Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 08:53, доклад
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические
особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с
общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне
отличны от европейских и американских.
в решении проблемы.
В заключении рекомендую руководителям среднего звена, занимающим важные и
ответственные должности, на своих фирмах, решать стоящие перед ними задачи
инициативно, с достоинством и уверенностью в своих силах”.
Считается, что власть менеджмента в Японии законна, и поэтому она с
готовностью принимается и уважается. Рабочие чувствуют, что их менеджеры
более образованы и компетентны. Менеджеры не имеют избыточных привилегий, что
могло бы вызвать ревность. Их оклады и другие вознаграждения считаются
скромными по сравнению к их заслугам. А эффективный менеджмент является
необходимым условием для процветания самих рабочих.
Выводы, которые можно сделать, рассматривая японскую систему управления, таковы:
· люди получают удовлетворение от зависимости, определяемой тесной
вертикальной связью в структуре коллектива, которая воспринимается как
гарантия защищенности и безопасности;
III. Система контроля
Управленческий контроль - это сокращенное определение управленческого
планирования и обратной связи, которое является инструментом деятельности
менеджеров в достижении организационных целей. Способность человека управлять
имеет определенные пределы, поэтому должен быть найден оптимальный масштаб
бизнеса, позволяющий управлять эффективно.
Можно рассмотреть этот процесс на примере фирмы “Мацусита”. В основу
организации фирмы положена система филиалов. Они классифицируются следующим
образом:
1.
для высших управляющих
филиалами - система планирования в филиалах, система внутреннего капитала
филиалов, система
ежемесячных бухгалтерских
Система планирования в филиалах предполагает, что каждый самостоятельный
отдел, а затем и филиал разрабатывает свой план. На их основе
подготавливается общий план всей компании. В общих чертах метод планирования
предполагает следующие этапы:
1. Провозглашение стратегии компании. Стратегия
компании является чем-то абстрактным и выражается устно, но она подчеркивает
оценку дел фирмы и воплощает намерения преодолеть конъюнктурные трудности
усовершенствованием политики и целей. Это своего рода лозунг для персонала.
Необходимо отметить, что управленческий контроль за выполнением поставленных
задач осуществляется не путем принятия определенных директив, как это принято
в традиционном менеджменте, а путем оказания помощи и выявлении слабых
звеньев в производственном процессе (слово “контроль” связана не с моделью
“выявление - наказание”, а “проверка-помощь”).
Чтобы избавится от субъективизма, японские управляющие повсюду, где есть
малейшая возможность, применяют методы статистики для определения текущей
ситуации. Японцы верят цифрам. Они измеряют все. Они стараются количественно
описать все аспекты бизнеса. Японцы не расточают силы впустую. Все устроено
безупречно, что является сущностью хорошего менеджмента.
Для сохранения дисциплины и улучшения качества работы японский менеджмент
больше полагается на вознаграждение, чем на наказание. Вознаграждения
выдаются за полезные предложения, за спасение жизни при авариях, за
выдающиеся результаты в учебных курсах, за отличное выполнение обязанностей и
за “преданность своему делу как образец для коллег”. Эти вознаграждения
бывают разных типов: грамоты, подарки или деньги и дополнительный отпуск.
Наказания делятся на выговоры, штрафы и увольнения. Увольнение допускается в
случаях воровства, принятия взяток, саботажа, жестокости, преднамеренного
неповиновения инструкциям старших. Показательно, что раздел “вознаграждения”
в книге правил компании “Хитачи” стоит перед разделом “наказания”. Фирма
выпустила документ, озаглавленный “Главные принципы “Хитачи”. В нем выдвинуты
на первый план три принципа: искренность, дух оптимизма и конечная гармония.
Этот официальный документ показывает, насколько серьезно японцы относятся к
своей работе.
Японские менеджеры прибегают к мерам наказания крайне неохотно. В противовес
тактики запугивания наказанием, японский менеджмент уделяет особое внимание
самосознанию рабочих и поэтому использует “тактику лозунгов”, побуждающих
повысить дисциплину.
Такая позиция вполне объяснима: с одной стороны, каждый подчиненный является
индивидуумом и имеет право на ошибку, с другой - правильная кадровая политика
при приеме на работу
“не допустит” в фирму
поскольку за него несет полную ответственность тот, кто его принял на работу.
Управление персоналом становится стратегическим фактором из-за необходимости
гарантии пожизненного найма.
IV. Управление трудовыми ресурсами
Расцвет государства – в людях и упадок государства - в людях.
Одной из отличительных особенностей японского управления является управление
трудовыми ресурсами. Японские корпорации управляют своими служащими таким
образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Для достижения этой