторы:
2.1. Стабильность демократических преобразований в стране,
2.2. Вероятность возврата
к прошлой политической
2.3. Количество забастовок с числом участников более 100, проводимых в стране в данный день,
2.4. Криминогенная обстановка в стране,
2.5. Количество политических
фракций в законодательной
3. Экономические факторы:
3.1. Удельный вес
3.2. Удельный вес
3.3. Тенденции изменения внешнеэкономических связей,
3.4. Дефицит бюджета страны, %,
3.5. Среднегодовые темпы инфляции,
3.6. Удельный вес частной
собственности в совокупной
3.7. Наличие "стратегии перехода страны на рыночные отношения и их развитие", опубликованной в открытой печати,
3.8. Наличие федеральных
методических документов, регламентирующих
процесс принятия и реализации
управленческого решения (по
3.9. Удельный вес сырьевых ресурсов в экспорте страны,
3.10. Показатели налоговой системы и внешнеэкономической деятельности,
3.11. Структура распределения доходов населения,
3.12. Уровень развития финансовой системы страны;
4. Социально-демографические факторы:
4.1. Место страны в
мире по продолжительности
4.2. Место страны в мире по жизненному уровню населения,
4.3. Продолжительность жизни (мужчин, женщин),
4.4. Смертность детей в возрасте до одного года, % от родившихся и в сравнении с лучшим мировым показателем,
4.5. Рождаемость и смертность населения страны,
4.6. Структура населения
страны по полу, возрасту, составу
семьи, занятости, удельному
4.7. Миграция населения,
4.8. Перспективность городов,
4.9. Структура населения по доходу и др.;
5. Правовые факторы:
5.1. Наличие федеральных
правовых актов (указов
5.2, Наличие федеральных
правовых актов, регулирующих
взаимоотношения компонентов
5.3. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны и фирм,
5.4. Наличие федеральной программы создания правового государства,
5.5. Качество прокурорского
надзора за соблюдением
5.6. Преемственность правового обеспечения по вертикали и горизонтали;
6. Экологические факторы:
6.1. Параметры экосистемы страны,
6.2. Количество городов и удельный вес численности их населения, не отвечающих требованиям по экологичности,
6.3. Затраты в бюджете страны, в %, на поддержание экосистемы страны;
7. Природно-климатические факторы:
7.1. Оценка основных природных ресурсов страны и ее место в мировом сообществе,
7.2. Извлечение из недр природных ресурсов (интенсивность по отношению к общим запасам и степень извлечения),
7.3. Характеристика климатических факторов страны,
7.4. Дефицитность отдельных видов ресурсов по регионам страны,
7.5. Степень использования вторичных ресурсов;
8. Научно-технические факторы:
8.1. Удельный вес изобретений и патентов страны в фонде мирового сообщества,
8.2. Удельный вес числа докторов наук, профессоров в численности работающих страны,
8.3. Стоимость основных
8.4. Уровень автоматизации
8.5. Экспертная оценка месячной
заработной платы ученого,
8.6. Показатели износа
основных производственных
9. Культурные факторы:
9.1. Средний уровень образования населения страны,
9.2. Обеспеченность населения
9.3. Отношение людей к окружающему миру,
9.4. Долговременные тенденции развития в области культурных ценностей [19, С.45].
Какой может быть в результате проведенного анализа внешняя среда предприятия?
1.Стабильная внешняя среда:
- длительные циклы жизни товаров (услуг);
- большие складские помещения для сырья и продукции;
- возможность длительных сроков разработки продукции.
2. Предсказуемая внешняя среда:
- продолжительные циклы жизни товаров (услуг);
- наличие большого времени на разработку новых технологий;
- массовое производство товаров;
- средние складские помещения для сырья и продукции.
3. Изменчивая внешняя среда
- характеризуется повышенной неустойчивостью и непредсказуемостью;
- на первое место выходит способность предприятий к повышенной приспособляемости и выживанию.
4. Турбулентная среда
- уменьшение размеров предприятия;
- частая реорганизация предприятия;
- постоянное отслеживание ситуации во внешней среде;
- немедленная реакция на изменения внешней среды.
Таким образом, в заключении первой главы отметим, что При анализе влияния внешней среды на финансовое состояние предприятия можно в большей степени детализировать внешнее окружение по силе воздействия на:
- анализ макроокружения;
- анализ состояния и перспектив развития отрасли;
- анализ конкурентной среды в отрасли;
- анализ влияния конкурентов.
Макроокружение создает общие условия, в которых действует предприятие, определяя для него и других предприятий границы допустимого и недопустимого. Подобно тому как атмосфера по-разному действует на людей, так и макроокружение в разной степени влияет на предприятия в зависимости от уровня их «здоровья».
Макроокружение по отношению к предприятию выступает:
- как причина и условие ограничения (или возможности расширения) деятельности;
- как предпосылка, вызывающая необходимость изменений на предприятии.
Политическая составляющая представлена органами государственной власти и конкурирующими партиями и группами.
При всех различиях устройства государство и рынок находятся в сложных взаимоотношениях, зависящих от господствующей системы взглядов на общественную организацию, особенностей этапа развития страны, лидеров, определяющих политику, и др.
2 Анализ внешней среды
2.1 Общая характеристика филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК»
Акционерное общество «Молочный комбинат «Орловский» является открытым акционерным обществом и создано путем реорганизации в форме преобразования и является правопреемником Производственного кооператива «Молочный комбинат «Орловский». ОАО «Молочный комбинат «Орловский» зарегистрировано Постановлением Главы Администрации Железнодорожного района г. Орла 6 июля 1992 г. № 484.
Учредительным документом Общества является Устав, утвержденный внеочередным общим собранием акционеров. Он заверен печатями регистрационного управления Орловской области и подписями должностных лиц.
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ему акционерами в счет оплаты акций Общества.