Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:57, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы – проанализировать ситуацию на рынке торговли лицензиями и выработать ряд мер для повышения конкурентоспособности нашей страны на данном рынке.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие "лицензия", а также объекты лицензионной торговли;
рассмотреть структуру и содержание лицензионного соглашения;
выявить основные формы лицензионных платежей;
оценить место России на рынке лицензий;
выявить проблемы России в области разработки и продажи технологий и предложить ряд мер по их устранению.
Введение 3
1. Основные теоретические положения организации торговли интеллектуальной собственностью 5
1.1. Интеллектуальная собственность: понятие, виды, история развития и проблемы защиты 5
1.2. Международные классификации И.С. 9
1.3 Интеллектуальный капитал как объект управления 11
1.4.Три стадии превращений интеллектуального капитала 14
1.5. Интеллектуальный капитал как объект управления 16
2. Законодательство в области И.С. 18
2.1. Международная нормативно-правовая база в области регулирования И.С. 18
2.2. Национальное законодательство по И.С. 20
3. Особенности торговли лицензиями 25
3.1.Виды лицензий 25
3.2. Экономическая обоснованность торговли лицензиями 26
3.3. «НОУ-ХАУ» в лицензионной деятельности 28
4. Особенности лицензионного договора 29
4.1. Риски предоставления лицензии 29
5. Формирование стоимости лицензий 31
6. Лицензионные платежи 34
7.Состояние международной торговли лицензиями 35
II Анализ лицензионного договора 44
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение к курсовому проекту. 51
-
Постановление Правительства
-
Постановление Правительства
-
Постановление Правительства
-
Постановление Правительства
-
Постановление Правительства
В систему источников ПИС входит достаточно большое число ведомственных актов, главным образом актов Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, бывшего Российского агентства по патентам и товарным знакам, а так же актов Государственного таможенного комитета, Министерства Финансов РФ, Минсельхозпродукции РФ. Вот основные из них:
- Приказ Роспатента от 25 февраля 2003 г. № 25 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявки на официальную регистрацию базы данных.
-
Приказ Роспатента от 6 июня 2003 г.
№ 82 «О Правилах составления,
подачи и рассмотрения заявки
на выдачу патента на
- Приказ Роспатента от 6 июня 2003 г. № 83 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на полезную модель»;
-
Приказ Роспатента от 6 июня 2003 г.
№ 84 «О Правилах составления,
подачи и рассмотрения заявки
на выдачу патента на
-
Приказ Роспатента от 5 марта 2003
г. № 32 «О Правилах составления,
подачи и рассмотрения заявки
на регистрацию товарного
-
Приказ Роспатента от 25.02.2003 №
24 «О Правилах составления,
-
Приказ Роспатента от 17.03.2000 №
38 «О Правилах признания
-
Приказ Роспатента от 29 апреля 2003
№ 64 «О Правилах регистрации
договоров о передаче
- Правила составления и подачи заявки на выдачу патента на селекционные достижения. Утверждено Минсельхозпродом РФ 14 октября 1994 г. № 20-1/3;
-
Приказ Роспатента от 22 апреля 2003
г. № 56 «О правилах подачи
возражений и заявлений и их
рассмотрения в палате по
-
Приказ ГТК РФ от 27.10.2003 № 1199
«Об утверждении Положения о
защите прав интеллектуальной
собственности таможенными
-
Приказ Министерства финансов
Российской Федерации от 12.08.2005 г.
№ 105н «О регистрации
3. Особенности торговли лицензиями
3.1.Виды
лицензий
Существует несколько видов лицензий - простые, исключительные и полные.
Приобретение
простой лицензии означает, что и
лицензиат, и лицензиар одновременно
могут использовать секрет производства
или изобретение в своей
Исключительная
лицензия дает ее владельцу исключительное
право использования
Третий вид лицензий - полные, покупатель которых получает право единоличного использования изобретения. Ситуация похожа на приобретение патента, но в практике встречается довольно редко. Такое лицензирование применяется в основном в сфере фундаментальных исследований с длительным сроком осуществления и большими затратами.
Каждая
лицензия имеет свою цену. Если цена
лицензии зависит от экономического
эффекта, получаемого ее владельцем,
то в этом случае платежи осуществляются
в форме периодических
В последнее время заключению лицензионных соглашений придается большое значение в странах Запада. Это во многом обусловлено их достоинствами:
Однако
у лицензирования имеется ряд
серьезных недостатков. Во-первых, во
многих странах лицензиар практически
не может следить за переданными технологиями
и опытом, и прежде всего - за осуществлением
платежей за них. Во-вторых, существует
реальная возможность того, что лицензиат
может стать серьезным конкурентом, даже
на рынке, где действует лицензиар. В-третьих,
при возникновении каких-либо споров во
многих странах лицензиару из другой страны
практически невозможно выиграть дело
в суде.
3.2.
Экономическая обоснованность
торговли лицензиями
Существуют как минимум девять экономических причин, по которым фирма может предпочесть лицензирование своей интеллектуальной собственности.
Во-первых, с помощью лицензирования
лицензиар получает
Во-вторых, лицензирование расширяет
географию рынков. Большинство продуктов
экспортирующихся за границу
требуют определенной
В-третьих, лицензирование
В-четвертых, если фирме не
хватает финансовых ресурсов
или персонала для быстрого
проникновения на рынок,
В-пятых, некоторые товары
В-шестых, компания может предоставить
лицензию по запросу фирмы,
оперирующей в неконкурентной
сфере. Лицензирование с этой
целью возможно лишь в том
случае, если лицензиар не
В-седьмых, лицензирование –
В случае, когда наряду с другой
интеллектуальной
И, наконец, лицензирование
3.3. «НОУ-ХАУ» в лицензионной деятельности
Не во всех случаях предметом
лицензии является изобретение, на который
получен патент или подана заявка. Один
из этих случаев – когда техническое решение
намеренно не запатентовано или упущена
возможность патентования в связи с разглашением
технической сущности.
В то же время другая фирма не может обойтись без производственной помощи и технического опыта со стороны фирмы, в которой было отработанно это решение. Иногда же производственный опыт вообще нельзя запатентовать, он непатентоспособен, и фирма не хочет раскрывать свои секреты.
Такие секреты производства получили в международной практике название «ноу-хау» (буквально «знать как»).
Другими словами «ноу-хау» в
лицензионных соглашениях
Продавать «ноу-хау» можно лишь в тех случаях,
когда техническая сущность такого опыта,
таких знаний не разглашены и иных возможностей
использовать их, чем покупка лицензий
у покупателя не имеется.
Таким
образом, лицензии могут продаваться
как на запатентованные изделия,
так и на незапатентованные технические
достижения («ноу-хау»).
4. Особенности лицензионного договора
4.1.
Риски предоставления
лицензии
Не смотря на многочисленные преимущества международного лицензирования, оно вне сомнения связано с определенным риском, как для лицензиара, так и для лицензиата. Основной риск для продавца лицензии заключается в том, что партнер, с которым было заключено соглашение, может не выполнить свои обязанности или будет выполнять их плохо.