Защита интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:57, курсовая работа

Описание

Цель нашей курсовой работы – проанализировать ситуацию на рынке торговли лицензиями и выработать ряд мер для повышения конкурентоспособности нашей страны на данном рынке.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие "лицензия", а также объекты лицензионной торговли;
рассмотреть структуру и содержание лицензионного соглашения;
выявить основные формы лицензионных платежей;
оценить место России на рынке лицензий;
выявить проблемы России в области разработки и продажи технологий и предложить ряд мер по их устранению.

Содержание

Введение 3
1. Основные теоретические положения организации торговли интеллектуальной собственностью 5
1.1. Интеллектуальная собственность: понятие, виды, история развития и проблемы защиты 5
1.2. Международные классификации И.С. 9
1.3 Интеллектуальный капитал как объект управления 11
1.4.Три стадии превращений интеллектуального капитала 14
1.5. Интеллектуальный капитал как объект управления 16
2. Законодательство в области И.С. 18
2.1. Международная нормативно-правовая база в области регулирования И.С. 18
2.2. Национальное законодательство по И.С. 20
3. Особенности торговли лицензиями 25
3.1.Виды лицензий 25
3.2. Экономическая обоснованность торговли лицензиями 26
3.3. «НОУ-ХАУ» в лицензионной деятельности 28
4. Особенности лицензионного договора 29
4.1. Риски предоставления лицензии 29
5. Формирование стоимости лицензий 31
6. Лицензионные платежи 34
7.Состояние международной торговли лицензиями 35
II Анализ лицензионного договора 44
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение к курсовому проекту. 51

Работа состоит из  1 файл

курсовой МТБО.docx

— 101.10 Кб (Скачать документ)

     На  вырученные таким образом деньги при правильной организации бизнеса  производится приумножение интеллектуального  капитала с переходом вновь на первую стадию превращений капитала.

     Управление  интеллектуальным капиталом должно обеспечить его постоянное непрерывающееся движение через три стадии его превращений. Отсутствие одной из составляющих этого цикла приводит к прекращению развития интеллектуального потенциала любой организации. Созданный однажды и не овеществленный в дальнейшем в материальной продукции интеллектуальный капитал становится мертвым грузом, балластом неоправданных расходов и неокупившихся инвестиций. 

1.5. Интеллектуальный капитал как объект управления 

     Для управления движением интеллектуального  капитала через три стадии его  превращений необходимо установить количественные показатели оценки эффективности  создания, овеществления и реализации ИК в каждом цикле совместного  круговорота с промышленным капиталом  организации. С этой целью будем  рассматривать интеллектуальный капитал как объект совместного с промышленным капиталом управления.   

       ИК, состоящий из двух тесно  взаимодействующих частей — кадрового  капитала и интеллектуальной  собственности, — находится в  постоянном движении и проходит три стадии превращений, такие же, как и промышленный капитал, принимая при этом соответствующие формы: денежную, производительную и товарную.    

       Главной целью управления интеллектуальным  капиталом является обеспечение неразрывности кругооборота его превращений.  

       ИК как объект управления должен  рассматриваться в тесном функциональном  взаимодействии с промышленным  капиталом, так как в процессе  превращений ИК овеществляется в материальной продукции, создавая интеллектуальную составляющую рыночной ее стоимости, что предопределяет переход ИК в денежную форму.   

       Разработанная концептуальная модель  интеллектуального капитала как  объекта управления и формализованное  неравенством (1) правило управления  ИК позволяют решать практические  задачи по обеспечению неразрывности кругооборота интеллектуального капитала организации, рост ее интеллектуального потенциала и конкурентоспособности. 
 

2. Законодательство  в области И.С. 

     Источники правового регулирования (источники  права) – это исходящие от государства  или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления  норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

     Система источников ПИС имеет два уровня:

     - уровень международно-правового  регулирования;

     - уровень национального правового  регулирования;

2.1. Международная нормативно-правовая база в области регулирования И.С. 

