Защита интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:57, курсовая работа

Описание

Цель нашей курсовой работы – проанализировать ситуацию на рынке торговли лицензиями и выработать ряд мер для повышения конкурентоспособности нашей страны на данном рынке.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие "лицензия", а также объекты лицензионной торговли;
рассмотреть структуру и содержание лицензионного соглашения;
выявить основные формы лицензионных платежей;
оценить место России на рынке лицензий;
выявить проблемы России в области разработки и продажи технологий и предложить ряд мер по их устранению.

Содержание

Введение 3
1. Основные теоретические положения организации торговли интеллектуальной собственностью 5
1.1. Интеллектуальная собственность: понятие, виды, история развития и проблемы защиты 5
1.2. Международные классификации И.С. 9
1.3 Интеллектуальный капитал как объект управления 11
1.4.Три стадии превращений интеллектуального капитала 14
1.5. Интеллектуальный капитал как объект управления 16
2. Законодательство в области И.С. 18
2.1. Международная нормативно-правовая база в области регулирования И.С. 18
2.2. Национальное законодательство по И.С. 20
3. Особенности торговли лицензиями 25
3.1.Виды лицензий 25
3.2. Экономическая обоснованность торговли лицензиями 26
3.3. «НОУ-ХАУ» в лицензионной деятельности 28
4. Особенности лицензионного договора 29
4.1. Риски предоставления лицензии 29
5. Формирование стоимости лицензий 31
6. Лицензионные платежи 34
7.Состояние международной торговли лицензиями 35
II Анализ лицензионного договора 44
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение к курсовому проекту. 51

Работа состоит из  1 файл

курсовой МТБО.docx

— 101.10 Кб (Скачать документ)

       В связи с этим, фирма, которая  продает лицензию, проводит ряд  исследований. Потенциальные рынки  тщательно изучаются с точки  зрения их объемов, оцениваются  преимущества и недостатки лицензирования  в данных условиях, составляется  реестр действующих фирм, оценивается  их доля на рынках и т.  д. Компания не сможет заключить  выгодное лицензионное соглашение  без соответствующих исследований, проведенных надежной организацией или непосредственно сотрудниками фирмы. Во многих случаях, лицензиар предварительно проводит консультации с юристами, специализирующимися в области интеллектуальной собственности и другими фирмами или лицами, знатоками в этой области. Многие и многие факторы учитываются при выборе лицензиата.

     Если  раньше непосредственно продажа  лицензии являлась основной целью разработчика продукта или технологии, где роли были четко разграничены: лицензиар  занимается разработкой идеи или  прототипа продукции, а лицензиат  организовывает коммерческое производство и продвижение товара, то сейчас подход к этой проблеме изменился. "В  современном мире фирмы рассматривают  лицензионное соглашение не как завершение транзакции, а как начало новых  отношений". Такой подход позволяет  фирмам использовать лицензиата в качестве дополнительного ресурса. Лицензиар  все чаще стремиться позиционировать  себя как члена команды лицензиата, поэтому выбор партнера очень  важен.

     В последнее время, лицензиар старается  предоставить условия лицензиату, при  которых он сможет внести определенные улучшения в продукт. Наряду с  этим, продавец лицензии впоследствии направляет усилия на разработку таких  идеи и продуктов, которые будут  соответствовать требованиям клиентов лицензиата. То есть, современные фирмы  стремятся сделать лицензиата зависимым  от их услуг, не ущемляя ни в коем случае его прав. Лицензиар, работающий в сегодняшних условиях, пытается вместе с продажей лицензии осуществить  поддержку лицензиата, так как  осознает то, что заключение лицензионного  соглашения не конец, а начало совместной деятельности.

 

5. Формирование стоимости  лицензий 

     Заключение  лицензионного соглашения, как уже  было отмечено ранее, сложный и неоднозначный  процесс. Лицензиат несет определенные риски и поэтому стремиться обезопасить  себя от покупки нестоящей лицензии. В связи с этим современные  продавцы лицензий, стараются предоставить покупателю всю необходимую информацию и убедить его в надежности приобретения. Лицензиар ставит перед  собой определенные задачи по повышению  стоимости лицензии, с тем, чтобы в процессе переговоров с покупателями извлечь максимальную выгоду.

Лоренс Юделл (Lawrence Udell), сотрудник американской компании ThinkUSA™, которая осуществляет экономическую и юридическую поддержку фирм при заключении лицензионных соглашений, выделил восемь этапов формирования стоимости лицензии:

1.     Сформулирована "сырая" идея или технология. Стоимость потенциальной лицензии минимальна или равна нулю.

2.     Подана заявка на оформление патента в национальное патентное бюро.

3.     Создан прототип или другой способ демонстрации идеи или технологии.

4.     Поданы заявки в патентные бюро других стран.

5.     Получен национальный патент. Стоимость потенциальной лицензии достигла среднего уровня.

