Установлено,
что стабильность цен должна поддерживаться
в среднесрочной перспективе, причем
недопустимы рост цен сверх установленной
величины и дефляция, т. е. длительное
снижение их уровня, отражаемые гармонизированным
индексом цен на потребительские
товары. Установление стабильности цен
в рамках ЕЭВС соответствует принципам,
которыми руководствовались Национальные
центральные банки большинства
стран до их объединения в Союз,
чем обеспечивается преемственность
в проведении денежно-кредитной
политики. Для достижения основной
цели ЕСЦБ решает следующие конкретные
задачи, определенные в статье 3 его
Устава:
- Определение и проведение единой денежно-кредитной
политики.
Совет управляющих ЕЦБ определяет единую
денежно-кредитную политику, которую Национальные
центральные банки внедряют децентрализованным
и гармоничным образом. Оперативные рамки
единой денежно-кредитной политики должны
удовлетворять следующим принципам: соответствие
рыночным принципам, равноправный режим
для всех, простота, поиск наилучшего соотношения
эффективности и стоимости, децентрализация,
непрерывность, согласование и соответствие
с управленческими решениями ЕСЦБ. В основном
для проведения денежно-кредитной политики
используются те процедуры и инструменты,
которые использовались большинством
центральных банков до становления Европейского
экономического и валютного союза.
- Хранение и управление официальными
валютными резервами стран-участниц, а
также осуществление валютных операций.
Европейская система центральных банков
осуществляет хранение и управление официальными
золотовалютными резервами стран-участниц
ЕЭВС. Взнос каждого Национального центрального
банка определен в соответствии с его
долей в капитале Европейского центрального
банка.
Согласно уставу ЕЦБ центральные банки
должны передать ему (на кредитной основе)
валютные резервы на общую сумму, эквивалентную
50 млрд. евро (в дальнейшем эта сумма по
решению Совета Управляющих может быть
увеличена). Объем резервов, переведенных
одиннадцатью центральными банками стран
– участниц ЕЭВС 1 января 1999г. в Европейский
центральный банк, составил 39,46 млрд. евро.
Из них 85% суммы - в валюте, остальные 15%
- в золоте.
- Валютные резервы, остающиеся в распоряжении
национальных банков, используются ими
для выполнения их обязательств по отношению
к международным организациям. Проведение
иных операций с этими резервами, сверх
лимита, устанавливаемого Советом Управляющих,
должно быть согласовано с ЕЦБ. Это считается
необходимым для обеспечения согласованной
валютной и денежной политики в рамках
ЕЭВС.
Валютные резервы могут быть использованы
Европейским центральным банком для проведения
валютных интервенций, причем ему дано
право самостоятельно принимать решения
о проведении таких интервенций. Это, однако,
не означает, что ЕЦБ намерен добиваться
установления каких-либо курсовых ориентиров
в отношении любой чужой валюты, так как
подобный подход может привести к противоречию
с приоритетной задачей обеспечения стабильности
цен. Тем не менее, Европейская система
центральных банков оснащена техническими
возможностями для интервенций на валютных
рынках с целью противостоять чрезмерным
или хаотичным колебаниям курса евро в
отношении валют основных стран вне Европейского
Экономического Сообщества.
- Обеспечение правильного функционирования
платежно-расчетных систем. Для обеспечения
успеха новой валюты на третьем этапе
становления ЕЭВС крайне важно наличие
эффективной технической базы платежей
и расчетов. В частности, такая база полезна
для содействия формированию общих краткосрочных
межбанковских процентных ставок по всей
«зоне евро». Это предполагает, в свою
очередь, создание системы, при посредстве
которой основные крупномасштабные трансграничные
сделки могли бы обслуживаться в течение
того же дня. Для осуществления платежей
в пределах Европы с первого же дня 1999
года задействованы две общеевропейские
системы банковских расчетов: ТАРГЕТ (Trans-European
Automated Real-time Gross settlement Express Transfer system) с внутригосударственными
системами клиринговых расчетов - RTGS (Real
Time Gross Settlements) и ЕВА (система Европейской
банковской ассоциации).
Помимо
решения вышеперечисленных задач,
Европейская система центральных
банков в процессе своей деятельности
осуществляет также следующие функции:
- эмиссия банкнот и монет. ЕЦБ является
единственной организацией, имеющей право
разрешить эмиссию банкнот, выраженных
в евро. ЕСЦБ эмитирует эти банкноты, которые
станут единственным законным платежным
средством в странах ЕЭВС.
- сотрудничество в области банковского
надзора. Роль ЕСЦБ в осуществлении банковского
надзора достаточно ограничена. Система
должна лишь вносить вклад в организованное
проведение соответствующих мероприятий,
и может предлагать свои рекомендации
по сферам действия применимого здесь
законодательства и порядку его применения.
Устав ЕСЦБ включает в себя положения,
дающие ей право и на более прямое участие
в банковском надзоре, однако такая передача
полномочий потребовала бы единогласного
решения Совета ЕЭС.
