Защита интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:57, курсовая работа

Описание

Цель нашей курсовой работы – проанализировать ситуацию на рынке торговли лицензиями и выработать ряд мер для повышения конкурентоспособности нашей страны на данном рынке.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие "лицензия", а также объекты лицензионной торговли;
рассмотреть структуру и содержание лицензионного соглашения;
выявить основные формы лицензионных платежей;
оценить место России на рынке лицензий;
выявить проблемы России в области разработки и продажи технологий и предложить ряд мер по их устранению.

Содержание

Введение 3
1. Основные теоретические положения организации торговли интеллектуальной собственностью 5
1.1. Интеллектуальная собственность: понятие, виды, история развития и проблемы защиты 5
1.2. Международные классификации И.С. 9
1.3 Интеллектуальный капитал как объект управления 11
1.4.Три стадии превращений интеллектуального капитала 14
1.5. Интеллектуальный капитал как объект управления 16
2. Законодательство в области И.С. 18
2.1. Международная нормативно-правовая база в области регулирования И.С. 18
2.2. Национальное законодательство по И.С. 20
3. Особенности торговли лицензиями 25
3.1.Виды лицензий 25
3.2. Экономическая обоснованность торговли лицензиями 26
3.3. «НОУ-ХАУ» в лицензионной деятельности 28
4. Особенности лицензионного договора 29
4.1. Риски предоставления лицензии 29
5. Формирование стоимости лицензий 31
6. Лицензионные платежи 34
7.Состояние международной торговли лицензиями 35
II Анализ лицензионного договора 44
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение к курсовому проекту. 51

Работа состоит из  1 файл

курсовой МТБО.docx

— 101.10 Кб (Скачать документ)

     - Постановление Правительства РФ  от 12 февраля 1993 г. № 122 « Об  утверждении Положения о патентных  поверенных»;

     - Постановление Правительства РФ  от 12 августа 1994 г. «О мерах  по реализации закона Российской  Федерации «О селекционных достижениях»;

     - Постановление Правительства РФ  от 29 мая 1998 г. № 524 «О минимальных  ставках вознаграждения авторам  кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено  до 3 августа 1992 г.»;

     - Постановление Правительства РФ  от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках  вознаграждения исполнителям за  некоторые виды использования  исполнения (постановки)»;

     - Постановление Правительства РФ  от 21 марта 1994 года № 218 «О минимальных  ставках авторского вознаграждения  за некоторые виды использования  произведений литературы и искусства».

     В систему источников ПИС входит достаточно большое число ведомственных  актов, главным образом актов  Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, бывшего Российского агентства  по патентам и товарным знакам, а  так же актов Государственного таможенного  комитета, Министерства Финансов РФ, Минсельхозпродукции РФ. Вот основные из них:

     - Приказ Роспатента от 25 февраля  2003 г. № 25 «О Правилах составления,  подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявки на официальную регистрацию базы данных.

     - Приказ Роспатента от 6 июня 2003 г.  № 82 «О Правилах составления,  подачи и рассмотрения заявки  на выдачу патента на изобретение»;

     - Приказ Роспатента от 6 июня 2003 г.  № 83 «О Правилах составления,  подачи и рассмотрения заявки  на выдачу патента на полезную  модель»;

     - Приказ Роспатента от 6 июня 2003 г.  № 84 «О Правилах составления,  подачи и рассмотрения заявки  на выдачу патента на промышленный  образец»;

     - Приказ Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32 «О Правилах составления,  подачи и рассмотрения заявки  на регистрацию товарного знака  и знака обслуживания»;

     - Приказ Роспатента от 25.02.2003 №  24 «О Правилах составления, подачи  и рассмотрения заявки на регистрацию  и предоставление права пользования  наименованием места происхождения  товара и заявки на предоставление  права пользования уже зарегистрированным  наименованием места происхождения  товара»;

     - Приказ Роспатента от 17.03.2000 №  38 «О Правилах признания товарного  знака общеизвестным в Российской Федерации»;

     - Приказ Роспатента от 29 апреля 2003 № 64 «О Правилах регистрации  договоров о передаче исключительного  права на изобретение, полезную  модель, промышленный образец, товарный  знак, знак обслуживания, зарегистрированную  топологию интегральной микросхемы  и права на их использование,  полной или частичной передаче  исключительного права на программу  для электронных вычислительных  машин и баз данных»;

