Внутренняя среда организации. Корпоративная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:49, доклад

Описание

В современной литературе существует довольно много определений понятия "корпоративная культура". Как и многие другие термины организационно-правовых дисциплин этот не имеет единственно верного толкования. Большинство авторов сходятся на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений, бездоказательно принимаемых членами группы или организации в целом.
Коллектив в несколько десятков или сотен человек не может сплотиться, держаться на основе взаимных симпатий и любви всех членов. Для этого они слишком различны, а чувство симпатии неустойчиво и изменчиво. Чтобы спаять людей, нужны более ясные и крепкие основы, как-то: идеи, правила, нормативы, табу

Работа состоит из  1 файл

Корпоративная культура.docx

— 74.02 Кб (Скачать документ)

Например, если ценность креативности в организации выше, ценности денег  и значимости самого существования  организации можно ожидать сложных, наиболее рискованных и, как правило, запаздывающих решений.

Если в организации  в первые ценностные приоритеты вообще не попадают материальные, связанные  с физическим существованием ценности: жизнь (как физическое существование  человека), деньги, здоровье и т.п.- то организация, как правило, будет  носить тоталитарный характер, агрессивно относиться к среде, находиться в  состоянии борьбы или подготовки к отражению нападения.

Ценностные приоритеты задают и внутренние критерии оценки эффективности организации и ее сотрудников, иерархию этих критериев.

Внутренние критерии эффективности  позволяют понять, казалось бы, самые  не логичные и кажущиеся внешнему наблюдателю глупыми решения  и действия.

В ряде организаций поощряется зарплатой и премией не тот, кто  приносит большую прибыль, а тот кто кажется креативнее, умнее. В других, главным критерием при решении вопроса о вознаграждении оказываются потребности человека, как при коммунизме: сотруднику надо дать больше денег, потому что у него трое детей, потому что он только женился, потому что он попросил больше. В некоторых организациях размер вознаграждения сотрудника зависит от его лояльности к конкретному менеджеру, что приравнивается к лояльности к организации. Есть организации, где основной критерий справедливость, в них либо пытаются вычислить коэффициент трудового участия, либо всем платить поровну, одинаково.

Что интересно, по наблюдениям  М.А.Иванова и Д.М.Шустермана, в российских организациях крайне редко вознаграждение сотрудников зависит только от принесенных ими в организацию денег в форме дохода или сокращения расходов, в большинстве организаций такие показатели вообще не считаются. И опять в основе таких решений лежат не всегда осознаваемые внутренние критерии.

Можно даже проследить возможные  варианты последствий для организации  введения различных критериев. Стоит  организации принять как основной критерий быстрый рост, как расходы  начинают резко опережать доходы, съедать прибыль. Достаточно сделать  ведущим критерием безопасность и начинается отказ от всех бизнесов связанных, как кажется, с криминалом. Если лидеры организации хотят творчества, новизны и эксклюзивности, то они  не ценят, а иногда и просто не замечают, лежащие на поверхности, “тупые”  и легко тиражируемые товары и  услуги, позволяющие принести деньги без особых затрат.

Собственно весь анализ и реконструкция организационной  культуры имеют смысл, если они позволяют  сформулировать и осознать внутренние ценности и критерии оценки эффективности. Только это осознание позволяет  оценить существующие в организации  человеческие ограничения и возможности, разработать адекватные миссию и  стратегию. 

 

3.4. Позитивная и негативная корпоративная  культура. 

 

Характер корпоративной  культуры описывается системой признаков, заданных по трем основаниям.

1) Степень взаимоадекватности доминирующей иерархии ценностей и преобладающих способов их реализации. По этому основанию культуры можно подразделить на "стабильные" (высокая степень адекватности) и "нестабильные" (низкая степень адекватности). Стабильная характеризуется отчетливо заданными нормами поведения и традициями. Не ставильная отсутствием четких представлений об оптимальном, допустимом и недопустимом поведении, а также "колебаниями" социально- психологического статуса работников.

2) Степень соответствия  иерархии личных ценностей каждого  из сотрудников и иерархической  системы внутригрупповых ценностей.  По этому основанию выделяются "интегративная" (высокая степень  соответствия) и "дезинтегративная" (низкая степень соответствия). Интегративная характеризуется единством общественного мнения и внутригрупповой сплоченностью. Дезинтегративная - отсутствием единого общественного мнения, разобщенностью и конфликтностью.