     Исторически сложилось так, что права интеллектуальной собственности имеют строго территориальное  действие и охрану, т.е. действуют  в пределах территории государства, в котором они возникли или  признаны. Поэтому в ПИС значительная роль отводится международно-правовому регулированию.

     Основные  положения ПИС России нашли закрепление  в следующих главнейших многосторонних международных соглашениях:

     в области права интеллектуальной собственности в целом:

     - Конвенция, учреждающей Всемирную  организацию интеллектуальной собственности,  заключенная в Стокгольме 14 июля 1967 г.

     в области авторского права и смежных  прав:

     - Всемирная Конвенция об авторском  праве, заключена в г. Женеве 6 сентября 1952 г.;

     - Бернская конвенция по охране  литературных и художественных  произведений, заключена в г. Берне 9 сентября 1886 г.;

     - Конвенция об охране интересов  производителей фонограмм от  незаконного воспроизводства этих  фонограмм 1971 г.;

     - Международная конвенция прав  исполнителей, изготовителей фонограмм  и вещательных организаций 1961 г.;

     - Соглашение о сотрудничестве  в области охраны авторских  прав и смежных прав, заключено  в г. Москве 24 сентября 1993 г. в области промышленной собственности:

     - Парижская конвенция по охране  промышленной собственности, заключенная  в г. Париже 20 марта 1883 г.;

     - Мадридское соглашение о международной  регистрации знаков 1891г.;

     - Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1989 г.

     - Договор о законах по товарным знакам 1994 г. (TLT);

     - Договор о патентной кооперации (РСТ) 1970 г.;

     - Евразийская патентная конвенция  1994 г.;

     - Локарнское соглашение об учреждении Международной классификации промышленных образцов 1968 г.;

     - Гаагское соглашение о международном  депонировании промышленных образцов 1925 г.;

     - Будапештский договор о международном  признании депонирования микроорганизмов  для целей патентной процедуры  1977 г. в области охраны селекционных достижений:

     - Соглашение о правовой охране  сортов растений, заключенное в  Москве в 2001 г.;

     Россия  имеет так же многочисленные двусторонние соглашения в области охраны интеллектуальной собственности, например:

     - Соглашение между Правительством  Российской Федерации и Правительством  Республики Армения о взаимной  охране авторских прав 1993 г.;

     - Соглашение между СССР и Австрийской  Республикой о взаимной охране  авторских прав 1981 г.;

     - Соглашение между Правительством  Российской Федерации и Правительством  Республики Армения о сотрудничестве  в области охраны промышленной  собственности от 25 июня 1993 г.;

     - Соглашение между Правительством  Российской Федерации и Правительством  Республики Беларусь о сотрудничестве  в области охраны промышленной  собственности от 20 июля 1994 г.

2.2. Национальное законодательство по И.С. 

     Правовое  регулирование в сфере интеллектуальной собственности отнесено к исключительному  ведению Российской Федерации (п. «о»  ст. 71 Конституции РФ), поэтому все  национальные источники ПИС –  нормативные правовые акты – исходят  от органов федеральной государственной  власти.

     Основу  правового регулирования отношений  в сфере интеллектуальной собственности  составляют нормы Конституции РФ. Согласно ч. 1 ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Важным конституционным положением является п. 2 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Данное положение нашло развитие в законодательстве об интеллектуальной собственности в виде нормативно установленной в пользу общественных интересов системы ограничений исключительных прав, т.н. случаев свободного использования объектов ИС без согласия правообладателей. Конституционной основой правовой охраны средств индивидуализации является положение, закрепленное в ч. 1 ст. 8 Конституции, согласно которому в России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

     Важнейшим нормативно-правовым актом, содержащим нормы ПИС, является Гражданской  кодекс РФ и в особенности его  четвертая часть, принятая 18 декабря 2006 года и введенная в действие с 1 января 2008 г.

