Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 08:53, доклад
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические
особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с
общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне
отличны от европейских и американских.
причины, которые вызывают эти дефекты. Комплексное управление качеством может
помочь рабочим выявить, а затем и устранить эти причины.
Основные идеалы воплощенные в QC, можно кратко охарактеризовать так:
1.
Естественной потребностью
совершенства в работе. Если на ним осуществлять правильное руководство и
поощрять, он может совершенствовать свою работу бесконечно.
За вклад в достижение высоких результатов в области управления качеством
ежегодно с 1951 года в Японии вручают премии У. Э. Деминга - основателя, как
считается, управления качеством в Японии.
В связи с
постоянно изменяющимися
новых технологий
от руководителей требуется
самосознания и ориентировок, которые в самом общем виде могут быть
сформулированы так:
1. Прежде всего - качество, а не кратковременные прибыли
VI. Роль японской философии, исскуства
Дзен “вкладывается” во все, свободно и целиком, и действует самозабвенно и
без оглядки. Он не смешивает духовность с размышлением о Боге во время чистки
картошки. Духовность Дзен – как раз в том, чтобы просто чистить картошку.
Исследуя источники японской философии менеджмента, необходимо упомянуть об эре
Токугавы, когда японская культура после продолжительного процесса ассимиляции
китайских традиций достигла, наконец, своего классического выражения. Например,
Ситеи Ямомото в книге “Дух японского капитализма” обратился к личности Сойзана
Судзуки, дзенского философа, одного из тех теоретиков того времени, влияние
идей которых обнаруживается и в современной управленческой мысли. Все учение
Судзуки было направлено на разрешение конфликтных ситуаций, с которыми
сталкивались крестьяне и ремесленники в повседневной жизни. Его знаменитый
афоризм переводится приблизительно так: “Когда мы втягиваемся в мирские дела,
мы продолжаем придерживаться религиозных обычаев”. Его учение, отражающее
лучшие традиции дзен-буддизма, до сих пор сохраняется в сознании японца. А.
Йосино отмечает: “Эра Токугавы завещала современной Японии как способность
быстрых преобразований, так и дисциплину и порядок в неизменном движении по
пути совершенствования”. Ведь дзэн-буддизм, по словам Д.Судзуки, — это
“кристаллизация всей философии, религии и самой жизни Дальнего Востока, и в
особенности Японии”.
Смысл дзэн — интуитивное проникновение в природу вещей, то есть сатори. Его
первое условие — “прозрение в познании собственной природы”, позволяющее
человеку определить направление своего движения, точки концентрации своих
усилий. “Дзэн, — пишет швейцарский психолог К.Г.Юнг, требует ума и силы воли,
как всё великое и всё, чему должно осуществиться”. Бесконечная вера в
способность человека проникнуть в самые основы жизни, в глубины вещей и
составляет суть дзэн.
Для японского общества на протяжении столетий характерен своего рода куль
труда, превращение работы и службы, не расчитанных на рекламу и похвалу, в
религиозный идеал. И разве не находка для менеджера тот комплекс приёмов, с
помощью которых воспитывается способность полностью отдаться делу,
сосредоточиться на том, что происходит “здесь и теперь”? С давних времён дзэн
рассматривает повседневный труд в качестве если не основного, то, во всяком
случае одного из условий достижения просветления. С другой стороны, дзэн
предполагает, что постигнутое путём спокойных размышлений обязательно должно
быть воплощено в жизнь. В общении между людьми важным становиться стремление
самому понять собеседника, взглянуть на мир его глазами, хотя бы мгновение
пожить его жизнью.
Существует немало объяснений того, чем притягательно искусство для бизнесмена
и чиновника, одно из них — мысль Андрея Платонова об искусстве как “высшей
форме экономии”. Развитое эстетическое чувство нередко называют основой
национального характера японцев. И опыт Японии интересен тем, что там
производимый товар несёт не только утилитарную функцию, но и ценность
эстетическую. Ещё в 1955 году был создан центр по дизайну в текстильной
промышленности, в позже и в других отраслях. С апреля 1963 года производится
ежегодно выставка
товаров “Знак отличного
показывались на выставках в крупнейших городах, сообщали газеты, радио,
телевидение. К.Мацусита рассматривает управление как один из видов искусства.
Кроме того, финансирование культурных акций помимо благотворительных , несёт
и рекламные цели.
Япония - маленькая страна. Плотность населения высока. Ресурсы ограничены.
Природные катаклизмы вызывают чувство опасности. Поэтому у японцев острое
чувство необходимости национального единства. Они в полной мере осознают, что
их выживание зависит от единства и социальной сплоченности.
Японцы работают группой более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед
ними поставлена сложная задача. Даже принятие решений осуществляется в Японии
путем группового консенсуса.
Можно сказать, что Япония - страна парадоксов. Здесь отвергают личность как
отдельного индивидуума, но проявляют уважение к мнению каждого.
В своей книге “Искусство японского управления” А.Атос и Р.Паскаль отмечают:
“Японцы рассматривают каждого человека как имеющего экономические,
социальные, психологические и духовные потребности, так же, как это делают и
американские руководители, когда специально задумываются над этим. Но
японские руководители полагают, что их задачей является уделять как можно
больше внимания именно человеческой личности, не столь сосредотачиваясь на
других институтах (таких, как правительство, семья или религия)”. При этом
семья для японцев - форма существования. При достаточно жесткой вертикальной
иерархии, нет “обожествления” руководителя - он “досягаем”. Японцы проявляют
уважение не к месту, которое занимает тот или иной человек, а к тому, что
конкретное он сделал в жизни, к его опыту.
Японец дисциплинирован, мыслит интересами группы и способен на
экстраординарные усилия для достижения общего блага. Японцы -
целеустремленные люди. Они хотят совершенствовать себя до бесконечности. Они
готовы упорно работать ради этой цели. Это стремление к совершенству очень
помогло японскому менеджменту в интеграции европейского опыта управления в
традиционную японскую культуру.
“Японский менеджмент изучил и вобрал в себя современные принципы и методы с