- консультативные функции. ЕЦБ консультирует
Совет Европы или правительства стран-участников
ЕЭС по всем проектам в части, входящей
в его компетенцию: по вопросам денежного
обращения, платежно-расчетным средствам,
национальным центральным банкам, статистическим
данным, платежно-расчетным системам,
стабильности кредитных организаций,
финансовых рынков и т. д.
- сбор статистических данных. Для должного
использования инструментов денежной
политики они должны опираться на достоверную
и сопоставимую статистику. Это в особенности
касается финансовых и банковских данных,
необходимых, например, для расчета базы
резервных требований, а также статистики
цен, коль скоро она связана с выполнением
упоминавшейся конечной цели денежной
политики ЕСЦБ. В частности, в системе
уже появились частично гармонизированные
индексы потребительских цен. В пределах,
не наносящих ущерба главной цели своего
существования – поддержания стабильности
цен, Европейская система центральных
банков призвана поддерживать и общую
экономическую политику внутри Европейского
экономического и валютного союза.
ЕСЦБ представляет собой независимую
банковскую систему. При осуществлении
своей деятельности члены ее органов управления
не имеют права использовать инструкции
или правила правительств и государственных
органов стран Европейского Экономического
Сообщества или внешних стран. В свою очередь
институты Европейского Экономического
Сообщества и правительства государств
– участников ЕЭВС не имеют права вмешиваться
в деятельность Европейской системы центральных
банков.
В
Уставе ЕСЦБ представлены следующие
меры, определяющие безопасность проводимой
политики и независимость управляющих
Национальными центральными банками
от внешнего влияния:
- минимальный срок нахождения в должности
управляющего НЦБ – пять лет;
- минимальный (не возобновляемый) срок
нахождения в должности для членов Исполнительной
Дирекции ЕЦБ – восемь лет. При этом, порядок
утверждения Президента и Вице-президента
для первой Исполнительной Дирекции отличен
от порядка утверждения прочих его членов;
- прекращение срока нахождения в должности
возможно только в связи с физической
неспособностью или серьезными ошибками
при осуществлении деятельности должностными
лицами;
- все споры и разногласия по вопросам
осуществления деятельности находятся
в компетенции Европейского Суда.
Ответственность
Европейской системы центральных
банков и правила ведения диалога
между ЕСЦБ и европейскими международными
институтами также отвечают требованиям
независимости.
Члены
Исполнительной Дирекции назначаются
на должность по взаимному согласию
главами государств или правительств
стран – участниц ЕЭВС с учетом
рекомендаций Совета Европейского союза.
Одобрение Европейским Парламентом
является необходимым условием для
назначения членов Исполнительной Дирекции.
Председатель ЭКОФИН и члены Комиссии
Европейского Совета могут принимать
участие в заседаниях Исполнительной
Дирекции без права решающего голова,
при этом Председатель ЭКОФИН может вносить
свои предложения на рассмотрение Совета
Управляющих.
ЕЦБ
должен направлять свой годовой отчет
в органы Европейского сообщества,
в Европейский Парламент, а члены
его Исполнительной Дирекции обязаны
появляться по вызову в компетентных
Комитетах Европейского Парламента.
Ежеквартальные отчеты о деятельности
ЕСЦБ служат основой на ежеквартальных
переговорах с Европейским парламентом
в присутствии Президента ЕЦБ
или, в случае необходимости, членов
Исполнительной Дирекции.
Два
представителя ЕЦБ и представители
НЦБ являются членами Экономическо-финансового
комитета, объединяющего представителей
министров экономики и финансов
и центральных банков стран –
участник ЕЭС и подготавливающего
собрания ЭКОФИНа.
Председатель ЕЦБ или другие члены Исполнительной
Дирекции могут быть заслушаны Европейским
парламентом по собственной инициативе
или по запросу парламента. Кроме того,
национальные законы, как правило, предусматривают,
что руководители НЦБ также будут заслушаны
национальными парламентами. Суд Европейского
сообщества обладает полномочиями для
контроля над актами или упущениями ЕЦБ.
В
сферу деятельности ЕЦБ входит:
- предоставление кредитов, в том числе
ломбардных, финансовым институтам;
- операции на открытом рынке с различными
финансовыми инструментами;
- установление минимальных резервных
требований для кредитных институтов
стран-членов ЕЭВС.
Характерная
черта деятельности ЕЦБ состоит
в том, что все принципиальные
решения, принимаемые простым или
квалифицированным (2/3 голосов) большинством,
предусматривают «взвешенное» голосование
руководителей центральных банков,
при котором «вес» (т. е. количество
голосов каждого из них) определяется
в соответствии с долей соответствующей
страны (ее центрального банка) в совокупном
капитале ЕЦБ. Это не относится к
членам Исполнительной Дирекции, каждый
из которых имеет только один голос.