6.     Идея или изобретение коммерчески раскручено, внедрено в практику и получило признание специалистов. Стоимость потенциальной лицензии увеличилась.

7.     Получены патенты за границей. Приобретением лицензии заинтересовалась крупная, уважаемая фирма. Стоимость лицензии достигла высокого уровня.

8.     Появилась возможность продажи дополнительных лицензий на торговую марку и т. п. Первоначальная идея или технология приобрела очень высокую стоимость.

     Как известно, стоимость чего-либо во многом определяется желанием кого-либо заплатить  за это. "Истинная стоимость способной  к лицензированию технологии, идеи, патента и т. п. основана на восприятии ценности приобретения лицензиатом". Если покупатель лицензии осознает, как  именно она впишется в его бизнес, какой принесет доход, как вырастет объем продаж, то заключение лицензионного  соглашения принесет ощутимую выгоду и лицензиату и продавцу лицензии.

     Традиционно лицензирование включает в себя доработку  лицензиаром продукта до способного к лицензированию состояния (разработку продукта и защиту интеллектуальной собственности) и делегирование  лицензиату обязанностей по производству, финансированию, продвижению и продаже. Однако, пока лицензируемый продукт не получит популярность на рынке, лицензиат, как правило, не согласится осуществлять предварительные платежи и не захочет предоставлять определенных гарантий. Поэтому в последнее время широкое распространение получило так называемое лицензирование "под ключ" (turn-key licensing). Основной целью такого лицензирования является снижение коммерческих рисков лицензиата, что позволяет продавцу увеличить цену лицензии. При лицензировании "под ключ" лицензиар не только делает продукт способным к лицензированию, но также заключает сделки с фирмами, организующими производство, раскрутку и продажу продукта. Лицензиату остается только обеспечить финансирование и управление проектом. Притом, что покупателю лицензии теперь не нужно налаживать свою производственную сеть, заниматься продвижением товара и разработкой сбытовых схем, количество потенциальных лицензиатов значительно увеличивается. Теперь лицензиар может заключить соглашение с той из претендующих фирм, которая предложит более выгодные условия. В этом проявляется основное преимущество лицензирования "под ключ" над другим способом снижения рисков лицензиата, опционным соглашением.

     Свой  вариант осуществления лицензирования "под ключ" предлагает американская компания ThinkUSA™:    

       На первом этапе фирма определяет  затраты на эффективное производство, сравнивая цифры, полученные из  США, Азии и Новой Зеландии  для определения наилучшего места  организации производства. Затем  полученные данные рассылаются  потенциальным лицензиатам, и  изучается их мнение. Многие могут  предпочесть осуществление производства  в США, чтобы избежать проблем  в управлении азиатскими предприятиями.    

       Затем изучается сбытовая структура  и стоимость услуг продавцов.    

       На третьем этапе узнается  мнение продавцов о продукте, учитывается мнение специалистов  по маркетингу, узнается, не нужно  ли что-либо изменить в продукте. Однако если продукт является  патентоспособным, но заявка на  патент еще не отправлена или  патент еще не выдан, подобные  интервью проводятся в условиях  строгой конфиденциальности.  

       Потом определяются примерная  стоимость товара в розничной  сети и издержки на производство. В случае если необходимо подтвердить рыночный спрос на продукт, часто организуется производство в Новой Зеландии. Если товар предназначен для американского рынка, то производство налаживается в Азии (с целью снижения стоимости) или в США (с целью быстрого выброса товара на рынок).    

       На последнем этапе, на основе  полученной информации строится  модель ожидаемой прибыли от  лицензирования.

     "Если  фирма собирается осуществлять  лицензирование своей продукции,  то ей следует работать со  специалистами в области оценки  стоимости лицензий и переговоров  с лицензиатами. В случае если  она не сделает этого, то  она, возможно, запросит нереально  много и получит отказ или  же запросит мало и отдаст  миллионы долларов возможной  прибыли". 
 

 

6. Лицензионные платежи 

     Самым распространенным видом лицензионных платежей является роялти. Роялти - периодические  отчисления в виде фиксированных  ставок, которые выплачиваются организацией-лицензиатом  через согласованные промежутки времени в течение действия лицензионного  соглашения. Несмотря на то, что в  международной практике нередко  размер роялти определяют эмпирически  — путем оценки установленных  для различных отраслей промышленности неких усредненных (так называемых стандартных) роялти, в последнее  время во многих случаях ставка роялти определяется индивидуально при  заключении соглашения в каждом конкретном случае. Тем не менее, обычно, доля, выплачиваемая  покупателем простой лицензии не превышает 15%, исключительной лицензии – 25%, полной лицензии – 40%.

