Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 19:19, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение понятие организации, ее развития и ее культуры.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать жизненный цикл организации;
- .рассмотреть организационную культуру, ее структуру и содержание;
- проанализировать формирование культуры организации и ее изменение;
- выявить влияние культуры на организационную эффективность;
- провести управление культурой организации исходя из ее жизненного цикла.
Однако
авторы модели уточняют, что каждый из
этих макроэтапов подразделяется еще
на четыре стадии: формирование, рост,
стабилизация, кризис. Анализ
историй успешных компаний позволяет
выделить следующие основные особенности
целевой ориентации организации на различных
стадиях ее развития. (табл.1.3)
Таблица 1.3.
Характеритика стадий жизненного цикла организации по Е. Емельянову и С. Поварницыной
Стадия | Характеристика |
Формирование организации | В условиях рыночных отношений определение цели через уточнение представлений о клиенте, его специфических потребностях и соотнесение с представле ниями о задачах деятельности организации. |
Интенсивный рост (или закрепление на рынке ) | ориентацией на поиск и производство других (помимо зарекомендовавших себя с луч шей стороны) товаров и услуг, расширение круга потребителей, поставщиков и партнеров, а также закрепление собственного неповторимого имиджа. А поскольку достижение поставленной цели часто сопряжено с экспансией со стороны организации, то необходимо быть готовым к противодействию со стороны конкурентов. Следовательно, важной особенностью организа ции на этом этапе является готовность к борьбе |
Стабилизация | основная цель, преследуемая на этой стадии, —закрепление на достигнутом — потребует от ор ганизации не меньших, если не больших усилий, чем цели пре дыдущих стадий. Это связано с тем, что проблемы, которые необходимо решать на этой стадии, носят преимущественно внутренний характер, т. е. связаны с самой организацией. Если для первой стадии была характерна определенная "пассионарность отцов-основателей", означающая известную долю вдохновения и сверхнормативного творчества, которыми и оп ределялся успех предприятия, а для второй — азарт борьбы, то для третьей стадии такое требование, как следование внутрен ним нормам (причем без всякого творчества), становится опре деляющим. Успешность организации на этой стадии зависит от ее "аутентичности" существующим во внешней среде образцам. Иногда это может приводить к отказу от предыдущей истории жизни организации, что чаще всего реализуется в форме созда ния мифа. |
Кризис | самый трудный этап ее существования, поскольку это — сопротивление кризису и по иск путей выхода из критического состояния и нахождение альтернатив. |
Как правило, смена этапов сопровождается значительными трансформациями внутри организации при попытке разрешить кризис каждого отдельного этапа.
Однако на сегодняшний день самой востребованной моделью жизненного цикла организации из наиболее адекватных можно считать модель жизненного цикла, предложенная американским исследователем И. Адизесом в конце 1980-х годов. В отличие от других, она уделяет внимание не только росту, но и регрессии, организационному упадку и смерти. Процесс организационного упадка И. Адизес рассматривает как последовательный и предсказуемый.
Развивая идеи Грейнера, Ицхак Адизес предположил, что динамика организационного развития, подобно функционированию большинства физических, биологических и социальных систем, носит циклический характер. Эту идею он заложил в основу теории жизненных циклов организации.
Согласно модели Адизеса,в процессе жизнедеятельности организации можно выделить десять закономерных последовательных этапов. (рис.1.4)
Рис.1.4.
Этапы жизненного цикла организации по
И. Адизесу
Основные постулаты теории Адизеса состоят в следующем:
- развитие организации подобно эволюции живого организма: отсюда и названия некоторых этапов. Организмическая аналогия, однако, неполна в том отношении, что неизбежная для живого организма смерть необязательна для организации (пунктир фазы старения);
- на любой стадии развития у организации имеются проблемы. Они делятся на болезни роста (которые можно уподобить детским инфекционным болезням) и организационные патологии, с которыми, в отличие от болезней роста, самостоятельно организация справиться не может.
