Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:57, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы – проанализировать ситуацию на рынке торговли лицензиями и выработать ряд мер для повышения конкурентоспособности нашей страны на данном рынке.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие "лицензия", а также объекты лицензионной торговли;
рассмотреть структуру и содержание лицензионного соглашения;
выявить основные формы лицензионных платежей;
оценить место России на рынке лицензий;
выявить проблемы России в области разработки и продажи технологий и предложить ряд мер по их устранению.
Введение 3
1. Основные теоретические положения организации торговли интеллектуальной собственностью 5
1.1. Интеллектуальная собственность: понятие, виды, история развития и проблемы защиты 5
1.2. Международные классификации И.С. 9
1.3 Интеллектуальный капитал как объект управления 11
1.4.Три стадии превращений интеллектуального капитала 14
1.5. Интеллектуальный капитал как объект управления 16
2. Законодательство в области И.С. 18
2.1. Международная нормативно-правовая база в области регулирования И.С. 18
2.2. Национальное законодательство по И.С. 20
3. Особенности торговли лицензиями 25
3.1.Виды лицензий 25
3.2. Экономическая обоснованность торговли лицензиями 26
3.3. «НОУ-ХАУ» в лицензионной деятельности 28
4. Особенности лицензионного договора 29
4.1. Риски предоставления лицензии 29
5. Формирование стоимости лицензий 31
6. Лицензионные платежи 34
7.Состояние международной торговли лицензиями 35
II Анализ лицензионного договора 44
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение к курсовому проекту. 51
В импорте лицензий за рассматриваемый период удельный весь США значительно увеличился. Это свидетельствует о том, что США заметно изменили свою политику в отношении закупок зарубежной технологии и резко расширили их объёмы в конце 80-х годов. По этому показателю в 1989 г. США вошли в число ведущих стран-импортёров лицензий, значительно отставая лишь от Японии.
В 1960-2006 гг. наиболее динамичным центром мировой капиталистической торговли лицензиями оставались промышленно развитые страны Западной Европы.
Общий объем продаж наукоемкой продукции на международном рынке в 2009 г. составил 2,5 трлн долл. Из этого объема на долю США приходится 39 %, Японии — 30, Германии — 16, России — менее 1 % (низкая доля нашей страны во многом объясняется преобладанием в недалеком прошлом военных НИОКР и слабым развитием коммерческой деятельности в научной сфере).
Россия находится на одном уровне с европейскими странами по уровню ввоза новых технологий, машин и оборудования. По способности потреблять мы вровень с Западом, а вот по способности производить — по-прежнему далеко позади.. Собственные производительные силы практически не развиваются — на НИОКР в России идет лишь 10% всего объема инвестиций, тогда как в Германии – более 50%, в Финляндии — около 70%, во Франции — более 90% всех инвестиций на инновации. Обратная же ситуация с инвестициями организационно-маркетингового характера – их доля в среднем в 2,5-3 раза выше чем в Европе (см. рисунок 1).
Это
указывает на очевидные перекосы
в экономике – акцент делается
не на создании новых технологий, но
на их продвижение на рынок и потребление.
В перспективе ОЭСР пророчит России обострение проблем. Рекомендации же, конечно, носят общий характер: перераспределить обязанности внутри инновационной системы, чтобы она больше соответствовала современной – динамичной и открытой – рыночной экономике; стимулировать инвестиции частного бизнеса; улучшать инфраструктуру для коммерциализации разработок; усилить интеграцию науки и учреждений высшего образования и т. п.
А для начала не помешало бы наладить более четкую статистику. Эксперты ОЭСР напоминают, что сегодня показатели, основанные на исследованиях инноваций, являют собой лишь усредненные величины, которые пригодны для обобщенных сопоставлений, но не для ориентиров при выработке политики. Между тем такая усредненность не позволяет оценить и использовать многообразие инновационных схем в конкретных отраслях и на предприятиях. Поэтому надо вводить более сложные показатели, основанные на микроданных.
К примеру, в России для оценки инновационной активности отраслей промышленности употребляется такой показатель, как доля предприятий (в общем их количестве в данной отрасли), осуществлявших на протяжении последних трех лет инновационную деятельность. Однако этот индикатор, широко используемый в статистических и аналитических исследованиях, не позволяет судить о масштабах инновационной деятельности на предприятиях отрасли, так как рассчитывается без учета объемов производства и инновационной активности предприятий.
Одной из основных причин утраты Россией позиций на мировом и внутреннем рынках наукоемкой продукции и связанного с этим обвального снижения инвестиций в науку явилось отсутствие государственной политики в сфере интеллектуальной собственности и инновационной деятельности в области высоких технологий.
Российская
Федерация по-прежнему сохраняет
уникальный научно-технический и
образовательный потенциал, однако
эффективность его
Проводимая государством политика в этой сфере фрагментарна и несистемна, целостная нормативно-правовая база инновационной деятельности не сформирована, роль государства в этих процессах не определена, эффективные механизмы взаимодействия государства с предпринимательским сектором не созданы.
Ежегодно в России регистрируют около 23 тыс. патентов, однако более 90 % отечественных изобретение, ноу-хау остаются без патентов. Многие незапатентованные идеи берут на вооружение зарубежные производители и создают на их основе современные технологии, которые потом продают в Россию, т.е. происходит экспорт "сырых знаний".
Эту негативную тенденцию можно преодолеть, переняв опыт Китая, который стал третьей в мире страной после США и Японии в сфере инновационных технологий.
Для
преодоления негативных тенденций
в развитии инноваций нужна инвентаризация
интеллектуальной собственности, изменение
законодательства в пользу авторов
научных и технических
Основные выводы по третьей главе:
причины слабых позиций России на мировом рынке торговли лицензиями – это отсутствие финансирования, утечка кадров, длительная процедура патентования, пробелы в законодательстве, низкая государственная поддержка.
