Женщина, как руководитель, особенности стиля управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:09, курсовая работа

Описание

Основными задачами при выполнении курсовой работы являются:
Выявление отличий мужского и женского стилей руководства;
Анализ восприятия руководителя мужчинами и женщинами;
Выявление особенностей женского стиля мышления;
Выявление возможностей реализации трудового потенциала женщин и рассмотрение возможностей стать руководителем;
Анализ сложностей на работе и дома;
Выявление особенностей женского стиля управления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Женщина-руководитель (мифы и реальность)
1.1 В чем отличие мужского и женского стиля руководства?.......................5
1.2 Восприятие руководителя мужчинами и женщинами…………………..9
1.3 О деловых качествах женщины…………………………………………..13
1.4 Особенности межличностного взаимодействия………………………...17
Глава 2. Секрет успешной Женщины
2.1 Особенности женского мышления……………………………………….21
2.2 Как женщине стать руководителем………………………………………25
2.3 Имидж – путь к успеху……………………………………………………30
Глава 3. Формирование деловой женщины
3.1 Женщина-руководитель на работе и дома……………………………….34
3.2 Правила управления персоналом…………………………………………38
3.3 Быть или не быть?... ……………………………………………………....39
Заключение……………………………………………………………………43
Список используемой литературы……………

Работа состоит из  1 файл

Женщина-руководитель.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

На самом деле качество управления зависит от интеллекта, интуиции, логики, способности работать с людьми, а эти качества свойственны  как мужчинам, так и женщинам. 

Когда женщина-руководитель проявляет жесткость и требовательность, необходимую для выполнения какой-либо работы в срок, на эмоциональном уровне подчиненными это может восприниматься как проявление "неженских качеств", так как от женщины (и в том числе от женщины-руководителя) исторически ожидают мягкости и уступчивости. Мужчинам часто прощают крики и разносы, женщинам-руководителям такого типа поведения не прощают никогда. 

Я не согласна с  тем, что женщине сложно управлять  мужчинами-подчиненными. Женщина-руководитель не нуждается в дополнительном самоутверждении, а поэтому, управляя компанией, может позволить себе руководствоваться исключительно профессионализмом подчиненных. Выполнив же свою первостепенную, на мой взгляд, в области работы с персоналом задачу — определения профессионального соответствия сотрудников занимаемым должностям, женщина-руководитель как раз и может обезопасить себя от стереотипа пресловутой сложности работы с мужчинами-подчиненными. 

Для руководителя необходимы умение обобщать, хорошие  логические способности, интуиция и  умение брать на себя риски. Эти качества обычно считаются "мужскими", так что в некоторой степени их можно охарактеризовать как "мужской склад ума". Что касается стервозности, то для управления коллективом людей нужен определенный уровень агрессивности: менеджеру приходится увольнять людей, наказывать, принимать непопулярные решения (типа урезания бюджета или снижения премий). Неважно, идет ли речь о женщине или о мужчине. По этой причине абсолютно кроткого человека сложно представить себе в роли руководителя. 

Для того чтобы человек стал хорошим руководителем, он, вне зависимости от пола, должен обладать особыми качествами. Сильный характер, личная ответственность за результат, деловое чутье, высокая трудоспособность, активность, умение воодушевлять и вести за собой коллектив — все то, что называют задатками лидера. В современном мире эти свойства присущи как мужчинам, так и женщинам, хотя и не укладываются в традиционный стереотип женщины-хозяйки, хранительницы очага. 

Тем не менее, между мужским и женским стилями руководства есть и отличия. В управлении коллективом женщина-руководитель реже прибегает к авторитарным методам, вместо прямого принуждения использует методы убеждения, стремится мотивировать, а не заставлять персонал выполнять поставленные задачи. В ходе переговоров женщина реже идет на конфликт, ищет компромиссные варианты, старается не прибегать к необоснованным решениям, идущим вразрез с мнением окружающих; в бизнесе придерживается сбалансированных, обдуманных решений с оправданным риском. Женщинам проще выстраивать и отлаживать рутинные бизнес-процессы, они уделяют больше внимания мелочам и даже после нескольких лет работы на одном месте не устают совершенствовать любимое дело. 

При этом не нужно  думать, что женщина-руководитель склонна  к чрезмерной опеке подчиненных, неспособна отстаивать свои интересы или принимать жесткие решения. Исторически бизнес — это мужская сфера, конкурировать в которой приходится по мужским правилам. Поэтому преуспевают здесь только те женщины, которые превратили свои особенности в преимущества и развили качества хорошего руководителя. Их не так много, и каждая — на виду. Но если менеджер талантлив и его бизнес демонстрирует хорошие результаты, то не стоит акцентировать внимание на том, какого он пола. 

