Банковские системы стран мира. Их развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:40, лекция

Описание

Лекция 1.1. Зарождение банковской системы

Основные версии происхождения слова «банк».
Возникновение первых банков.
Роль ростовщичества в развитии банковского дела.

Работа состоит из  1 файл

банковское дело.docx

— 190.04 Кб (Скачать документ)

Канадские банки проводят активную деятельность на ин. рынках. В 1986 г. валютные активы составляли более 45% всех активов. Значительная часть  доходов банков обеспечивается за счет международных операций. Канадские  банки имеют около 300 отделений почти в 30 странах мира.

Уровень процентных ставок зависит от рыночных факторов, которые воздействуют на спрос и предложение денег. Значительное влияние на эти ставки оказывает федеральное правительство, которое через своего агента - Банк Канады - проводит денежно-кредитную политику с учетом международных условий и внутренних задач.

Банковское  дело в Канаде жестко регулируется. Закон о банках определяет принципы банковского регулирования. К числу  др. федеральных законов, прямо или  косвенно затрагивающих банки, относятся  Закон о переводных векселях, Закон  о Канадской расчетной ассоциации, Канадское трудовое законодательство, Закон Канады о пенсиях, Закон  Канады о корпорациях по страхованию  депозитов, Закон Канады об ипотечных  и жилищно-строительных корпорациях, Закон Канады о производственно-торговых корпорациях, Закон о подоходном налоге. Банк Канады, учрежденный в 1945 г. как центральный банк, также  оказывает большое воздействие  на операции коммерческих банков страны.

По  Закону о банках 1980 г. акционерам банка  должен представляться годовой отчет, включающий:

    1. Консолидированный отчет о требованиях и обязательствах по форме, прилагаемой к закону (Перечень К).
    2. Консолидированный счет прибылей и убытков по форме, прилагаемой к закону (Перечень L).
    3. Консолидированный отчет о выделении средств на непредвиденные расходы по форме, указанной в Перечне М, прилагаемом к закону.
    4. Консолидированный отчет об изменениях в акционерном капитале по форме, указанной в Перечне N закона.

В результате изменений, введенных Законом  о банках 1980 г., система фин. отчетности банков в Канаде приведена в соответствие с общепринятыми принципами бухучета по основным направлениям, кроме учета  потерь по кредитам и учета резерва  на непредвиденные расходы, который исключается из акционерного капитала. По этим вопросам требуется предоставление полной информации.

 

Банк Канады

Банк  Канады - Центральный банк Канады не принимает вкладов от частных лиц и не конкурирует с лицензированными коммерческими банками в области коммерческих банковских операций. Однако, согласно положениям Закона о банках, Банк Канады может устанавливать общую сумму кассовых резервов, могущих быть использованными коммерческими банками как группой. Каждый коммерческий банк должен держать в Банке Канады определенную среднюю сумму наличных резервов в виде депозитов и авуаров в банкнотах Банка Канады. (Банк Канады обладает исключительным правом выпуска банкнот для обращения в Канаде.) Вместо 4-процентного резервного требования по вкладам с уведомлением об изъятии и 12-процентного - по депозитам до востребования установлены новые ставки, закрепленные в Законе о банках, - в размере 3% и 10% соответственно, причем по первым 500 млн дол. по вкладам с уведомлением резервное требование составляет только 2%. Снижение ставок обязательных резервов происходило поэтапно в течение трех с половиной лет. Кассовая наличность из суммы резервных требований вычиталась. Согласно предварительной оценке указанные изменения должны были снизить резервные отчисления банков приблизительно на одну пятидесятую. Резервные требования по безналичным депозитам (non-encashable deposits) сроком более одного года, как и по некоторым др. депозитам, включая RRSPs, RHOSPs, депозиты др. банков, вклады небанковских организаций - членов СВА (Ассоциации канадских банкиров), а также вклады нерезидентов в канадской валюте, были отменены. Резервные требования были распространены на зарубежные филиалы, находящиеся в полной собственности, а также на депозиты факторинговых и лизинговых компаний, находящихся в полной или частичной собственности.

