Женщина, как руководитель, особенности стиля управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:09, курсовая работа

Описание

Основными задачами при выполнении курсовой работы являются:
Выявление отличий мужского и женского стилей руководства;
Анализ восприятия руководителя мужчинами и женщинами;
Выявление особенностей женского стиля мышления;
Выявление возможностей реализации трудового потенциала женщин и рассмотрение возможностей стать руководителем;
Анализ сложностей на работе и дома;
Выявление особенностей женского стиля управления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Женщина-руководитель (мифы и реальность)
1.1 В чем отличие мужского и женского стиля руководства?.......................5
1.2 Восприятие руководителя мужчинами и женщинами…………………..9
1.3 О деловых качествах женщины…………………………………………..13
1.4 Особенности межличностного взаимодействия………………………...17
Глава 2. Секрет успешной Женщины
2.1 Особенности женского мышления……………………………………….21
2.2 Как женщине стать руководителем………………………………………25
2.3 Имидж – путь к успеху……………………………………………………30
Глава 3. Формирование деловой женщины
3.1 Женщина-руководитель на работе и дома……………………………….34
3.2 Правила управления персоналом…………………………………………38
3.3 Быть или не быть?... ……………………………………………………....39
Заключение……………………………………………………………………43
Список используемой литературы……………

Работа состоит из  1 файл

Женщина-руководитель.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

Женщина, как руководитель, особенности стиля  управления персоналом 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

  

Введение……………………………………………………………………….2 

Глава 1. Женщина-руководитель (мифы и реальность) 

1.1 В чем отличие мужского и женского стиля руководства?.......................5 

1.2 Восприятие руководителя мужчинами и женщинами…………………..9

1.3 О деловых качествах женщины…………………………………………..13

1.4 Особенности межличностного взаимодействия………………………...17 

Глава 2. Секрет успешной Женщины 

2.1 Особенности женского мышления……………………………………….21 

2.2 Как женщине стать руководителем………………………………………25

2.3 Имидж – путь к успеху……………………………………………………30 

Глава 3. Формирование деловой женщины 

3.1 Женщина-руководитель на работе и дома……………………………….34

3.2 Правила управления персоналом…………………………………………38

3.3 Быть или не быть?...  ……………………………………………………....39 

Заключение……………………………………………………………………43 

Список  используемой литературы…………………………………………45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Данная работа посвящена анализу повседневной деятельности руководителя-женщины. В  ней рассматриваются основные приемы и методы работы менеджера. Работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными и в особенности руководителя-женщины. 

В настоящее  время для многих стран характерна тенденция к продвижению женщин практически во всех сферах человеческой деятельности. Однако такое явление, как использование женского труда  в управлении, фактически остается для российских условий по-прежнему непривычным и новым. На протяжении последних двух-трех поколений в развитых странах женщина получила одинаковые права с мужчиной. В силу этого равноправия к ее неизменной роли хранительницы домашнего очага и продолжательницы рода прибавилась другая роль, не менее важная и трудоемкая — работающей жены и матери. 

В России принцип  равноправия и равных возможностей закреплен в п.З ст. 19 Конституции  РФ: "Мужчины и женщины имеют  равные права и свободы и равные возможности для их реализации". К сожалению, это положение зачастую не подкреплено практикой: сегодня неравенство проявляется и в занятости женщин, и в оплате их труда, и в управлении делами отдельных организаций и государства в целом. 

Сферы приложения активности женщин исторически были весьма ограничены, вековой опыт руководства домашними делами укрепил понимание "женщины-менеджера" только на уровне семейной экономики. Поэтому проблемы женского руководства до недавнего времени не привлекали должного внимания со стороны науки — управления, социальной психологии, социологии и др. Так, например, в области руководства персоналом исследования традиционно ориентировались на мужчину-руководителя. Это считалось своего рода стандартом, поскольку именно мужчины во все времена доминировали среди руководителей, как в государственной службе, так и в бизнесе. 

В последние  десятилетия влияние тендерных  различий на трудовую деятельность и  карьеру, прежде всего особенности  поведения женщин в организации, стало объектом специальных исследований. Проблемы труда женщин, в том числе и руководителей, периодически освещаются в работах российских и зарубежных ученых. 