ЕЦБ
может заниматься обычными для центральных
банков операциями: предоставлением
кредитов, в том числе ломбардных
(под залог ценных бумаг), финансовым
институтам и операциями на открытом
рынке с различными финансовыми
инструментами, выраженными в любой
валюте, в том числе в валюте
стран, не входящих в ЕЭВС, а также
с драгоценными металлами. Такие
же операции могут вести Национальные
центральные банки, руководствуясь
при этом общими принципами, которые
разрабатывает ЕЦБ.
Устав
ЕЦБ предусматривает значительную
децентрализацию деятельности Европейской
системы центральных банков, с
тем, чтобы такие операции, как
РЕПО и валютные интервенции, самостоятельно
осуществлялись Национальными центральными
банками. Каждый из них может также
самостоятельно определять, какие активы
коммерческих банков приемлемы в
качестве залога.
Европейский
центральный банк и Национальные
центральные банки не имеют права
на кредитование (в любой форме) межгосударственных
(в системе ЕЭС), государственных,
региональных и местных органов
власти и организаций, действующих
на основе государственного права. Это,
однако, не распространяется на государственные
кредитные институты, которые в
данном случае рассматриваются так
же, как частные кредитные институты.
ЕЦБ
и НЦБ могут устанавливать
связи с центральными банками
и финансовыми институтами других
стран и международными организациями
и осуществлять с ними все виды
банковской деятельности, используя
при этом любые финансовые активы
и валюты.
Собственный капитал ЕЦБ к началу его
деятельности был определен в размере
5 млрд. ЭКЮ (т.е. 5 млрд. евро начиная с 1
января 1999 года). в дальнейшем по решению
Совета Управляющих он может увеличиваться.
Акционерами ЕЦБ могут быть только Национальные
центральные банки. Капитал ЕЦБ формируется
в пропорции к сравнительному демографическому
и экономическому весу НЦБ. Ключевым показателем
при этом является средняя взвешенная
доля каждой страны в населении и ВВП «зоны
евро», которая определяется по следующей
формуле:
- 50% этой доли – в соответствии с удельным
весом каждой страны в общей численности
населения Европейского Экономического
Сообщества;
- 50% - в соответствии с ее удельным весом
в совокупном валовом внутреннем продукте
ЕЭС.
Эти
данные будут корректироваться каждые
5 лет.
Согласно
учредительным документам чистая прибыль
ЕЦБ должна распределяться в следующем
порядке:
- часть ее, которая определяется Советом
Управляющих (но не более 20% всей чистой
прибыли), перечисляется в общий резервный
фонд (объем которого не должен превышать
100% уставного капитала);
- оставшаяся часть распределяется между
держателями акций банка в соответствующей
пропорции.
3. Инструменты денежно-кредитной
политики и операции ЕСЦБ
В
Уставе ЕСЦБ (статьи с 17 по 24) определены
инструменты денежной политики и
операции, осуществление которых
позволит системе решить возложенные
на нее задачи. Основные инструменты
денежной политики ЕСЦБ: проведение операций
на открытом рынке, регулирование дисконтной
ставки путем проведения депозитно-ссудных
сделок и установление минимальных
резервных требований для кредитных
институтов.
Основной объект регулирования при проведении
этих операций – ликвидность кредитных
учреждений, которая непосредственно
влияет на спрос и предложение денег в
экономике, тем самым существенно воздействуя
на темпы инфляции.
Одинаковые
для всех стран – участников «зоны
евро» условия проведения этих операций
дают информацию участникам денежного
рынка об основных направлениях денежно-кредитной
политики Европейского экономического
и валютного союза и обеспечивают
ее единство.
К
операциям ЕЭВС допускаются кредитные
учреждения, отвечающие следующим квалификационным
требованиям: устойчивость, эффективное
управление, широкие операционные возможности.
В список кредитных институтов, которые
должны выполнять минимальные резервные
требования, входят более 8 тысяч кредитных
организаций Еврозоны, причем свыше
4 тысяч из них имеют доступ к
депозитно-ссудным операциям, а около
3 тысяч участвуют в операциях
по рефинансированию.
Проведение
операций на открытом рынке играет
важную роль в денежно-кредитной
политике ЕСЦБ с целью влияния
на величину процентной ставки, управления
общей ликвидностью денежного рынка
и прогнозирования возможных
трудностей в проведении денежной политики.
Для проведения операций на открытом
рынке в распоряжении ЕСЦБ находятся
четыре финансовых инструмента. Самым
важным из них являются операции по
рефинансированию, применяемые на основе
соответствующих соглашений о перепродаже
кредитов или заложенных займов. ЕСЦБ
может также осуществлять эмиссию
долговых сертификатов, операции по обмену
иностранной валюты и привлечение
депозитов на ограниченный срок. Возможно
также проведение операций на основе
стандартных тендеров, срочных тендеров
или двусторонних процедур.
В зависимости от цели, повторяемости
и принимаемых шагов, операции на открытом
рынке, осуществляемые ЕСЦБ, можно подразделить
на четыре основные категории: