Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:40, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть основные подходы к исследованию систем управления.
Исходя из поставленной цели основные задачи, которые будут решены при написании работы следующие: рассмотреть системный, комплексный, интеграционный, ситуационный, маркетинговый, инновационный, нормативный подходы, применяемые в исследовании систем управления.
Введение……………………………………………………………….…3
Глава 1. Основные подходы в системном исследовании……………4
Глава 2. Ситуационный анализ состояния организации………………
Заключение …………………………………………………………...……
Список литературы …………………………………………………………
ОУП «АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
БАШКИРСКИЙ
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ)
КАФЕДРА
«МЕНЕДЖМЕНТ»
Курсовой
проект
по
дисциплине: «Исследование
систем управления»
Выбор
подходов к исследованию систем управления
Выполнил: студент 2 курса заочного факультета специальности 080705 .65
«Менеджмент организации»
Парахина С.В.
Научный руководитель:
Доцент Валиахметов В.Т.
Дата сдачи курсовой работы на кафедру: 22.05.11
Оценка:
___________________
____________________________
УФА 2011
Содержание
Введение…………………………………………………
Глава 1. Основные подходы в системном исследовании……………4
Глава
2. Ситуационный анализ состояния организации………………
Заключение …………………………………………………………...……
Список
литературы …………………………………………………………
Введение
Исследование
систем управления – научное изучение
профессиональными
Цель курсовой работы рассмотреть основные подходы к исследованию систем управления.
Исходя из поставленной цели основные задачи, которые будут решены при написании работы следующие: рассмотреть системный, комплексный, интеграционный, ситуационный, маркетинговый, инновационный, нормативный подходы, применяемые в исследовании систем управления.
Курсовая
работа состоит из двух глав. В первой
главе рассмотрим основные подходы к
исследованию систем управления. Во второй
главе рассмотрим состояние организации
на основе ситуационного подхода.
Глава
1. Основные подходы
в системном исследовании
Системный подход — это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы.
В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.
Рассмотрим основные принципы системного подхода (системного анализа):
1)Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
2)Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня — элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
3)Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
4)Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
Как отмечалось выше, при системном подходе важное значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. характеристик «входа», «процесса» и характеристик «выхода».
При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», т.е. товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги.
Затем
определяют параметры входа, т.е.
исследуется потребность в
Таким
образом, системный подход позволяет
нам комплексно оценить любую
производственно-хозяйственную
Комплексный
подход предполагает учитывать при
анализе как внутреннюю так и внешнюю
среду организации. Это означает, что необходимо
учитывать не только внутренние, но и внешние
факторы — экономические, геополитические,
социальные, демографические, экологические
и др. Факторы — важные аспекты при анализе
организаций и, к сожалению, учитываются
не всегда. Например, часто социальные
вопросы при проектировании новых организаций
не учитываются либо откладываются. При
внедрении новой техники не всегда принимаются
во внимание показатели эргономичности,
что приводит к повышению утомляемости
рабочих и в итоге — к снижению производительности
труда. При формировании новых трудовых
коллективов должным образом не учитываются
социально-психологические аспекты, в
частности, проблемы мотивации труда.
Суммируя сказанное, можно утверждать,
что комплексный подход является необходимым
условием при решении задачи анализа организации.
Для исследования функциональных связей информационного обеспечения систем управления используется интеграционный подход, суть которого в том, что исследования осуществляются как по вертикали (между отдельными элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта).
Под интеграцией понимается объединение субъектов управления для усиления взаимодействия всех элементов системы управления конкретной организации. При таком подходе появляются более прочные связи между отдельными подсистемами организации, более конкретные задания. Например, управляющая система задает службам и подразделениям организации конкретные показатели их деятельности по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и т.д. На основе выполнения этих показателей достигаются поставленные цели.
Интеграция
по стадиям жизненного цикла продукта
по горизонтали требует формирования
единой и четкой информационной системы
управления, которая должна включать,
прежде всего, показатели качества и
количества затрат по стадиям научно-
Такая согласованность показателей по стадиям жизненного цикла продукта позволяет создать структуру управления, обеспечивающую оперативность и гибкость управления.
Интеграция
по вертикали представляет собой
объединение юридически самостоятельных
организаций для наилучшего достижения
поставленных целей. Это обеспечивается,
во-первых, объединением усилий людей,
т.е. синергетическим эффектом, во-вторых,
созданием новых научно-
Применение
интеграционного подхода
Сущность ситуационного подхода заключается в том, что побудительным мотивом к проведению анализа являются конкретные ситуации, широкий диапазон которых существенно влияет на эффективность управления. При таком подходе система управления в зависимости от характера ситуаций может менять любую из своих характеристик.
Объектами анализа в данном случае могут быть:
-структура управления: в зависимости от ситуации и на основании проведенных объемных расчетов выбирается структура управления с преобладанием либо вертикальных, либо горизонтальных связей;
-методы управления;
-стиль руководства: в зависимости от профессионализма, численности и личностных качеств сотрудников выбирается стиль руководства, ориентированный либо на задачи, либо на человеческие отношения;
-внешняя и внутренняя среда организации;
-стратегия развития организации;
-технологические
особенности производственного процесса.
Маркетинговый подход предполагает проведение анализа организаций на основе результатов маркетинговых исследований. Главной целью при таком подходе является ориентация управляющей системы на потребителя, Реализация поставленной цели требует прежде всего совершенствования деловой стратегии организаций, цель которой обеспечить своей организации устойчивое конкурентное преимущество. Маркетинговый анализ призван выявить эти конкурентные преимущества и факторы их определяющие.
Как показала практика проведения исследований, к таким факторам относятся следующие:
-качество продукции или услуг;
-качество управления самой организации;
-маркетинговое качество, т.е. свойство товара соответствовать реальной потребности населения.
При этом
важно учитывать конкурентную позицию,
т.е. позицию исследуемой
Таким
образом, значение маркетингового подхода
в том, чтобы обеспечить организацию
всей необходимой информацией, знание
которой позволит надолго удержать
и сохранить свою конкурентную позицию
в отрасли.
Инновационный подход основан на умении организации быстро реагировать на изменения, диктуемые внешней средой. Это касается внедрения нововведений, новых технических решений, неуклонного возобновления производства новых товаров и услуг для наилучшего удовлетворения потребностей рынка сбыта. Залог успешного функционирования любой организации в том, что она должна идти не только вровень с техническим прогрессом, но и опережать его.
Информация о работе Выбор подходов к исследованию систем управления