     - Правила составления и подачи  заявки на выдачу патента на  селекционные достижения. Утверждено  Минсельхозпродом РФ 14 октября 1994 г. № 20-1/3;

     - Приказ Роспатента от 22 апреля 2003 г. № 56 «О правилах подачи  возражений и заявлений и их  рассмотрения в палате по патентным  спорам»;

     - Приказ ГТК РФ от 27.10.2003 № 1199 «Об утверждении Положения о  защите прав интеллектуальной  собственности таможенными органами»;

     - Приказ Министерства финансов  Российской Федерации от 12.08.2005 г.  № 105н «О регистрации договоров  коммерческой концессии (субконцессии)». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Особенности торговли  лицензиями

3.1.Виды лицензий 

     Существует  несколько видов лицензий - простые, исключительные и полные.

     Приобретение  простой лицензии означает, что и  лицензиат, и лицензиар одновременно могут использовать секрет производства или изобретение в своей производственной деятельности. Приобретение такой лицензии выгодно лишь в случае массового  производства и емкого рынка.

     Исключительная  лицензия дает ее владельцу исключительное право использования изобретения (или технологии) в течение определенного  времени на конкретной территории. Однако при получении лицензии такого вида возможны некоторые ограничения  со стороны лицензиара, например, приобретение у него сырья и комплектующих, количество производимого продукта и цены на него, вывоз продукта за границу.

     Третий  вид лицензий - полные, покупатель которых  получает право единоличного использования  изобретения. Ситуация похожа на приобретение патента, но в практике встречается  довольно редко. Такое лицензирование применяется в основном в сфере  фундаментальных исследований с  длительным сроком осуществления и  большими затратами.

     Каждая  лицензия имеет свою цену. Если цена лицензии зависит от экономического эффекта, получаемого ее владельцем, то в этом случае платежи осуществляются в форме периодических отчислений (на международном уровне они составляют 2-5 % оборота ), которые носят название "ройялти". В том случае, когда цена лицензии фиксирована заранее, выплата общей суммы производится сразу либо по частям; такой вид оплаты называется "паушальным платежом".

     В последнее время заключению лицензионных соглашений придается большое значение в странах Запада. Это во многом обусловлено их достоинствами:

  • прежде всего, лицензионные соглашения позволяют намного быстрее осваивать новые рынки, при этом нет необходимости во времени и финансовых средствах для осуществления капиталовложений в строительство зданий, импорт оборудования ;
  • значительно снижаются политические риски в странах с нестабильной политической ситуацией;
  • появляется возможность перевода за границу производства, которое стало нерентабельным в своей стране;
  • платежи за лицензии в некоторой мере покрывают расходы на исследования и разработки;
  • экспортер не выступает в роли работодателя; поэтому он не подвергается критике как, например, международный концерн, использующий более благоприятные для него условия в развивающейся стране (более низкий уровень заработной платы и др.); 
    в большинстве случаев выгоднее продать лицензию потенциальному конкуренту, пока он сам не разработал конкурентную продукцию.

     Однако  у лицензирования имеется ряд  серьезных недостатков. Во-первых, во многих странах лицензиар практически не может следить за переданными технологиями и опытом, и прежде всего - за осуществлением платежей за них. Во-вторых, существует реальная возможность того, что лицензиат может стать серьезным конкурентом, даже на рынке, где действует лицензиар. В-третьих, при возникновении каких-либо споров во многих странах лицензиару из другой страны практически невозможно выиграть дело в суде. 

3.2. Экономическая обоснованность торговли лицензиями 

     Существуют  как минимум девять экономических  причин, по которым фирма может  предпочесть лицензирование своей  интеллектуальной собственности.   

       Во-первых, с помощью лицензирования  лицензиар получает дополнительные  ресурсы в виде тех, что имеются  в наличии у лицензиата. Предоставляя  лицензиату право продвигать  и распространять свою продукцию,  лицензиар получает возможность  проникнуть на те рынки, которые раньше были для него закрыты.  

       Во-вторых, лицензирование расширяет  географию рынков. Большинство продуктов  экспортирующихся за границу  требуют определенной адаптации:  ярлыки и инструкции должны  быть переведены; товары, возможно, потребуется модифицировать для  их соответствия местным законам  и стандартам; маркетинговая политика  будет отличаться.  