Данная область  исследований является столь обширной и разнообразной, что некоторые  теоретические и практические вопросы  еще не получили достаточно полного  освещения. Больше всего хотелось бы понять: верно ли утверждение, что бизнес — это мужской мир и женщина, вошедшая туда на первых ролях, обязательно должна жертвовать чем-то важным? Может ли она быть хорошей женой, хозяйкой дома, матерью и одновременно руководителем? Сохраняется ли семья, если традиционные роли мужа и жены начинают меняться, если рабочий день длится слишком долго и времени на личное не остается совсем? Смогут ли современные женщины вынести на своих плечах все тяготы управления организацией? Стоит ли женщине подражать мужчине в решении вопросов управления персоналом? Имеет ли женский стиль управления свои особенности? Что мешает женщине реализовываться в сфере лидерства и управления? Каков портрет женщины-руководителя XXI века? Все эти вопросы для нашей страны являются сегодня актуальными, поскольку многие из них остаются без ответа в плане их теоретической и практической проработки. 

Становление рыночной экономики может быть успешным, если в полной мере будут приведены  в действие резервы, заключающиеся в трудовом потенциале работников и, в частности, руководителей-женщин. А глубокие социально-экономические преобразования, которые происходят в России, делают необходимым анализ механизмов формирования и развития трудового потенциала руководителей-женщин в системе управления на основе выявления и учета новых факторов, детерминирующих его состояние и перспективы использования.  

Основными задачами при выполнении курсовой работы являются:

  • Выявление отличий мужского и женского стилей руководства;
  • Анализ восприятия руководителя мужчинами и женщинами;
  • Выявление особенностей женского стиля мышления;
  • Выявление возможностей реализации трудового потенциала женщин и рассмотрение возможностей стать руководителем;
  • Анализ сложностей на работе и дома;
  • Выявление особенностей женского стиля управления.
 

Сегодня женщина  все в большей степени может  выбирать наиболее импонирующую ей ориентацию на семью, профессиональную или общественную деятельность. Однако все это еще  не снимает унаследованных от прошлого трудно решаемых женских проблем. Поэтому данная работа — это попытка обозначить и решить несколько из них. А исследования деловой активности женщин в области управления в социальных и экономических системах должны и будут продвигаться по мере того, как все большее количество женщин с образованием и современным типом мышления вступит на рынок труда России. 

Изучение личности работника в организации, в частности  роли женщины-руководителя, анализ влияния  организации на социально-психологическую  структуру и развитие коллектива - всё это и многое другое составляют актуальность данной курсовой работы, подтолкнувшие меня к более тщательному изучению психологии управления.  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Женщина-руководитель (мифы и реальность) 
 

1.1 В чем отличие мужского и женского стиля руководства? 

Мир изменился, во многих отраслях жесткое иерархическое  управление оказывается менее эффективным  по сравнению с управлением, построенным  на влиянии, убеждении и мотивации. 

В отличие от мужчин-руководителей, которые пытаются любую структуру выстроить в виде вертикальной властной пирамиды, женщины предпочитают более тонкие инструменты управления, построенные на внимании к личности. Иными словами, в терминах социологии женщины управляют при помощи инструментов влияния, основанных на горизонтальных связях (убеждение и мотивация), а мужчины — на основе инструментов власти (принуждение и иерархия). Именно поэтому мальчики постоянно соревнуются, а девочки договариваются, пытаются решить задачу, мотивируя исполнителей на личностном уровне. 

Женщина обладает большей контактностью и практичностью  мышления. Если мужчина склонен строить  долгосрочные планы, рассчитывать на долгосрочную перспективу, то женщина предпочитает конкретно гарантированный результат, "здесь и сейчас". Женщина лучше мужчины контролирует свои и чужие ошибки; она, как правило, лучше формулирует свои мысли и выражает идеи. Замечено, что она меньше, чем мужчины реагирует на ухаживания и сексуальные притязания в деловых отношениях. Она чётко различает дело и развлечения. 

Один из главных  подводных камней на пути развития карьеры деловой женщины - нехватка глобального, обзорного взгляда  на проблему, более развитый консерватизм, тенденция погрязать в мелочах  и эмоциях, вязнуть в системе  человеческих отношений. Эти "демоны" могут сыграть злую шутку с деловой женщиной. Поэтому всегда желателен совет мужчины. 

