Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 08:53, доклад
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические
особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с
общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне
отличны от европейских и американских.
цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами,
в том числе эффективные системы заработной платы, анализа организации труда и
рабочих мест, аттестации служащих и другие. Но существует и большая разница
между американским и японским управлением. Японские корпорации больше
используют преданность своих служащих компаниям. Отожествление служащих с
корпорацией создает крепкую мораль и ведет к высокой эффективности. Японская
система управления
стремится усиливать это
жертвенности интересам фирмы.
Японский служащий очень тесно отожествляет себя с нанявшей его корпорацией.
Как высшие должностные лица, так и рядовые исполнители считают себя
представителями корпорации. В Японии каждый работающий убежден, что он важное
и необходимое лицо для своей компании - это одно из проявлений отожествления
себя с фирмой. Другим проявлением является то, что японский работник в ответ
на вопрос о его занятии называет компанию, где он работает. Многие служащие
редко берут дни отдыха, и часто не полностью используют свой оплачиваемый
отпуск, так как убеждены, что их долг работать, когда компания в этом
нуждается, тем самым проявляя свою преданность компании.
Теоретически, чем дольше человек работает в организации, тем сильнее должно
быть его самоотождествление с ней. Японские корпорации гарантируют своим
служащим работу и используют систему вознаграждений, основанную на трудовом
стаже, для того, чтобы предотвратить уход работника в другую фирму.
Перешедший в другую компанию лишается трудового стажа и начинает все сначала.
Вся система пожизненного найма основана на гарантии занятости работника и на
гарантии его продвижения. В свою очередь, каждый служащий или рядовой
работник получает удовлетворение от собственной эффективности в работе, зная,
что его действия когда-нибудь будут обязательно оценены.
Занятость в Японии имеет особое значение. Это не только вопрос контракта
между работодателем и работником. Она имеет эмоциональный и моральный
подтекст.
Японские рабочие трудятся методично и преданно. Они пунктуальны. Возможно
лишь небольшое расслабление в последние полчаса работы. У японских рабочих
природная любовь к чистоте и элегантности. У них очень развито чувство долга.
Они гордятся своим мастерством. Они получают огромное удовлетворение от
хорошо сделанной работы и чувствуют себя несчастливыми в случае неудачи. У
них нет чувства, что их эксплуатирует фирма. Японским рабочим не возбраняется
выражать гордость за свою работу, так же, как и выражать свою преданность
фирме.
Пожизненный найм - это не юридическое право. Его утверждение - дань традиции,
возможно, имеющей начало в первобытной общине и получившей законченную форму
в японском феодальном обществе. Фирма морально обязана заботится о своем
работнике вплоть до выхода на пенсию. Штат комплектуется на основе личных
качеств, биографических данных и характера. Лояльность ценится больше, чем
компетентность. К каждому рабочему относятся как к члену семьи. Точно также,
если возникают финансовые трудности, все достойно переносят сокращение
доходов.
В таких обстоятельствах менеджмент персоналом особенно важен. Японские
менеджеры верят, что люди - это величайшее достояние. При отборе претендентов
для менеджмента высшего уровня больше всего ценится способность руководить
людьми.
Японцы обладают определенными качествами, которые незаменимы в менеджменте
промышленностью. Один эксперт сказал:“В Японии каждый существует не как
индивидуум, а исключительно как член большой группы”. Личность отожествляет
себя с группой. Ее устремления - это устремления группы; человек гордится
работой этой группы. Он отдает себе полный отчет, что является членом
команды, и не
стремится к личному
команды. Все это усиливает координацию в организации производства, а личные
трения сводятся к минимуму.
Поскольку фирма должна функционировать как одна сплоченная команда, то больше
всего ценятся такие качества, как взаимное доверие, сотрудничество, гармония
и полная поддержка в решении задач, стоящих перед группой. Индивидуальная
ответственность и индивидуальное выполнение работы сознательно
затушевываются. Целью является улучшение работы группы и усиление групповой
солидарности.
Таким образом, менеджмент всегда рассуждает с позиции группы. Группа отвечает
за успех дела так же, как и за неудачи. Поэтому отдельных работников редко
упрекают за неудачи, особенно если это творческие неудачи или связанные с
рискованным предприятием. В японских фирмах решение принимается группой.
Подчиненные формулируют свои предложения и передают их заинтересованным
лицам. После того как групповым обсуждением поставлены общие задачи, каждый
работник определяет свои собственные и приступает к их выполнению. Если будет
замечено, что подчиненный не в состоянии контролировать ситуацию, менеджер
среднего звена вмешается и будет самолично осуществлять руководство. Такое
отношение внушает уверенность, что личные неудачи и ошибки, в общем-то, не
беда, старший всегда поможет выйти из сложного положения. Таким образом,
акцент делается не на избежание неудач, а на достижение положительного
результата. Это требует взаимопонимания.
Человек нуждается в самоуважении: он любит нести ответственность и
совершенствовать свои знания и мастерство. В этом случае, как считают японцы,
у него долгая творческая жизнь. Направленность усилий на решение задач фирмы
ведет к его собственному развитию и прогрессу фирмы. Менеджеры в Японии
постоянно разъясняют цели и политику компании своим рабочим, которые могут
свободно высказывать свое мнение по этому поводу. Рабочие имеют свободный
доступ к администрации. Успех фирмы - это и их успех.
V. Система управления качеством
Историческими предпосылками управления качеством явилось общегосударственное
движение “за отсутствие недостатков”, которое переросло в комплексный метод
управления качеством. Это движение оказало существенное влияние не только на
качество товаров, но и на осознание ответственности каждым рабочим за
качество выполненной работы, развивая в них чувство самоконтроля.
Изначально система контроля и управления качеством основывалась на кружках
качества. По мнению основателя и теоретика управления качеством в Японии
Исикава Каору, для организации кружков руководителям необходимо следовать
следующими принципами:
· добровольности. Кружки должны создаваться на добровольной основе, а
не по команде сверху.
Существуют также особенности японской системы управления качеством,
отличающая ее от западной системы:
1.
управление качеством на
управлении качеством.
Задачами кружков качества в рамках общей деятельности по управлению качеством
на предприятии являются:
1.
содействие совершенствованию
Управлением качеством имеет многие преимущества:
· Она дает истинную гарантию качества. Качество можно закладывать на
каждом этапе, в каждом процессе и добиться полностью бездефектного
производства. Это достигается путем управления технологическим процессом.
Недостаточно просто обнаружить дефекты и устранять их. Необходимо определить