3) Содержание доминирующих  в организации ценностей По этому основанию корпоративная культура организации может быть подразделена на "личностно-ориентированную' и "функционально- ориентированную". Личностно-ориентированная - фиксирует ценности самореализации и саморазвития .личности сотрудника в процесса и посредством осуществления его профессионально-трудовой деятельности. Функционально-ориентированная - ценность реализации функционально заданных алгоритмов осуществления профессионально-трудовой деятельности и статусно определенных моделей поведения.

В зависимости от характера  влияния корпоративной культуры на общую результативность деятельности предприятия можно  выделить "позитивную" и "негативную" корпоративную культуру. Позитивная - стимулирует результативность деятельности предприятия (ее признаки: личностно-ориентированная: интегративная, стабильная) либо его развития (личностно-ориентированная: интегративная,  нестабильная).

Негативная - препятствует эффективному функционированию предприятия  и его развития (ее признаки: функционально-ориентированная; дезинтегратианая; стабильная, либо нестабильная).

Характер корпоративной  культуры проявляется через систему  отношений: а) отношение работников к своей профессионально-трудовой .деятельности; б) их отношение к предприятию как к объективному условию осуществления профессионально-трудовой деятельности и реализации своего отношения к ней; в) функциональные и межличностные отношения сотрудников как субъективное условие реализации своего отношения и к к деятельности и к предприятию. Специфика корпоративной культуры как формы существования заключается в том, что, отражая реальную ситуацию, она особо акцентирует тенденции ее изменения. Механизмы влияния корпоративной культуры на деятельность предприятия заключаются в том, что работники прогнозируют развитие ситуации, относительно чего они оценивают и выстраивают модели своего поведения. Реализуя их в деятельности, они усиливают те или иные тенденции и создают таким образом адекватные им ситуации.

Содержание корпоративной  культуры определяется степенью личностной значимости профессионально-трудовой деятельности для 5ольшинства сотрудников.

Личностно-значимой является деятельность, посредством которой  работник: а) реализует и развивает  свои актуальные и потенциальные  способности, важные лично дня него, исходя из общего контекста его индивидуальной жизнедеятельности: б) реализует субъектное (т.е. рефлексивное и практически  преобразующее) отношение к действительности, отражающее специфически человеческий способ жизнедеятельности.

Позитивная корпоративная  культура фиксирует ценность профессионально-трудовой деятельности как способа реализации ценности саморазвития и субъектности, а также ценность предприятия как условия реализации такого рода способа.

Негативная - отражает ситуацию, когда деятельность на конкретном предприятии  в различной степени выгодна, однако, не ценна для сотрудника с точки зрения его саморазвития и самореализации.

Позитивная культура характеризуется  следующим: 

1. Восприятием сотрудником  себя как субъекта, чья профессионально-трудовая  деятельность влияет на общую  результативность деятельности  предприятия и определяет стратегию  его развития.

2. Осознанным принятием  личной ответственности за общий  продукт совместной деятельности  организации. Это в совокупности, порождает добросовестное отношение  к своим производственным обязанностям  как норму поведения работника,  регулируемую общественным мнением,  негативно настроенным к проявлениям  фиктивно-трудовой активности;

3. Ориентацией сотрудника  на поиск, разработку, выбор и  воплощение наиболее оптимальных  способов осуществления своей  деятельности. Реализаций такого  рода ориентации формирует у  работников ощущение своей ответственности  за качество продукта собственной  деятельности и порождает заинтересованность  в аго повышении. Проофессионально-трудоаая деятельность приобретает творческий характер, даже если объективно она таковым и не обладает, что создает общую атмосферу увлеченности своим трудом;

4. Позитивной оценкой  влияния профессионально-трудовой  деятельности на личностное развитие;

5. Ощущением взаимоадекватности личных и коллективных критериев собственной ценности. Успешность сотрудника в результате становится основанием и для самоуважения и для уважения со стороны коллег. Повышается эффективность делового взаимодействия, что является объективным условием установления доброжелательных межличностных отношений в коллективе.

Позитивная  корпоративная культура, ассимилирует положительные мифы, основанные не на манипулятивно-психологической пропаганде, "разоблачение" которых существенно ухудшает отношения работников к организации, а отражающие реальное положение дел. Мифы позитивной корпоративной культуры, отражая тенденции развития сферы ценностей организации ориентируют сотрудников на построение соответствующих им моделей поведения, реализация которых в деятельности стимулирует эффективность деятельности предприятия.

 

 

 

4. ИЗМЕНЕНИЕ  И ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ.  

 

4.1. Изменения корпоративной  культуры. 