     Другой  вид лицензионных платежей – паушальные платежи. Паушальный платеж является зафиксированной  в соглашении суммой, которая выплачивается  единовременно или по частям. Паушальные платежи применяются намного  реже, чем роялти, это связано  с тем что, хотя они элиминируют  риск срыва производства, их размер всегда ниже, чем конечный размер всех полученных роялти. Следует заметить, что при покупке лицензионных музыкальных дисков, видеокассет или программного обеспечения мы, наряду с физическим носителем приобретаем сублицензию на некоммерческое домашнее использование этой продукции. В этом случае в цену лицензионной продукции включен паушальный платеж.

     Иногда  используются комбинированные платежи, которые совмещают единовременные платежи с периодическими отчислениями. В последние годы, в качестве вознаграждения лицензиар нередко получает долю акций компании, которая приобрела  лицензию. Особенно часто практика передачи части своих акций лицензиатом  продавцу лицензии встречается в  звукозаписывающей индустрии. "Процент  полученных акций напрямую зависит  от уровня взаимодействия и преимуществ, которые привнес лицензиар, его  позиции и ответственности".

 

7.Состояние международной торговли лицензиями 

     В середине XX столетия под воздействием научно-технической революции, интеграционных процессов и структурных сдвигов в мировой экономике длительный период развития международного обмена лицензиями сменился революционным этапом, который характеризуется резкой интенсификацией и ростом объёмов торговли изобретениями, научными знаниями и секретами производства и вовлечением в её орбиту практических всех стран мира. Если за весь эволюционный период развития международной торговли лицензиями (конец XVIII – середина XX столетия) объём валютных поступлений к началу 50- х гг. достигал 350-400 млн. долл. в год, то к началу 90-х гг. текущего столетия он увеличился более чем в 80 раз и составил 30 млрд. долл. в год.

     На  современном этапе следует говорить о качественно новом состоянии  международной торговли лицензиями, развитие которой привело к образованию  в мировом капиталистическом  хозяйстве нового, самостоятельного рынка мировой торговли, оказывающего возрастающее воздействие на всю  систему мирохозяйственных связей современного общества.

     Под воздействием этих процессов проблема рынка лицензий приобрела иную направленность: актуальным стал вопрос не о существовании  рынка лицензий, а об анализе происходящих в нём процессов и использовании  его возможностей в экономическом развитии всех стран мира.

     Благодаря использованию достижений информатики  и широким публикациям данных в международных и национальных изданиях о лицензионной деятельности различных стран стало возможным  делать количественные оценки объёмов  мирового и национальных рынков, их географической и отраслевой структуры, анализировать состояние, динамику, развитие, спрос и предложение  на рынке лицензий, осуществлять конъюнктурные  и маркетинговые исследования и  использовать их результаты в широком  диапазоне от разработки государственной  лицензионной политики и законодательных актов в этой области до проведения отдельных коммерческих операций на рынке лицензий.

     Научно-техническая  революция и развитие производительных сил ведут ко все большему углублению международного разделения труда. В этих условиях торгово-экономические отношения между странами характеризуются быстрым расширением научно-технического и технологического обмена, значение которого намного больше коммерческого эффекта, получаемого от передачи или приобретения технологии на тех или иных коммерческих условиях.

     Именно  посредством технологического обмена можно решить вопросы повышения  технологического уровня тех или  иных отраслей и народного хозяйства  в целом, задачи ускоренного технологического перевооружения экономики, расширения возможностей экспорта и сокращения импорта, развития технико-экономических  связей между странами на основе специализации  и кооперации при производстве различных  видов продукции.

     На  протяжении многих десятилетий США  занимают ведущее место среди  стран капиталистического мира по обороту  лицензионной торговли, однако с 1960 по 2003 год их доля снизилась с 38,6 до 27,9%. Это произошло главным образом за счёт уменьшения удельного веса США в экспорте лицензий с 70,8 до 47,0%.

     В указанные годы наиболее высокими темпами  росли экспорт и импорт лицензий в странах Западной Европы, что  обеспечило им первенство в обороте, импорте, а с 1989 г. и в экспорте лицензий среди других центров международной торговли лицензиями. Вместе с тем американские фирмы прочно удерживают передовые позиции в экспорте лицензий по сравнению с фирмами других стран капиталистического мира. Ведущая роль Соединённых Штатов в экспорте лицензий определяется не только огромным научно-техническим потенциалом страны, но и проводимой американскими транснациональными корпорациями активной политикой экономической экспансии на основе совместного вывоза капитала и продажи лицензий. Анализ направлений этой политики показывает, что несколько ослабляя свою деятельность в торговле лицензиями с независимыми фирмами, американские корпорации одновременно усиливают позиции в лицензионной торговле между расположенными в США материнскими фирмами и их многочисленными филиалами и дочерними компаниями за рубежом. Это обеспечивает монополиям значительно более высокие прибыли и прочное положение на зарубежных рынках.

Информация о работе Защита интеллектуальной собственности