Управление, построенное  на основе влияния, может привести к  некоторой анархии. Женщины-руководители часто не могут эффективно выстроить  отношения с мужчинами-подчиненными.  

Многие мужчины, привыкшие к иерархическим отношениям власти "начальник — подчиненный", считают проявлением слабости попытку  руководителя-женщины управлять  в системе партнерского взаимодействия. Что касается управления женщинами, привыкшими к мужскому стилю начальствования, то появление женщины-руководителя часто влечет за собою расцвет интриг и подсиживания. 

Женщина не способна качественно управлять в иерархической  системе, она будет делать это  хуже мужчины-руководителя. Но условия  бизнеса в наши дни меняются все чаще и чаще, компании вынуждены делать организационные структуры все более адаптивными и руководить сотрудниками приходится с помощью не властных, а мотивационных инструментов, поэтому будет расти востребованность женщин-руководителей. 

Всегда будут  женщины, успешные в бизнесе. Но успешных мужчин, прежде всего на руководящих  постах, всегда больше. Это связано  с генетикой полов, от которой, что  бы ни придумывали, мы никуда не денемся. Женщины ориентированы на стабильность, а природа бизнеса требует склонности к риску, к инновациям, в чем гораздо сильнее мужчины. Есть профессии, где требуется умение не столько рисковать, сколько выстраивать систему, поддерживать ее стабильность, предвидеть заранее грядущие изменения. На этих полянах в качестве более эффективных управленцев, вполне возможно, будут преобладать женщины. 

Бытует мнение, что женщинам сложно управлять мужчинами-подчиненными. 

Мужчине проще  управлять мужчинами, так как  они достаточно легко выстраиваются  в иерархическую властную пирамиду. Срабатывает стереотип "мужской культуры", свойственный России. Наших мальчиков долгое время воспитывали в убеждении, что женщины не способны к руководящей работе. 

В это уверовали  и многие женщины, которые еще  долгое время нипочем не выберут  в президенты женщину. Женщине-руководителю, действительно, тяжелее совмещать работу и дом. Мужчины, имеющие семью, более свободны от домашних забот и детей, чем женщина — даже при наличии в доме помощниц по хозяйству. 

Если женщина  занимает руководящую позицию, ей приходится конкурировать по мужским правилам, которых в управлении гораздо больше: защищать свою территорию, отстаивать право на свою точку зрения и право влиять на развитие компании. 

Бывают мужчины, для которых в принципе невозможна даже сама идея партнерского взаимодействия с женщиной. Нормальное партнерство складывается, когда взаимодействие идет на уровне "взрослый — взрослый". Проблемы возникают, если женщина-руководитель начинает вести себя с подчиненными либо с позиции "ребенок — родитель", либо, что еще хуже, "родитель — ребенок". 

Забота и мелочная опека — разные вещи. Проявлять  человеческие качества по отношению  к подчиненным, уважать личность, не топтаться на самолюбии — это  не то же самое, что превращаться в  мамочку и бесконечно досаждать  коллегам нравоучениями.  

Если женщина  сама не является владельцем бизнеса, завоевать авторитет среди коллег-руководителей  она может только, если они мужчины, которые способны воспринимать партнерские  отношения, могут и готовы работать с любым партнером вне зависимости от пола в системе "взрослый — взрослый". Если коллега-менеджер — самодур по жизни или "приниженная роль" женщины заложена в религии, которую он исповедует и которую он впитал с молоком матери, то добровольно, без принуждения со стороны высшего руководства, он никогда не смирится с тем, что женщина может занимать равную с ним позицию. В этом случае конфликты неизбежны.  

Считается, что  женщине, чтобы эффективно руководить, нужны два качества — мужской  склад ума и стервозность. 

По поводу мужского склада ума у женщин — это еще один миф. Нет женщин с мужским складом ума. То, что называют мужским складом ума, — логика, жесткость, прямолинейность — присуще обоим полам. Просто мужчины спокойно воспринимают эти качества в себе подобных, а женщин, применяющих их в управлении, называют стервами. 

Информация о работе Женщина, как руководитель, особенности стиля управления персоналом