 

Организационная культура всегда связана с прежним опытом организации. Именно опыт принятия решений и действий внутри и вовне организации закрепляется и в ценностных приоритетах и  в нормах, и в ритуалах. 

В настоящее время в  России наблюдается очень быстрый  рост организаций и по числу сотрудников, и по оборотам. Такой рост требует  реструктуризации. Создаются холдинги и холдингообразные структуры, и ими надо управлять. Становиться актуальной задача, осознанная зарубежными крупными корпорациями уже достаточно давно.

Ведь начинается управление уже не одной, а несколькими организациями, имеющими свои системообразующие факторы, разбросанными в пространстве иногда на тысячи километров, включающими  многочисленный и разнородный персонал.

Для того чтобы всем этим успешно управлять, нужны единые стандарты, о которых либо договариваются, либо задают из управляющей компании, либо, частично задают, частично согласовывают.

Меняется среда и ее требования, изменяются цели сотрудников  организации, вносятся изменения в  технологический процесс, и вместе с ними изменяется организационная  культура. Другое дело, что она является неосознанной и наиболее консервативной составляющей организации. Поэтому  ее изменения могут запаздывать, протекать медленнее, чем кому-то хотелось бы. Эти изменения могут  абсолютно не осознаваться, быть незаметными  для членов организации или проводится сознательно и планомерно.

На практике изменения  организационной культуры связаны  с выживанием организации. Если изменения  протекают медленнее, чем это  требуется, то организация гибнет.

Существенно, что в этом процессе развития организации, приводящем к ее изменениям или гибели организационная  культура выполняет роль своеобразного  “системного интегратора”. В силу своей тотальности она задает этику и эстетику организации, ограничения  и возможности, сплачивающие ее сотрудников, с одной стороны, и возможность  реализации системообразующих функций  организации, ее технологические предпочтения и правила, с другой, и, наконец, восприятие и отношение к требованиям  среды.

Зная это, можно с уверенность  говорить о том, что любое системное  изменение в организации предполагает изменение ее культуры. Любое системное  изменение организационной культуры приведет, в конечном счете, к изменению  ценностных приоритетов ее сотрудников.

Если изменение организационной  культуры происходит стихийно, не управляемо, тогда оно неминуемо предполагает этап хаоса в организации. Кто-то уже пользуется новыми правилами, смеется  над устаревшими ритуалами, использует новый язык. Кто-то, наоборот, придерживается традиций, выражает недовольство нововведениями. В каких-то сферах и подразделениях изменение произошло, а другие стали  неадекватными новым веяниям.

Примеров таких медленных  и хаотичных изменений можно  приводить множество.

В торговых фирмах в нашей  стране уже неоднократно менялись приоритеты в зависимости от требований среды. До 1996 года бизнес здесь полностью  зависел от наличия любых, но дешевых  товаров - все боролись за устойчивые отношения с товаропроизводителями, товарные кредиты, получение товара на консигнацию. Позже центральными стали поиски клиента, покупателя, готового заплатить деньги.

В последние годы эта ситуация менялась еще несколько раз. В  итоге, сейчас во взаимодействии покупателя и продавца значительно больше внимания уделяется прагматическим соображениям: экономика стала преобладать  над межличностными отношениями. В  тех торговых организациях, где переход  от товарцентрированного подхода к клиентцентрированному происходил неуправляемо, каждый раз возникал хаос, они всегда запаздывали, несли убытки, многие разорялись. А ведь такое изменение невозможно без коренных изменений организационной культуры. Ведь в организациях каждый раз должны были произойти изменения внутренних критериев оценки эффективности деятельности.

Огромный удар по организационным  культурам наносили технологические  новшества. Закупка западных технологических  линий разрушила не одну организацию.

Еще сложнее управляемые  изменения организационной культуры. Прежде всего, для такого управления необходимо осознать особенности своей  культуры. Самостоятельно сделать это  очень сложно, а иногда и невозможно. Ведь являясь носителем культуры человек всегда относиться к ней  предвзято, эмоционально - либо любит, либо ненавидит. Возникает парадоксальная ситуация: никто не чувствует и не знает культуру лучше, чем ее носитель. Но целостное видение и объективную оценку возможностей культуры провести практически невозможно.

Именно поэтому в менеджменте  чаще всего под изменением организационной  культуры понимают построение новой  культуры. Что с неизменностью  подразумевает разрушение старой. Такие  изменения приводят к потере большого числа старых сотрудников, носителей  прежней культуры.

Информация о работе Внутренняя среда организации. Корпоративная культура