Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:45, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что проблемы эффективного управления на современном этапе развития отечественной рыночной экономики перед российскими предприятиями стоят достаточно остро, что связано не только с недостатком опыта функционирования в условиях жесткой конкуренции, но и со сложными, динамично изменяющимися условиями и факторами внешней маркетинговой макро- и микросреды. Это требует от предприятий постоянного поиска новых решений в области менеджмента и маркетинга. В особенности от промышленных предприятий, сочетающих в своей деятельности как производственные, так и торговые функции.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………….….5
1.1 Сущность понятия внешней среды и ее роль в деятельности предприятия……………………………………………………………………….5
1.2 Характеристика факторов макросреды………………………….…..11
2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ФИЛИАЛА «МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ ОРЛОВСКИЙ» ОАО «КОМПАНИЯ ЮНИМИЛК» ……………………………………………………………………17
2.1 Общая характеристика филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК»…………………………………………………17
2.2 Анализ внешней среды филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК»…………………………………………………21
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЮНИМИЛК»…………………………………………29
3.1 Рекомендации по расширению потенциальных возможностей филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК»…………………………………………………………………….29
3.2 Разработка стратегии предприятия с учетом влияния факторов внешней среды……………………………………………………………….….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………38
ПРИЛОЖЕНИЯ
С момента формирования уставный капитал филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» остался без изменений. Его увеличение или уменьшение не производилось и не планируется. В Обществе создан резервный фонд в размере 5% от его Уставного капитала. Он сформирован путем обязательных ежегодных отчислений в размере более 5% от чистой прибыли. Его цель – покрытие убытков, погашение обязательств или выкуп акций Общества в случае отсутствия других средств. Добавочный капитал был сформирован единовременно в момент переоценки основных средств и представляет собой разницу между первоначальной и переоцененной стоимостью.
Основной целью
создания и деятельности
Структура филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» приведена в Приложении А.
Руководство текущей деятельностью филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» осуществляется единоличным исполнительным органом – генеральным директором.
В настоящее время молочный комбинат выпускает продукцию, представленную на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура продукции молочного комбината
Всю продукцию, представленную на рисунке 1 предприятие поставляет как в г. Орел и Орловскую область, так и в близлежащие области - Брянскую, Калужскую, Тульскую. Поставщиками молока для его переработки в основном являются районы Орловской области.
Кроме этого комбинат занимается торгово-закупочной деятельностью, оказанием транспортных услуг, оптовой и розничной торговлей, внешнеэкономической деятельностью в порядке, установленном законодательством.
Для всесторонней оценки эффективности деятельности предприятия необходима система показателей. Необходимо дать анализ финансовой и хозяйственной работы предприятия, оценить влияния факторов на изменение показателей.
Для анализа экономических
- бухгалтерский баланс,
- отчет о прибылях и убытках.
В 2011 г. по сравнению с 2009 г. в филиале «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» наблюдается увеличение выручки от продаж на 243790 тыс. руб. или на 48,9%. Полная себестоимость проданной продукции в 2011 г. также увеличилась на 46,9% по сравнению с 2009 г.
Конечный финансовый результат помимо прибыли от реализации продукции, работ, услуг складывается из прочих доходов и расходов, которые увеличиваются к 2011 г. в 13,9 и 4,7 раза, соответственно.
Сократились так же в 2011 г. по сравнению с 2009 г. прибыль от продажи продукции и прибыль до налогообложения на 11187 или на 38,6% и на 10176 тыс. руб. или на 66,4%, соответственно, а сумма налога на прибыль сократилась – на 13,6%. Чистая прибыль в Молочном комбинате в 2011 г. значительно – в 4 раза сократилась по сравнению с 2009 г., что привело к сокращению рентабельности в 2,9 раза.
Финансовые результаты в филиале «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» можно рассмотреть на примере изменения среднегодовой стоимости основных фондов. В 2009 г. этот показатель составлял 92478,5 тыс. руб., в 2010 г. – 95268,5 тыс. руб., в 2011 г. – 106224 тыс. руб.
Большое значение для оценки эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии в условиях рыночной экономики имеет показатели рентабельности персонала. Так как этот показатель показывает долю прибыли к среднесписочной численности персонала, то можно сказать что в 2010 г. по сравнению с 2009 г. рентабельность персонала снизилась на -24,76, а в 2011 г. увеличилась на 1,83.
Рентабельность продукции в 2009 г. составил 27,3, в 2010 г. – 224,1, в 2011 г. – 119,4.
Рентабельность продаж
(оборота) рассчитывается
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что выручка от реализации за исследуемый период увеличивается, себестоимость так же увеличивается, а прибыль сокращается, т.е. в целом в филиале «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» является не достаточно прибыльным и рентабельным предприятием в настоящее время. В целом можно отметить, что предприятию целесообразно осуществлять мероприятия, способствующие увеличению прибыли и снижению уровня затрат, повышению качества и конкурентоспособности продукции, своевременности платежей за проданную продукцию, что позволит улучшить условия продажи продукции и увеличить сумму прибыли.
2.2 Анализ внешней среды филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК»
Анализ внешней среды начнем с анализа конкурентных преимуществ филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» на рынке.
Для анализа были выбраны
предприятия-производители
Проведем оценку положения ОАО Молочного комбината «Орловский» на обслуживаемом рынке, используя десятибалльную систему. Приведем таблицу 1.
