Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:57, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы – проанализировать ситуацию на рынке торговли лицензиями и выработать ряд мер для повышения конкурентоспособности нашей страны на данном рынке.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие "лицензия", а также объекты лицензионной торговли;
рассмотреть структуру и содержание лицензионного соглашения;
выявить основные формы лицензионных платежей;
оценить место России на рынке лицензий;
выявить проблемы России в области разработки и продажи технологий и предложить ряд мер по их устранению.
Введение 3
1. Основные теоретические положения организации торговли интеллектуальной собственностью 5
1.1. Интеллектуальная собственность: понятие, виды, история развития и проблемы защиты 5
1.2. Международные классификации И.С. 9
1.3 Интеллектуальный капитал как объект управления 11
1.4.Три стадии превращений интеллектуального капитала 14
1.5. Интеллектуальный капитал как объект управления 16
2. Законодательство в области И.С. 18
2.1. Международная нормативно-правовая база в области регулирования И.С. 18
2.2. Национальное законодательство по И.С. 20
3. Особенности торговли лицензиями 25
3.1.Виды лицензий 25
3.2. Экономическая обоснованность торговли лицензиями 26
3.3. «НОУ-ХАУ» в лицензионной деятельности 28
4. Особенности лицензионного договора 29
4.1. Риски предоставления лицензии 29
5. Формирование стоимости лицензий 31
6. Лицензионные платежи 34
7.Состояние международной торговли лицензиями 35
II Анализ лицензионного договора 44
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение к курсовому проекту. 51
1.2. Международные классификации И.С.
В связи с различными
административными и
Данная классификация очень наглядно отображает основные существующие и наиболее используемые группы объектов права интеллектуальной собственности, однако данная классификация не является полной. Классификация объектов интеллектуальной собственности
В зависимости от системы правовой охраны (института правовой охраны) выделяют:
- объекты авторских прав (произведения литературы, науки, искусства);
-
объекты смежных прав (исполнения,
постановки, фонограммы, сообщения
передач вещания, произведения)
- объекты патентных прав (изобретения, полезные модели, промышленные образцы);
-
средства индивидуализации
- нетрадиционные объекты ИС (ТИМС, селекционные достижения, ноу-хау).
Объекты интеллектуальных прав принято делить в зависимости от необходимости или отсутствия необходимости наличия творческого элемента в процессе создания объекта.
Так же объекты ИС можно классифицировать по основанию предоставления правовой охраны.
Социальная ценность благ первой группы - результатов интеллектуальной деятельности - заключается прежде всего в их возможности непосредственно удовлетворять потребности людей: культурные, информационные, духовные, материальные. В литературе данную группу объектов предлагается именовать «абсолютные блага», т.е. блага, имеющие внутреннюю ценность, которая проявляется непосредственно при их реализации. Средства индивидуализации товаров (работ, услуг), субъектов гражданского оборота и их предприятий не имеют функцию непосредственного удовлетворения потребностей, для правового регулирования безразличен факт их интеллектуального или творческого характера. Эту группу объектов предлагается именовать «относительные блага», ценность которых проявляется косвенным путем при реализации товара на рынке».
1.3
Интеллектуальный
капитал как объект
управления
Интеллектуальный капитал — это интеллектуальное богатство организации, предопределяющее ее творческие возможности по созданию и реализации интеллектуальной и инновационной продукции. При этом ИК включает две основные составляющие:
· кадровый капитал (КК);
· интеллектуальная собственность (ИС).
В свою очередь кадровый капитал включает:
· человеческие активы (ЧА);
· структурные активы (СА).
Интеллектуальная собственность состоит из объектов промышленной собственности (ОПС), объектов авторского права (ОАП) и ноу-хау и распределяется по двум группам нематериальных активов:
· производительные интеллектуальные активы (ПИА);
· маркетинговые интеллектуальные активы (МИА).
Человеческие активы — это знания, опыт (навыки) и профессиональные качества сотрудников организации, специалистов, которые наделены природой определенными способностями и характером, получили то или иное воспитание и имеют соответствующий культурный уровень. Именно эта часть интеллектуального капитала является его базовой составляющей и представляет собой инструментарий, обеспечивающий создание интеллектуальной собственности (второй составляющей ИК).
Структурные активы предопределяют тот потенциал творческой активности коллектива сотрудников, который обеспечивает успешное и полное использование человеческих активов организации таким образом, что результат коллективной работы становится больше, чем просто сумма результатов отдельных специалистов. При этом чем выше уровень структурных активов, тем больше синергический эффект коллективной работы.
Эта составляющая кадрового капитала определяется прежде всего корпоративной культурой, общей культурой взаимодействий в коллективе и способствует накоплению знаний, приобретению новых навыков, обогащению опыта и совершенствованию профессиональных качеств специалистов.
Корпоративная культура существенно влияет на все составляющие структурных активов:
· технологии коллективной работы;
· принципы руководства коллективом (мотивация, подбор специалистов, формирование команд для выполнения заданий и т.п.);
· систему обучения специалистов (переподготовка, повышение квалификации и т.п.);
· бизнес-технологии, определяющие поведение организации на рынке товаров и услуг.