Банк  Канады может предоставлять кредиты  или ссуды (loans or advances) коммерческим банкам на срок не более 6 месяцев под  залог определенных видов ценных бумаг. Кредиты или ссуды могут  предоставляться на определенных условиях и на ограниченный срок правительству  или провинциям. Учетная ставка банка  является минимальной ставкой, по которой Банк Канады готов предоставлять кредиты или ссуды. 
Банк Канады может также потребовать от лицензированных коммерческих банков держать второй резерв, размеры которого могут изменяться банком в определенных пределах. Второй резерв распространяется на излишки кассового резерва по отношению к уставному капиталу, казначейским векселям и однодневным ссудам дилерам-инвесторам. 
Другие канадские государственные кредитно-финансовые учреждения. Корпорация фермерского кредита была создана в 1959 г. для предоставления долгосрочных ипотечных кредитов фермерам. Канадская ипотечная и жилищно-строительная корпорация (Canada Mortgage and Housing Corporation) (ранее: Центральная ипотечная и жилищно-строительная корпорация (Central Mortgage and Housing Corporation) была зарегистрирована в качестве акционерной компании в 1945 г. и выполняет две задачи: страхование ипотечных кредитов, предоставляемых определенными кредиторами, и предоставление прямых ипотечных кредитов. Федеральный банк развития предпринимательства (Federal Business Development Bank - FBDB) создан в 1975 г. для оказания фин. и консультационных услуг по менеджменту малым и средним предприятиям. Банк является преемником Банка промышленного развития (Industrial Development Bank), созданного в 1944 г. как филиал Банка Канады.

 

Банк Международных расчетов

Международная деятельность канадских банков. Возрастающее значение международной деятельности канадских банков, а также деятельность Комитета банковского надзора (Committee of Bank Supervisors) банка международных расчетов нашли троякое отражение в Законе о банках 1980 г. Во-первых, банки должны представлять консолидированные фин. отчеты, включая балансы их филиалов (прежнее законодательство предусматривало консолидацию баланса только тех филиалов банка, которые находились в их полной собственности). Во-вторых, банк не будет подвергаться контролю со стороны канадских или иностранных корпораций, если только он не получит от совета директоров этой корпорации постановление, дающее генеральному инспектору банков право доступа к бухгалтерским книгам, протоколам и отчетности фирмы, которые только в случае иностранной корпорации находятся в сфере юрисдикции той страны, где эта корпорация зарегистрирована в качестве юридического лица. И, наконец, инспектор может, в виде особого исключения из положения о строгом соблюдении тайны, предписываемом его ведомству, предоставлять информацию, касающуюся положения дел в банке, «старшим должностным лицам, отвечающим за контроль над деятельностью банков, находящихся в иной, нежели канадская, юрисдикции, в тех случаях, когда, по мнению инспектора, обмен такой информацией служит интересам Канады и когда от должностных лиц, которым эта информация предоставляется, по закону требуется соблюдение тайны в отношении информации, предоставленной таким образом». (Управление генерального инспектора по банкам было создано в Канаде в 1924 г. в соответствии с поправкой к Закону о банках после банкротства в 1923 г. Жилищного банка (Home Bank), занимавшегося обслуживанием мелкой клиентуры, крах которого задел очень многих).

 

Иностранные банки в Канаде.

Критерии, предъявляемые по Закону о банках 1980 г. к иностранному банку, желающему открыть свои филиалы в Канаде, следующие:

    1. Это должен быть иностранный банк.
    2. Он должен иметь активы, опыт, а также доходы, достаточные для обеспечения функционирования филиалов в Канаде.
    3. Его акции, как правило, должны находиться в руках широкого круга акционеров.
    4. Он должен находиться под надлежащим контролем и иметь хорошее финансовое положение.
    5. Он должен представить свидетельство о своей способности внести вклад в развитие конкурентоспособного банковского дела в Канаде, а также о наличии принципа взаимности в юрисдикции своей страны.
    6. Он должен быть готов представить письмо-гарантию (letter of comfort), подтверждающее его готовность отвечать за деятельность филиала.