  
 
 

1.2 Восприятие руководителя мужчинами и женщинами 

У каждого человека своё индивидуальное восприятие конкретного  руководителя. Но многие мнения в сумме  создают обобщенный образ руководителя того и другого пола со своим набором  качеств.

На первое место  мужчины в женщине-руководителе ставят женственность, хорошую внешность, обаяние. Мужчинам не нравится в женщине вообще и в женщине-руководителе неряшливость, неопрятность, безвкусица в одежде, безмерная косметика и украшения. 

Вторая группа наиболее ценимых качеств у женщины-руководителя – компетентность (знание дела) и деловитость. Под деловитостью понимаются целеустремленность, практичность, организованность, доведение начатого до конца, единство слова и дела, точность, обязательность и работоспособность. 

Мужчины с различными оговорками оценивают деловитость женщин-руководителей. Если сухость, лаконичность и даже жесткость делового общения считается более или менее нормальным у руководителей-мужчин, то аналогичное со стороны женщины воспринимается ими как чёрствость. Женщинам же от начальницы нужна мягко-душевная, милосердная деловитость, лишенная металлических конструкций и звучаний. 

Если обобщить мнения мужчин и женщин, то женский  стиль руководства выступает  как сочетание таких неоднородных качеств, как доброта и строгость, женственность и деловитость, спокойствие и требовательность, мягкость и воля. 

Специфика мужской  и женской деловитости накладывает  отпечаток на взаимоотношения с  работниками. От руководителя-мужчины  ждут решения вопросов при их понимании, а от руководителя-женщины – сначала понимания, а затем и решения. 

Третья группа качеств – умение общаться с людьми. Представители сильного пола терпеть  не могут, когда руководитель-женщина, копируя далеко не лучшие "образчики", грубит, кричит, стучит кулаком по столу, бранится. Самое приемлемое – оставаться собой, не терять то хорошее, что дано природой. 

Особое качество руководителей-женщин – эмоциональность. Мужчины понимают, что без эмоций нет женщины. Но чисто эмоциональные  методы руководства они не воспринимают или "воспринимают" с резкими оценками. 

И еще одно из отмеченных качеств. В представлении  женщин (в большей степени, чем  у мужчин) руководитель наделен властью  и, следовательно, обязан решать соответствующий  круг вопросов. 

Следует отметить, что оценки женщин применительно к руководителю-женщине имеют свою женскую специфику, окраску. 

Их также привлекают женственность, обаяние, хороший внешний  вид. Причём женщинам свойственно видеть технологию и финансовую сторону  создания привлекательности, отмечать индивидуально-выигрышные и проигрышные моменты. Если руководитель-женщина внешне опускается, то мужчины лишь констатируют сей факт. Женщины же стараются понять, почему это произошло, ищут причины. Женщины-подчиненные высоко ценят в руководителе-женщине умение общаться с людьми и умение создавать дружный, сплоченный коллектив. 

Руководитель, умеющий  общаться с людьми, вовсе не похож  на доброго дядюшку или мягкосердечную тётушку. Он может быть и жёстким, и требовательным, и резким. И  подчиненные не считают, что общительность, внимательность, корректность – лишь приём для обеспечения дешевого авторитета. 

Каждый руководитель имеет свой почерк общения. Однако удалось  выявить – как у мужчин, так  и у женщин, – "антипатичные образы". 

"Дама в  белых перчатках" – внешне  играет в порядочность, уважительность, честность, а на самом деле делает гадости и унижает достоинство подчиненных "приличными методами". 

"Холодно-высокомерная  леди" интересует только работа, а душевные состояния она считает  сугубо личным делом. Она избегает  неформального общения с подчиненными, не проникается их заботами и потребностями, разговаривает свысока, всячески подчёркивает своё руководящее превосходство, легко ранит словом. 

"Жуткая сплетница". Случается, что о руководителе-женщине  подчиненные отзываются весьма неплохо. Но, подчёркивают они, очень портит её слабость – посплетничать, "перемыть косточки", переворошить чужое грязное бельё. 

"Капризная  барышня". Отличительная черта  – замкнутость на себя, обвинение  всех и вся в злом умысле  против неё, недоброжелательстве; бестактность во взаимоотношениях с подчиненными, вечное недовольство результатами их работы. 