       В-третьих, лицензирование расширяет  товарные возможности рынков. Фирма  может иметь ресурсы для использования  своей интеллектуальной собственности в рамках только одного продукта, в то время как эта интеллектуальная собственность может быть применима по отношению к другим товарам и услугам. Например, продюсеры фильмов и телевизионных шоу не всегда обладают ресурсами необходимыми для производства и распространения видеокассет и DVD. В таком случае, они предоставят их интеллектуальную собственность, авторское право, фирме, которая выполнит производство копий и распространит видеокассеты и DVD.  

       В-четвертых, если фирме не  хватает финансовых ресурсов  или персонала для быстрого  проникновения на рынок, продажа  лицензии существенно ускоряет  процесс. 

       В-пятых, некоторые товары продаются  лучше, если они продаются вместе  или для использования с другим  продуктом. Например, программное  обеспечение продается лучше  вместе с “железом”, чем в  качестве отдельного товара.  

       В-шестых, компания может предоставить  лицензию по запросу фирмы,  оперирующей в неконкурентной  сфере. Лицензирование с этой  целью возможно лишь в том  случае, если лицензиар не заинтересован  в использовании интеллектуальной  собственности в неконкурентной  области. Например, фирма разработчик  программного обеспечения для  серверов и рабочих станций  может предоставить лицензию  производителю программного обеспечения  для персональных компьютеров.   

       В-седьмых, лицензирование – один  из способов для фирмы получить  технологии, за которые в другом  случае ей пришлось бы заплатить.  Лицензиар, как правило, имеет  право получать информацию об  улучшениях, внесенных лицензиатом  в интеллектуальную собственность.  Перекрестное лицензирование также  является эффективным методом  технологического обмена. Оно заключается  в том, что две конкурирующие  фирмы с различными научными  и технологическими преимуществами  могут по договоренности пользоваться  разработками друг друга. Перекрестное  лицензирование дает тот же  эффект, что и совместное предприятие,  но без необходимости координации  совместных операций.   

       В случае, когда наряду с другой  интеллектуальной собственностью, объектом лицензии выступает  торговая марка, то, если лицензиат  соблюдает стандарты качества  и успешно осуществляет продажи,  лицензиар получает дополнительные  преимущества: известность среди  потребителей, хорошую репутацию  и т. п.   

       И, наконец, лицензирование позволяет  фирме осуществлять определенный  контроль над собственными инновациями  и над направлением, в котором  развивается отрасль в целом. 

3.3. «НОУ-ХАУ» в лицензионной деятельности

      
    Не во всех случаях предметом лицензии является изобретение, на который получен патент или подана заявка. Один из этих случаев – когда техническое решение намеренно не запатентовано или упущена возможность патентования в связи с разглашением технической сущности.

     В то же время другая фирма не может  обойтись без производственной помощи и технического опыта со стороны  фирмы, в которой было отработанно  это решение. Иногда же производственный опыт вообще нельзя запатентовать, он непатентоспособен, и фирма не хочет раскрывать свои секреты.

     Такие секреты производства получили в  международной практике название «ноу-хау» (буквально «знать как»).

       Другими словами «ноу-хау» в  лицензионных соглашениях определяется  как опыт, знания, специальные технические  навыки и секреты производства, которыми обладает лицензиар  и которые необходимы для осуществления  закупаемого объекта лицензии, а  также для производства соответствующей  техники.  
Продавать «ноу-хау» можно лишь в тех случаях, когда техническая сущность такого опыта, таких знаний не разглашены и иных возможностей использовать их, чем покупка лицензий у покупателя не имеется.

     Таким образом, лицензии могут продаваться  как на запатентованные изделия, так и на незапатентованные технические  достижения («ноу-хау»).  

4. Особенности лицензионного  договора

4.1. Риски предоставления лицензии 

     Не  смотря на многочисленные преимущества международного лицензирования, оно  вне сомнения связано с определенным риском, как для лицензиара, так  и для лицензиата. Основной риск для продавца лицензии заключается  в том, что партнер, с которым  было заключено соглашение, может  не выполнить свои обязанности или  будет выполнять их плохо.

Информация о работе Защита интеллектуальной собственности