Таблица 1 - Оценка положения предприятия на обслуживаемом рынке (в сравнении с конкурентами),в баллах
|
филиал «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» |
Конкуренты | |
ОАО «Шаблыкинский маслосырзавод» |
ОАО «Кромской маслодельный завод» | ||
Товар |
|||
- качество |
7 |
6 |
7 |
- ассортимент |
9 |
6 |
7 |
Сбыт |
|||
- реклама |
8 |
1 |
7 |
- стимулирование сбыта |
8 |
6 |
7 |
Цена |
|||
-отпускная цена |
7 |
10 |
7 |
- скидки |
8 |
8 |
8 |
Внешний вид упаковки |
8 |
3 |
7 |
Имидж |
8 |
5 |
7 |
Наличие отдела маркетинга |
0 |
0 |
0 |
Итого |
63 |
45 |
57 |
Средний балл |
7 |
5 |
6,3 |
Анализируя данные таблицы 1, можно сделать вывод о том, что главным конкурентом филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» является ОАО «Кромской маслодельный завод», средний балл составляет 6,3, что максимально приближено к среднему баллу оценки ОАО Молочный комбинат «Орловский». Это обуславливается тем, что ОАО «Кромской маслодельный завод» имеет также широкий ассортимент качественной продукции, занимается стимулированием сбыта - проводит различные акции и др. Преимуществами комбината «Орловский» является то, что здесь устанавливаются более низкие торговые наценки.
Наименьшее количество баллов набрал ОАО «Шаблыкинский маслосырзавод» (средний балл -5). Это обусловлено тем, что данное предприятие не использует рекламу как средство продвижения товаров, обладает не таким широким ассортиментом как филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК», имеет менее привлекательный внешний вид упаковки.
Предприятие может заниматься поисками новых возможностей либо время от времени, либо систематически. Многие отыскивают новые идеи, просто внимательно следя за переменами на рынке. Руководители организаций читают газеты, посещают специализированные выставки, изучают товары конкурентов, собирают рыночную информацию другими путями. Немало идей можно получить, используя неформальные методы сбора информации. Изучение внешней среды филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» должно проводиться регулярно.
Предприятие ОАО «Молочный комбинат «Орловский» расположено в Северном районе города Орла, его общая площадь составляет 7,2 га. Административно-хозяйственным центром комбината является Администрация Северного района г. Орла. ОАО «Молочный комбинат «Орловский» является право приемником производственного кооператива Молочный комбинат «Орловский». Место нахождения ОАО МК «Орловский»: 302002, Россия, г. Орел, пер. Артельный, 3.
Необходимо отметить, что географическое местонахождение предприятия наиболее выгодно для транспортировки сырья и готовой продукции близким расположением к Московской железной дороге, а также Московскому и Болховскому шоссе. Что является немаловажным фактором, так как комбинат имеет широкий круг предприятий – поставщиков и покупателей не только в городе и области, но и за ее пределами.
Рассмотрим покупателей продукции филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК».
Среди предприятий, заключивших договора на поставку продукции молочного комбината, – ООО «ЮниМилк» г. Москвы, Городское здравоохранение г. Орла, Городское образование г. Орла, ОАО Подольский хладокомбинат, ООО «Фреш Лайн» г. Москвы и другие продовольственные магазины города Орла, Москвы, Курска. Договоры, связанные с экспортом продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья сухого молока, носят разовый характер. Рассмотрим активность покупателей, для этого приведем рисунок 2.
Рисунок 2 – Активность покупателей филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК»
Из рисунка 2 видно, что главным покупателем является ООО «ЮниМилк». Доля покупок продукции комбината составляет более 70%.
Как и с другими покупателями с ООО «ЮниМилк» ОАО Молочный комбинат «Орловский» заключает договор поставки. Рассмотрим условия договора.
Поставки продукции осуществляются партиями на основании ежедневных заказов, условия поставки каждой партии продукции (количество, ассортимент, способ поставки, срок поставки и иные условия) определяются сторонами на основании заказов.
Филиал «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» обязан на каждую партию продукции оформить все необходимые документы, предусмотренные требованиями действующего законодательства (счет-фактуру, товарно-сопроводительную документацию, сертификаты соответствия, удостоверения качества изготовителя, документы, необходимые для перевозки. Продукция поставляется путем самовывоза со склада комбината силами за счет ООО «ЮниМилк», а именно доставка своим транспортом, либо транспортом привлеченным покупателем.
Если более 75 % в покупках продукции ОАО Молочный комбинат «Орловский» занимает ООО «ЮниМилк», то остальные 25% занимают другие покупатели.
Как положительное в деятельности комбината можно отметить наличие муниципальных заказов для предприятий городского образования и здравоохранения.
Продолжим изучение взаимодействия филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» с внешней средой. Рассмотрим связи с поставщиками сырья (молока).
Основными поставщиками сырья для производства молочной продукции являются:
- Глазуновский молокозавод,
- ОАО Малоархангельский маслозавод,
- Троснянский молокозавод,
- АО «Новосильский молокозавод»,
- Корсаковский молокозавод,
- Агрофирма «Цон»,
- Хотынецкий молокозавод,
- ЗАО АПК «Юность» Долгое,
- Залегощь «Нива»,
- Агрофирма «Смирные»,
- ТОО «Молоко» – г. Змиевка,
- Агрофирма «Нарышкино»,
- Орловская продовольственная компания,
- АООТ Фатежский маслозавод и др.
При осуществлении сделок на поставку товаров от поставщиков основным документом так же является договор, регламентирующий отношения партнеров. Договор выполняет следующие функции: а закрепляет юридически отношения между партнерами; а) устанавливает порядок и способы выполнения обязательств; б) предусматривает способы защиты обеспечения обязательств.
Филиал «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» своевременно и правильно заключает договора с поставщиками, а также устанавливает рациональные прямые договорные связи по поставкам товаров, как правило, на один год и осуществляет постоянный контроль за их исполнением.