Характеристика
основных этапов жизненного цикла по Адизесу,
приведена в табл.1.4.
Таблица 1.4
Характеритика этапов жизненного цикла организации по И.Адизесу
Этап | Характеристика |
Выхаживание | Организация не существует физически, но бизнес-идея уже возникла. Организация рождается тогда, когда идея получила положительную оценку, сформулированы определенные внутренние обязательства в отношении ее реализации, имеется готовность взять на себя риск основания нового дела. |
Младенчество | Компания не обладает еще четкой структурой и системой распределения полномочий и ответственности, но в этот период начинается процесс организации, переход от чистых идей к практическим действиям. Большое внимание уделяется результатам производства и удовлетворению потребностей конечных потребителей |
. Детство («давай-давай») | Компания
начинает работать все продуктивнее,
преодолевая первые препятствия, в
том числе и главное — |
Юность | Сильное изменение компании. Самое значимое событие в ее жизни: основатель осознает невозможность руководить растущим бизнесом самостоятельно. Возникает потребность в изменении структуры компании и делегировании полномочий. В компании появляются профессиональные управленцы, которые начинают менять структуру, систему мотивации и контроля. Приходят новые работники, что неизбежно ведет к конфликту двух культур: «старого костяка» и «новых специалистов». |
Расцвет | На стадии расцвета организация имеет относительно четкую структуру, прописанные функции, системы поощрения и наказания. Успешность деятельности организации оценивается по факторам удовлетворения потребностей клиентов и достижения поставленных целей. Ценится умение предвидеть будущее. |
Стабилизация | Это первая стадия старения организации, когда компания постепенно отходит от политики быстрого развития, захвата новых рынков и расширения присутствия насуществующих. Компания не стремится к изменениям, уделяя большее значение межличностным отношениям в коллективе, нежели рискам, связанным с ведением бизнеса |
Аристократизм | Компания
владеет значительными |
Ранняя бюрократизация | Организация постепенно погружается в ряд сложных и порой неразрешимых структурных конфликтов, которые пытается решить, увольняя людей, но не меняя структуру. Постепенно внутренняя волокита все сильнее отдаляет компанию от удовлетворения потребностей конечного потребителя |
Поздняя бюрократизация | Компания полностью сосредоточивается на себе, на внутренних неразрешимых проблемах, пытаясь соблюсти все процедуры, процессы и предписания в надежде, что это поможет в их решении. В компании царят направленные на достижение результата структуры, которые все сильнее запутывают внутреннюю организацию. Нет склонности к повышению эффективности, изменениям, нет ориентации на потребности клиента. Поддерживается громоздкая и сложная система контроля над текущей деятельностью, которая требует от работников соблюдения набора правил и процедур, но не эффективного труда. |
Смерть | Смерть организации, ориентированной на клиента, происходит сразу же после того, как клиенты массово перестают пользоваться услугами компании. Если же этого не происходит по причине того, что организация предоставляет монопольный продукт или поддерживается государством, то ее смерть может быть отсрочена во времени. В этом случае степень бюрократизации будет увеличиваться и в итоге все равно достигнет своего апогея, что приведет организацию к неминуемой гибели. |
По приведенным выше признакам можно судить о том, на каком этапе развития находится организация и, соответственно, к какой категории относятся ее текущие проблемы - к болезням роста или организационным патологиям. В зависимости от этого выбираются конкретные интервенции для разрешения выявленных проблем.
Для
сравнения представленных моделей
будет использоваться группировка этапов
и стадиц различных моделей жизненного
цикла на базе модели жизненного цикла
И.Адизеса. (табл.1.5)
Таблица 1.5
Сравнение моделей жизненных циклов
Стадии ЖЦ И. Адизеса | Стации ЖЦ У. Грейнера | Этапы ЖЦ Е. Емельянов и С. Поварницына |
1.Выхаживание | 1. Креативность | 1. Тусовка |
2. Младенчество | ||
3. Детство («давай-давай») | ||
4. Юность | 2. Директивность | 2. Механизация |
5. Расцвет | 3. Делигерование | 3. Внутреннее предпринимательство |
6. Стабилизация | 4. Координация | 4.
