Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:45, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что проблемы эффективного управления на современном этапе развития отечественной рыночной экономики перед российскими предприятиями стоят достаточно остро, что связано не только с недостатком опыта функционирования в условиях жесткой конкуренции, но и со сложными, динамично изменяющимися условиями и факторами внешней маркетинговой макро- и микросреды. Это требует от предприятий постоянного поиска новых решений в области менеджмента и маркетинга. В особенности от промышленных предприятий, сочетающих в своей деятельности как производственные, так и торговые функции.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………….….5
1.1 Сущность понятия внешней среды и ее роль в деятельности предприятия……………………………………………………………………….5
1.2 Характеристика факторов макросреды………………………….…..11
2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ФИЛИАЛА «МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ ОРЛОВСКИЙ» ОАО «КОМПАНИЯ ЮНИМИЛК» ……………………………………………………………………17
2.1 Общая характеристика филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК»…………………………………………………17
2.2 Анализ внешней среды филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК»…………………………………………………21
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЮНИМИЛК»…………………………………………29
3.1 Рекомендации по расширению потенциальных возможностей филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК»…………………………………………………………………….29
3.2 Разработка стратегии предприятия с учетом влияния факторов внешней среды……………………………………………………………….….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………38
ПРИЛОЖЕНИЯ
Выше представлены основные поставщики товаров, с которыми у предприятия положены рациональные хозяйственные связи на стабильной долговременной основе. Договора с этими поставщиками заключаются на год. Кроме этого, в течение года возникают краткосрочные связи с различными поставщиками и посредниками, с которыми заключаются договора поставки на небольшой срок, или на разовую поставку товаров.
Изучая источники поступления сырья филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» ведет журнал, где на каждого поставщика составляет его данные, сведения о количестве товаров и другие сведения интересующие предприятие.
Проанализируем динамику поставки товаров по поставщикам.
Из таблицы видно, что имеются отклонения фактических сумм, на которые было поставлено сырье от сумм, оговоренных договорами.
Надлежащее функционирование
предприятия зависит от персонала,
как непосредственно
Филиал «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» является предприятием на котором работает 520 человек.
Не посредственно связанны с изучением внешней среды это персонал следующих отделов:
- отдела маркетинга,
- департамент закупок;
- департамент продаж.
Филиал «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» - сегодня крупнейший игрок в сфере переработки молока. На его долю приходится около 80% этого рынка в г. Орле и области.
Как одну из характеристик рынка можно выделить отношение товаропроизводителей к качеству выпускаемой продукции в нестандартных (необычных) условиях. Необходимо отметить, что лето в 2007 г. было жарким. В Ставропольском крае отмечались случаи массового отравления населения молочной продукцией одного из молкомбинатов. Однако переработчики Орловской области и в частности Филиал «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» ни разу не подвели потребителей.
Экономическая компонента внешней среды характеризуется сложной ситуацией на молочном рынке (резкий рост цен) в сентябре – октябре 2009 г., которая коренным образом изменила представление недальновидных обывателей о значимости стратегически важных сельскохозяйственных отраслей: животноводства и молочной переработки.
Евросоюз отменил субсидии на производство молока, в результате импортная продукция дорожает. Соответственно отечественные производители не могут оставаться в стороне от мировых тенденций Российские молокозаводы поднимают закупочные цены на молоко. По оценкам специалистов, дефицит на его, а также разного рода спекулятивные сделки в сентябре – октябре 2009 г. спровоцировали увеличение цены на молоко на 40 процентов. В отдельных регионах России цены колеблются от 27 до 41 рубля за литр. В том числе в соседней Брянской области за цены увеличились до 30 рублей за литр молока. На Брянском молкомбинате выявлено нарушение антимонопольного законодательства. Цены Филиал «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» на пакетированное в торговой сети составляют от 20 до 25 рублей за литр. Администрация Орловской области принимает ряд мер, чтобы стабилизировать ситуацию с ценами на молочном рынке.
Губернатором издан указ, ограничивающий наценки на молоко до десяти процентов. Таким образом, умерятся аппетиты перекупщиков и торговой сети. Будет найден компромисс, который позволит остановить рост цен на социальный продукт — молоко. Сегодня Орлу требуется 90—100 тонн «живого» молока ежедневно. Объемов производства молока на рынке для орловчан вполне достаточно.
Таким образом, после изучения влияния внешней среды на деятельность филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» можно сделать вывод, о наличии налаженных связей ее с элементами.
3 Пути совершенствования позицио
3.1 Рекомендации
по расширению потенциальных
возможностей филиала «
Для расширения своих коммерческих связей с внешней средой, а именно с покупателями филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» можно порекомендовать заключение договоров с предприятиями - заводами производителями, где условия работы (на производстве) относятся к тяжелым, вредным. На таких предприятиях ежедневно выдается молоко. Стоимость одного договора и соответственно поставок молока и/или молочных продуктов в месяц может составлять более 48 тыс. руб. (при численности работников завода около 150 человек). Целесообразно и возможно заключить договора с такими предприятиями как «СеверстальМетиз», ЗАО «Пенобетон», Химмаш. После заключения договоров, ОАО Молочный комбинат «Орловский» может получить дополнительную сумму от реализации продукции за каждый договор.
На каждого работника
в среднем стоимость молочно-
В связи с усложнившейся ситуацией на рынке молочных продуктов и имеющимися конкурентными преимуществами на региональных рынках (главное - цена) филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» можно посоветовать выходить на другие, не освоенные рынки. При этом можно использовать различные акции по снижению цены – скидки.