     Из  других Федеральных законов, содержащих нормы, регулирующие отношения, связанные  с правовой охраной результатов  интеллектуальной деятельности и средств  индивидуализации, следует отметить:

     - Федеральный закон от18 декабря  2006 № 231-ФЗ «О введение в  действие части четвертой Гражданского  кодекса Российской Федерации»;

     - Федеральный закон от 26 июля 2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

     - Федеральный закон от 29 июля 2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»;

     - Федеральный закон от 13 марта  2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;

     - Федеральный закон «Об архитектурной  деятельности в Российской Федерации»  от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ;

     - Федеральный закон «О геодезии  и картографии» от 26 декабря 1995 г.;

     - Кодекс РФ об административных  правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;

     - Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.

     Большая роль в правовом регулировании отношений  в сфере интеллектуальной собственности  остается за утратившими силу с 1 января 2008 г., но применяемыми и в настоящее  время (главным образом к договорным отношениям, возникшим до вступления в действие четвертой части ГК РФ) шестью Федеральными законами:

     - Закон РФ «Об авторском праве  и смежных правах» от 9 июля 1993г.  № 5351-1 (в ред. от 20 июля 2004 г.);

     - Закон РФ «О правовой охране  программ для ЭВМ и баз данных»  от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 (в ред.  от 2 ноября 2004 г.);

     - Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 (в ред. от 27 февраля  2003 г.);

     - Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров»  от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 (в ред.  от 11 декабря 2002, с изм. от 24 декабря 2002 г.);

     - Закон РФ «О правовой охране  топологий интегральных микросхем»  от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 (в ред.  от 2 ноября 2004 г.);

     - Закон РФ «О селекционных достижениях»  от 6 августа 1993 г. № 5605-1.

     Подзаконный уровень правового регулирования  отношений в сфере интеллектуальной собственности составляют Указы  Президента РФ, Постановления Правительства  РФ и ведомственные нормативные  правовые акты.

     Среди Указов президента РФ, содержащих нормы  ПИС, можно выделить:

     - Указ Президента РФ «О мерах  по реализации прав авторов  произведений, исполнителей и производителей  фонограмм на вознаграждение  за воспроизведение в личных  целях аудиовизуального произведения  или звукозаписи произведения»  от 5 декабря 1998 г. № 1471;

     - Указ президента РФ «О государственной  политике в области охраны  авторского права и смежных  прав» от 7 октября 1993 г. № 1607;

     - Указ Президента РФ «О государственной  политике по вовлечению в хозяйственный  оборот результатов научно-технической  деятельности и объектов интеллектуальной  собственности в сферах науки  и технологий» от 22 июля 1998 г. №  863;

     - Указ Президента РФ « О правовой  защите результатов научно-исследовательских,  опытно-конструкторских, научно-исследовательских  и технологических работ военного, специального и двойного назначения»  от 14 мая 1998 г. № 556.

     Важное  значение в деле правового регулирования отношений, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации имеют акты Правительства РФ, прежде всего следующие:

     - Постановление Правительства РФ  от 02.12.2004 № 726 «О порядке распоряжения  исключительным правом Российской  Федерации на результаты интеллектуальной  деятельности в области геодезии  и картографии»;

     - Постановление Правительства РФ  от 29.09.1998 № 1132 «О первоочередных  мерах по правовой защите интересов  государства в процессе экономического  оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»;

     - Постановление Правительства РФ  от 16 июня 2004 г. № 229 «Об утверждении  Положения о федеральной службе  по интеллектуальной собственности,  патентам и товарным знакам»;

     - Постановление Правительства РФ  от 12 августа 1993 г. № 793 «Об утверждении  Положения о пошлинах за патентование  изобретений, полезных моделей,  промышленных образцов, регистрацию  товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения  товаров, предоставление права  пользования наименованиями мест  происхождения товаров и положения  о регистрационных сборов за  официальную регистрацию программ  для электронных вычислительных  машин, баз данных и топологий  интегральных микросхем»;

Информация о работе Защита интеллектуальной собственности