Интеллектуальная собственность, являясь продуктом творческой деятельности сотрудников организации, использования их знаний и опыта, относится к нематериальным активам организации. С одной стороны, создаваемая в организации интеллектуальная собственность становится товаром на рынке интеллектуальной продукции и может приобретаться в собственность другой организацией, а с другой стороны — это интеллектуальный инструментарий, который непосредственно участвует в создании, производстве и реализации инновационной продукции, овеществляется в этой продукции, во многом определяя ее потребительскую ценность, а следовательно, и стоимость.
Следует акцентировать внимание на трех объектах интеллектуальной собственности:
· объекты промышленной собственности;
· объекты авторского права;
· ноу-хау.
Объекты промышленной собственности подразделяют на две подгруппы: ОПС-1 и ОПС-2. При этом к объектам промышленной собственности первой подгруппы относятся:
· изобретения;
· полезные модели;
· промышленные образцы;
· селекционные достижения.
Объектами промышленной собственности второй подгруппы являются:
· фирменные наименования;
· товарные знаки;
· знаки обслуживания;
· наименования мест происхождения товаров.
Объектами авторского права являются:
· произведения науки, литературы, искусства;
· программы ЭВМ;
· базы данных;
· топологии интегральных схем;
· объекты защиты смежных прав (теле- и радиопостановки, исполнение художественных произведений и т.п.).
Все объекты промышленной собственности, авторского права и ноу-хау (в зависимости от того, как они овеществляются в инновации) делятся на две группы: производительные и маркетинговые активы.
Производительные интеллектуальные активы (ПИА) овеществляются в процессе создания и производства инновационной продукции, предопределяя ее потребительскую ценность и технологическое совершенство. К ПИА относятся объекты промышленной собственности первой подгруппы (ОПС-1) и те объекты авторского права и ноу-хау, которые играют активную роль в проработке технических решений при создании инновации и технологии производства инновационной продукции.
Маркетинговые интеллектуальные активы (МИА) овеществляются в процессе реализации инновационной продукции непосредственно в товарах. К МИА относятся, как показано на рис. 2, объекты промышленной собственности второй подгруппы (ОПС-2) и те объекты авторского права и ноу-хау, которые используются при исследовании рынка и в рекламных целях, предопределяя широкую известность новой продукции и ее успешную реализацию в соответствующих нишах рынка.
1.4.Три
стадии превращений
интеллектуального
капитала
Целесообразно ИК, представленный кадровым капиталом и интеллектуальной собственностью организации, рассматривать как составную часть накопленных ею благ, и следовательно, как часть ее капитала. В этом случае в круговороте превращений капитала организации будет участвовать и ИК, проходя три стадии превращений.
На первой стадии происходит превращение денежной формы в интеллектуальные элементы производительного капитала:
· производится наем рабочей силы, занимающейся управленческой, инженерной, научной и другими видами интеллектуальной деятельности, со знаниями, опытом и навыками в применении этих знаний;
· разрабатываются инновационные идеи с использованием знаний и навыков специалистов и создаются продукты интеллектуального труда — объекты интеллектуальной собственности (на этой стадии может также осуществляться заимствование объектов интеллектуальной собственности сторонних организаций с приобретением частичных или полных прав на их использование).
Кроме того, деньги расходуются на увеличение интеллектуального потенциала организации по следующим направлениям:
· обучение и переподготовка специалистов, в результате чего увеличивается объем их знаний, повышается качество этих знаний, совершенствуются навыки;
· повышение корпоративной культуры организации, улучшение технологий коллективной работы;
· мотивация интеллектуального труда, повышения творческой активности, практической значимости создаваемой интеллектуальной продукции и т.п.
На второй стадии превращений интеллектуальные элементы производительного капитала (производительные интеллектуальные активы) обеспечивают создание интеллектуальной составляющей инновационной продукции. Овеществляемые в инновационной продукции предметы интеллектуального труда предопределяют совокупность свойств и качество этой продукции в целом, ее потребительскую ценность. Интеллектуальный капитал овеществляется в продукции на всех технологических этапах ее создания и производства: в материалах, из которых производится продукция, в станках и оснастке, которые используются в производственном цикле, в упаковке и т.д. Овеществленный на второй стадии превращений интеллектуальный капитал создает прибавочную стоимость, и чем выше уровень достигнутого при этом качества продукции, тем больше величина созданной прибавочной стоимости.
На третьей стадии кругооборота превращений интеллектуального капитала продукция становится товаром, в котором овеществляются маркетинговые интеллектуальные активы, еще более увеличивая потребительскую ценность товара. На этом завершается формирование рыночной стоимости инновационной продукции, которая определяется ее материальной и интеллектуальной составляющими [4]. Реализуемый товар превращается в деньги, часть которых, пропорциональная интеллектуальной составляющей рыночной стоимости продукции, является результатом завершения превращений интеллектуального капитала.