"Синий чулок". Отношение к этому типу руководителя  неоднозначное. Это, как правило,  одинокая женщина, категорично  судит обо всём. Упорна и работоспособна. Так как многое из типично женского не играет в её жизни ведущую роль, то на первом месте у неё работа, работа и еще раз работа, которая заменяет ей всё. В этом отношении – она идеальная деловая женщина, своеобразно подтверждающая вывод о том, что профессия руководителя требует большой отдачи, работоспособности и мужской способности отходить от домашних дел. 

Есть руководители с так называемым размазанным  стилем, в котором не проявляется  или слабо сказывается их индивидуальность, самобытность. 

Главные причины формирования такого стиля – попытка превратить себя в некий идеал, подстройка под стиль вышестоящих руководителей. 

В руководителе своего пола женщины высоко ценят  умение создавать дружный, сплоченный коллектив. А оно берет начало в общении с людьми и стремлении создать для них хорошие условия труда, быта и отдыха. Поэтому не случайно женщины связывают умение сплотить людей с инициативностью, энергичностью, деловитостью и организованностью руководителя. 

Мнения о женщинах – руководителях различны и порой противоречивы. Одни считают, что их нельзя пускать во власть, это "святая святых" мужчин, мотивируя это тем, что мужчины быстрей соображают, а, главное, что они уверенней в себе. 

Другие предпочитают руководителей в юбке, ведь они  более сговорчивы и менее амбициозны. 

Психологи отдают предпочтение руководителям-женщинам, обосновывая это тем, что:

из женщин получаются лучшие руководители, потому – что  они умеют думать сразу о нескольких делах и, одновременно, составлять планы  на будущее, тогда как мужчины  способны сконцентрироваться на одном вопросе, предпочитая решать вопросы последовательно;

женщины по своей  природе более организованы и  способны действовать эффективно, потому что они матери, брать на себя ответственность - это в природе  женщины;

женщины целеустремленней и последовательнее мужчины, лучше подмечают, анализируют и учитывают нюансы в работе;

женщины – менеджеры  превышают своих коллег мужчин практически  во всем показателям, они более коммуникабельны, лучше используют возможности решать вопросы обратной связи, им свойственно доверительное поведение, они лучше выполняют организационные и плановые функции, быстрее приспосабливаются к изменению условий, четче осуществляют человекоориентированный менеджмент и, считаясь с подчиненными, способствует этим повышению производительности труда;

женщины руководители лучше знают "шифр к сейфу" пользователей  продукцией своего бизнеса, ориентированны на клиента, на новый продукт (услугу), в котором нуждается рынок. 

Однако психологи  указывают также на теневые стороны женщины- руководителя:

ей приходится демонстрировать чисто "мужские" черты, в частности, агрессивность  и жесткость;

как руководитель женщина зачастую лишена масштабности, присущей мужчинам;

власть портит женщину гораздо больше чем мужчину;

мужчина скорей поймет, что требует от него деловой партнер, и быстрее включится в работу;

сосредоточение  женщины на карьере, отдача любимому делу часто вредит благополучию семьи. 

С настоящее  время в науке управления сформулировано свыше 80 положительных качеств, каждое их которых имеет свою противоположность. При этом не следует абсолютизировать саму последовательность качеств: это - на первом месте, другое – на втором и т.д. У каждого человека свое восприятие конкретного руководителя. Но многие мнения в сумме создают обобщенный образ со своим набором свойств. 

Для руководителей  выпускаются самоучители по мимике, жестам, улыбке, деловой речи и одежде, этикету общения. Эти атрибуты руководства  очень важные. Кстати, правила этикета  женщина хорошо чувствует интуитивно. 

Мужчина, много  работая, не умеет, как правило, расслабляться. Женщина в принципе лучше владеет  сменой ритма на рабочем столе  и темпа труда, различными приемами для снятия напряжения, среди которых, особенно в критических ситуациях  занимают … слезы, исповеди, а то и просто разговор по душам. 

Учитывая, что  руководителю приходится много и  постоянно иметь дело с самым  сильным раздражителем – человеком  и что его профессия одна из наиболее рискованных в психофизическом  отношении, способность снимать  напряжение входит в число профессиональных умений. 

От мужчины  ждут решения вопросов при их понимании, а от женщины – сначала понимания, потом решения. 
 
 

1.3 О деловых качествах женщины 

Главным критерием, который обуславливает  психологические особенности полов, их характерологические и деловые качества, является широта границ проявления генотипа. Рассматривая вопрос о том, что важнее в формировании личности – гены или среда, нужно сказать: для женщины – среда, для мужчины – гены.  

Информация о работе Женщина, как руководитель, особенности стиля управления персоналом