Филиалу «Молочный комбинат
Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК»
можно порекомендовать установл
Установление цен со скидками и зачетами. В качестве вознаграждения поставщикам молока за определенные действия, такие, как ранняя оплата счетов, поставки большего объема продукции или внесезонные продажи, организации могут изменять свои исходные цены. Филиал «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» может использовать такие ценовые корректировки как — скидки и зачеты, как для поставщиков сырья, так и для покупателей.
Под скидкой за платеж наличными понимают уменьшение цены для покупателей, которые оперативно оплачивают счета. Скидка должна предоставляться всем покупателям, выполнившим условие оперативной оплаты. Подобные скидки типичны для многих отраслей, они помогают улучшить состояние ликвидности продавца и сократить расходы в связи с взысканием кредитов и безнадежных долгов.
Скидки за количество закупаемого товара представляет собой снижение цены для покупателей, приобретающих большое количество товара. Скидки за количество должны предлагаться всем заказчикам и не превышать суммы экономии издержек продавца в связи со сбытом больших партий товара. Экономия складывается за счет сокращения издержек по продаже, поддержанию запасов и транспортировке товара. Скидки служат для потребителя стимулом делать закупки у одного продавца, а не у нескольких.
Филиал «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» может предлагать разные функциональные скидки разным торговым каналам, поскольку они оказывают ему разные по характеру услуги, но он обязан предлагать единую скидку всем службам, входящим в состав отдельного канала.
Под сезонной скидкой понимают уменьшение цены для потребителей, совершающих внесезонные покупки товаров или услуг. Сезонные скидки позволяют продавцу поддерживать более стабильный уровень производства в течение всего года.
Под зачетами понимают другие виды скидок с прейскурантной цены. Например, товарообменный зачет — это уменьшение цены нового товара при условии сдачи старого.
Установление цен для стимулирования сбыта. При определенных обстоятельствах для увеличения объема сбыта предприятия временно назначают на свои товары цены ниже прейскурантных, а иногда даже ниже себестоимости.
Таким образом, филиал «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» в своей практике может использовать гибкую систему скидок, позволяющую увеличивать как показатель отгрузки продукции, но и прибыли.
3.2 Разработка
стратегии предприятия с
Для повышения эффективности анализа внешней среды на предприятии филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» необходимо использовать следующую методику комплексного исследования данной проблемы, использующую логическую последовательность этапов и процедур, представленных на рисунке 3.
Рисунок 3- Процесс анализа внешней среды на предприятии филиал «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК»
На первом этапе необходимо установить стратегическую цель анализа, в качестве которой должно быть регулярное и своевременное предоставление руководителям предприятия и структурных подразделений разнообразной информации о внешней среде для устранения или снижения уровня рисков при принятии управленческих решений, а также при разработке стратегии дальнейшего развития организации. Также конкретные цели могут быть определены и скорректированы высшим руководством, для решения какой-либо неотложной проблемы, не забывая о приоритете стратегической цели и не отдавая предпочтение одному из объектов анализа.
Затем должна быть разработана программа исследования, в которой определяется необходимая информация, источники и методы ее сбора и анализа, методы прогнозирования факторов внешней среды, а также конкретные исполнители исследований, календарный план и сроки предоставления полученных результатов. При реально сложившейся ситуации на предприятии филиал «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» данного рода анализ должен быть возложен на сотрудников отдела маркетинга, который, по моему мнению, имеет еще значительные внутренние резервы для осуществления этой задачи, в силу недоиспользования своего потенциала.
Построение матрицы направлено на оценку текущего положения ассортимента, позиции товарных линий в структуре ассортимента, получение информации для принятия решений по изменению ассортиментной политики.
Преимуществом ее использования является то, что существующие методы оценки потенциала не позволяют всесторонне учесть комплекс выделенных показателей. В зависимости от того, в какой квадрат попадает та или иная товарная линия, принимается решение об инвестиционных приоритетах.
Стратегический анализ товарного портфеля филиал «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» мы предлагаем проводить используя матрицу БКГ, концепцию ЖЦТ и построения карт позиционирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, маркетинговая среда фирмы - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.
Основной целью создания и деятельности филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» является производство, торговля, оказание гражданским и юридическим лицам услуг, пользующихся повышенным спросом, с целью извлечения прибыли. Кроме этого комбинат занимается торгово-закупочной деятельностью, оказанием транспортных услуг, оптовой и розничной торговлей, внешнеэкономической деятельность в порядке, установленном законодательством.
Среди предприятий, заключивших договора на поставку продукции молочного комбината, – ООО «ЮниМилк» г. Москвы, Городское здравоохранение г. Орла, Городское образование г. Орла, ОАО Подольский хладокомбинат, ООО «Фреш Лайн» г. Москвы и другие продовольственные магазины города Орла, Москвы, Курска.
Главным конкурентом филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» является ОАО «Кромской маслодельный завод».
Таким образом, после изучения влияния внешней среды на деятельность филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» можно сделать вывод, о наличии налаженных связей ее с элементами.
В
процессе оценки и анализа экономических
и финансовых показателей деятельности
мы выяснили, несмотря на то, что выручка
от реализации за
Для расширения своих коммерческих связей с внешней средой, а именно с покупателями филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» можно порекомендовать заключение договоров с предприятиями – заводами производителями, где условия работы (на производстве) относятся к тяжелым, вредным. На таких предприятиях ежедневно выдается молоко.
Для рационализации и
укреплению коммерческих связей с таким
сектором внешней среды как поставщики
сырья комбинату можно
В связи с усложнившейся ситуацией на рынке молочных продуктов и имеющимися конкурентными преимуществами на региональных рынках (главное - цена) филиала «Молочный комбинат Орловский» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» можно посоветовать выходить на другие, не освоенные рынки. При этом можно использовать различные акции по снижению цены – скидки.