Управление
качеством |
7. Аристократизм | 5.Сотрудничество | |
8. Ранняя бюрократизация | ||
9. Поздняя бюрократизация | ||
10. Смерть |
Как видно сравнения стадий жизненного цикла, модель И.Адизеса описывает более широкий спектр характеристик организации, чем модель У.Грейнера или Е.Емельянова и С. Поварницыной, следовательно, можно сделать вывод, что модель Адизеса в большей степени соответствует модели организации как открытой системы.
В
заключение можно отметить, что во многом
от изначальной теоретической концепции
и определения того, что есть организация,
зависит то, как будут относиться к управлению
этой организацией. Описанные концепции
жизненных циклов — одни из самых мощных
и наиболее часто используемых в реальной
жизни. Эти модели являются центральными
при проведении организационной диагностики,
так как действительно способны дать системное
представление об организационных проблемах
и отношениях.
2.РАЗВИТИЕ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1.
Организационная культура, ее структура
и содержание
Сегодня большинство исследователей, занимающихся изучением организационной культуры, сходится на том, что организационная культура представляет собой сложное образование, найти единственное определение которого достаточно трудно.
На сегодняшний день существует несколько определений организационной (корпоративной) культуры.
Организационная культура – это:
-
усвоенные и применяемые
-
атмосфера или социальный
-
доминирующая в организации
Исходя
из этих определений под организационн
Следует отметить также, что корни концепции организационной культуры кроются в двух разных дисциплинах: антропологии и социологии.
Основу
антропологического подхода составляет
определение:
"организации - это культуры", в рамках
которого выработалось функциональное
направление, интерпретирующее культуру
как атрибут, которым обладают организации
и сторонники которого предполагают, что
менеджеры в состоянии четко определять
различия между организационными культурами,
могут заниматься изменением культуры
и способны измерять культуру, используя
эмпирические приемы.
В рамках социального подхода ("организации обладают культурами") предполагается, что в основе организации нет ничего, кроме культуры, культура интерпретируется как метафора, используемая для описания того, что собой представляет организация, поэтому при обращении к любому организационному явлению менеджеру приходится сталкиваться именно с культурой соответствующей организации.
Таким образом, в первом случае культура выступает в роли потенциального провозвестника других проявлений жизни организации (например, эффективности их деятельности), тогда как во втором - это некая концепция, которую следует трактовать независимо от любого 'другого организационного феномена.
В настоящий момент наряду с понятием организационной культуры в общеупотребительный оборот вошло понятие корпоративной культуры, которые, на наш взгляд, стоит различать. Индикатором их дифференциации является переменная размера организации. Для малой и средней группы, какой является организация, состоящая из десятков или сотен работников, более подходящей будет понятие организационной культуры (личностный, или статусно-ролевой, контакт, развитая внутренняя неформальная структура и т.п.). В организации, имеющей в своем составе несколько тысяч человек, отсутствует внутренняя неформальная структура, статусно-ролевой контакт или вообще знакомства на уровне статусов; применительно к ней можно говорить о корпоративной культуре (культуре корпорации).
Организационная культура выполняет целый ряд функций:
- она формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой;
- она выражается в чувстве общности всех членов организации;
- она усиливает вовлеченность в дела организации и преданность ей;
- она усиливает систему социальной стабильности в организации.
- она является средством, с помощью которого формируются и контролируются формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации.
Организационная культура - своего рода социальный клей, который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие для нее стандарты поведения;
Организационная культура - это неуловимый, неосязаемый, не выражаемый прямо феномен, не требующий доказательств. Каждая организация разрабатывает набор правил и предписаний, управляющих повседневным поведением сотрудников на своем рабочем месте.
Характеристика организационной культуры охватывает:
- индивидуальную автономность – степень ответственности, независимости и возможностей выражения инициативы в организации;
- структуру – взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;