Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 08:53, доклад
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические
особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с
общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне
отличны от европейских и американских.
энергией, граничащей с жадностью”, - сказал Сусума Такамия, декан факультета
экономики Токийского Университета. - “Он успешно взялся за четыре основные
проблемы - технологическую инновацию, индустриализацию, демократизацию и
интернационализацию. Все это не повредило таким культурным ценностям, как
групповое сознание и уважение старших”. Повиновение в Японии принимает форму
полного подчинения.
Японское общество поделено на отдельные институты не горизонтально, а
вертикально. Предприятие является одним из таких институтов. Менеджеры и
работники могут иметь разногласия, но это чисто внутренние дела фирмы. И те и
другие смотрят на конкурирующие фирмы как на своих заклятых врагов. Каждая
фирма стремиться быть первой в своей сфере. Престиж значит больше, чем
прибыль.
В японских организациях лидер занимает самый ответственный пост. Он
сплачивает команду. Он подавляет внутренние конфликты. Его власть принимается
всеми безоговорочно. Отсутствие его может привести к печальным результатам:
группа теряет единство и тонет во внутренних раздорах.
Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг. Следовательно,
не всегда руководитель является компетентным человеком. Он часто не может
объяснить тонкости своего бизнеса - настоящая работа осуществляется его
подчиненными. Лидер должен хорошо управлять людьми. Он должен быть способен
воодушевлять свою команду, должен уметь вызвать и сохранить любовь и
преданность своего персонала.
Японский менеджмент взывает к естественным здоровым инстинктам работников для
развития их творчества, мастерства и сознательности.
Учебная программа - это стимулирование сотрудничества в работе. Она
мобилизует знания и опыт всей группы. Она еще больше сплачивает ее и
развивает дух сотрудничества. Желание избежать работы с оправданием, что “это
не моя работа”, пропадает, вместо этого возникает готовность нести
дополнительную ответственность.
В течение 30-40 лет послевоенного развития японский менеджмент и японская
модель экономики позволяли стране эффективно мобилизовать личностный и
общественный
потенциал народа для реализации
постоянного роста
недопущения чрезмерного общества и предотвращения извращения социально-
экономических отношений под влиянием криминальных элементов.
Понимание японского менеджмента наверняка поможет российским хозяйственникам,
экономистам, бизнесменам глубже разобраться в проблемах экономики своей
страны, даст возможность к совершенствованию производства. Тем более, что
предприятия, работающие “по-японски” уже созданы в США, Великобритании,
Малайзии, Тайланде и во многих других странах. Один из примеров – германский
концерн “Порше”, оказавшийся к 1992 году на грани банкротства. Помощь
японской консалтинговой фирмы, состоящей из бывших служащих “Тойоты”, дала
блестящий результат: выпуск автомашин увеличился, численность персонала
уменьшилась на 19%, занимаемая территория – на 30%, появилась прибыль,
увеличился ассортимент продукции.
Овладение стержнем японского менеджмента – отказ от узкой специализации,
универсальное развитие работника и связанные с таким развитием стабильная
занятость, ротация кадров внутри фирмы, обучение в процессе работы и т.д.–
необходимо каждой фирме, желающей не только преуспеть, но и хотя бы
существовать.