проблемы, описанные в этой главе, можно решить путем создания заинтересованности отечественных предприятий во внедрении инновационных технологий собственного производства, предоставлении инвестиционно-налоговых кредитов, поддержка государством национальных программ и приоритетных проектов, упрощение процедуры патентования.
В международной статистике нет данных, свидетельствующих о размерах производства и торговли товарами, изготавливаемыми по лицензиям, за исключением лишь отдельных сведений об уровне производства по лицензиям некоторых видов продукции.
Произведённые на основе статистических данных о выплатах за использование лицензий оценочные расчёты показывают, что в 2005 г. в капиталистическом мире по лицензиям была произведена продукция на сумму более 500 млрд. долл.
Больше всего продукции изготовлено по американским лицензиям – на сумму 235400 млн. долл., английским – 44100, японским – 40400, итальянским 32380, немецким – 27200, французским – 22920. Очевидно, что динамика, темпы роста и тенденции развития производства изготавливаемой по лицензиям продукции в целом соответствовали объёмам и направлениям развития международной торговли лицензиями.
Для
характеристики мирового рынка лицензий
несомненный интерес
Для
мирового рынка характерно преимущественное
развитие лицензионной торговли в электротехнической
и электронной промышленности, общем
машиностроении, приборостроении, автомобильной,
авиаракетной промышленности, химии
и нефтехимии, биотехнологии, в области
ресурсосберегающих технологий и др.
В 70-80-е годы получил быстрое развитие
коммерческий обмен изобретениями
в области окружающей среды. Активный
процесс насыщения научно-
Отраслевая специализация лицензионной торговли имела место и по отдельным странам. Доминирующая роль на пяти основных отраслевых рынках лицензий (химия и нефтехимия, общее машиностроение, электротехника и электроника, транспортное машиностроение, текстильная и пищевая промышленность) принадлежит шести странам – США, Великобритания, ФРГ,
Франции
и Японии. В конце 90-х годов
их доля составила более 83% всей торговли
лицензиями в этих отраслях. Вместе
с тем в последнее десятилетие
появилась тенденция к
В
настоящее время в
Получают
всё большее развитие производство
бытовой техники с
На развитие международной торговли лицензиями оказывает влияние ускоренный в условиях энергетического кризиса процесс создания и внедрения в производство менее энергоёмких материалов. Разработка и внедрение новых видов пластмасс, полимеров, композитных материалов, специальных синтетических тканей и расширение областей их использования будут и в дальнейшем обеспечивать высокий удельный вес международной торговли лицензиями в области химии и нефтехимии. Расширяются масштабы торговли лицензиями в области охраны окружающей среды.
К характерным особенностям современного мирового рынка лицензий относятся концентрация и опережающие темпы развития торговли лицензиями между родственными фирмами (или между материнскими компаниями и филиалами) транснациональных корпораций по сравнению с лицензионным обменом между независимыми фирмами. В середине 80-х годов ТНК владели около 80% всех патентов на новую технику и технологию, на их долю приходилось около 65% валютных поступлений от продажи лицензий на мировом рынке, а на заграничных предприятиях корпораций более 20% продукции производилось с использованием лицензий материнских компаний. Ведущее место во внутрифирменной торговле лицензиями занимают американские ТНК, на долю которых в 1989 г. Приходилось 78% всего экспорта лицензий США.
Современное значение мирового рынка лицензий для разных стран мира состоит прежде всего в создании механизма технологического обмена новейшими достижениями науки и техники между конкурирующими предпринимателями. Его формирование обеспечивает качественные изменения в характере и путях использования нововведений в мировом хозяйстве. С развитием НТР непрерывно растёт динамизм, активность международного рынка лицензий. Ускоренный процесс создания и замены научно-технических достижений в производстве ведёт к интенсификации международного лицензионного обмена. Этому в немалой степени способствуют качественные изменения в действующем рыночном механизме обмена лицензиями. Его совершенствование происходит посредством создания международной системы информации о спросе и предложениях на базе ЭВМ (банка лицензий), упрощения порядка патентования объектов промышленной собственности, типизации и стандартизации лицензионных сделок и, что особенно важно, расширения объёма услуг и технической помощи при внедрении нововведений на предприятиях покупателей лицензий. Рынок лицензий тем самым всё более избавляется от присущей ему замедленности операций по сравнению с другими товарными рынками, а по срокам и эффективности внедрения нововведений получает дополнительные преимущества перед их разработкой на базе собственных НИОКР.
В
современных условиях развитие экономики
и технический прогресс любой
страны зависят от активности её внешнеэкономической
деятельности на рынке лицензий, и,
как показывает опыт ведущих государств,
эта связь с рынком лицензий становится
более прочной по мере развития экономики
в стране.
II Анализ лицензионного договора
Анализ лицензионного договора о предоставлении неисключительных прав на использование программного обеспечения ЗАО "Технолог" Анализ лицензионного договора (Приложение 1) о предоставлении неисключительных прав на использование программного обеспечения (в частности - Инструментарий разработчика WEB- приложений для Web "WEB MONEY"; Webserver), представленного для подписания Лицензиаром (обладателем исключительного права на продажу программного обеспечения разного рода) - ЗАО «Технолог», позволяет выявить следующие негативные последствия, которые могут возникнуть для Лицензиата (лица, которому предоставляется право использования программного обеспечения) в связи с заключением данного лицензионного договора.
1.Лицензиат имеет право один раз передать данное ПО непосредственно другому конечному пользователю. Такая передача должна распространяться на все ПО (включая все составные части, носители и печатные материалы, а также любые обновления).