Относительно  общей суммы активов филиалов иностранных банков, функционирующих в доминионе, существует ограничение: она должна составлять 8% всех национальных активов этих банков. Представительства иностранных банков подлежат регистрации.

Большую часть информации о коммерческих банках Канады предоставила Ассоциация канадских банкиров (The Canadian Bankers` Association).

 

2. Банковское дело в  Соединенных Штатах Америки

В представлении современных людей  банки неразрывно связаны с «банкнотами», системой бумажно-денежного обращения. Причины появления бумажных денег  в британских колониях Северной Америки  были просты и понятны: испытывавшие хронический недостаток в монетах и полагавшиеся в торговом обороте главным образом на векселя колонии остро нуждались еще  в какой-то наличности, имеющей местное обращение. Уже в 1690 году Колония Массачусетского залива произвела первый выпуск бумажных краткосрочных обязательств (Shot bills) – нечто среднее между банкнотами  и краткосрочными обязательствами правительства, чтобы финансировать военную экспедицию в Канаду. Главным образом чрезвычайными военными расходами объяснялись и первые выпуски других колоний, однако, они использовались также и для финансирования мирных целей, таких как муниципальное правительство и оплата государственного долга. Несмотря на их официальный статус и некоторые инициативы (например, 5-процентную скидку при внесении ими налогов), реакция населения была двойственной. Обменный курс между колониями и даже внутри отдельных колоний постоянно менялся, более того, иногда он, в конце концов, падал в результате избыточной (относительно реального количества монеты) эмиссии. В самом факте не было ничего удивительного, потому что вплоть до коллапса золотого стандарта превалировало мнение, что бумажные деньги могут только тогда действовать эффективно, когда они по первому требованию обращаются в золотую или серебряную монеты. Однако главная причина, толкавшая к выпуску банкнот, – нехватка монет в обращении, – продолжала действовать и после Войны за независимость (1775-1781), побудив новый Континентальный прогресс от лица Соединенных колоний (штатов) принять билль об образовании Первого банка Соединенных Штатов (First Bank of United States) и санкционировать теперь уже первый федеральный выпуск наряду  с решением  основать первый собственный монетный двор (в Филадельфии), который должен был чеканить серебряные доллары и медные центы по весу испанских серебряных песо (хотя последний впоследствии в течение многих лет бездействовал, и в стране свободно циркулировало испанское серебро).

Впрочем, «отцы-основатели» Соединенных Штатов (что неудивительно, учитывая, как  много было среди них плантаторов  из южных штатов и как относительно мало коммерсантов из Новой Англии) настолько подозрительно относились к выпуску фидуциарных (то есть таких, чья собственная ценность заведомо меньше представляемой им стоимости) платежных  средств, что специально внесли в 1787 году в Конституцию статью, запрещающую  штатам проведение расчетов по сделкам  чем-либо кроме золотой и серебряной монет как законного платежного средства.

На  раннем этапе американской истории, когда национальная промышленность и крупная коммерция находилась лишь в стадии зарождения, еще не были возведены многие крупные города, но построены железные дороги и т.п., можно говорить, скорее, о нехватке реальной экономической необходимости  в банках, что сделало исключительно  сложным делом привлечение в  них частного капитала. Государство  в этих условиях было вынуждено стать  крупным пайщиком Первого банка  Соединенных Штатов, разделившего бремя  популярности всех центральных институтов власти, и по истечении в 1811 году 20-летнего срока, на который он первоначально  был предоставлен, его чартер (англицизм, означающий выдававшийся в англоязычных странах документ, совмещавший функции  банковского устава и лицензии) не был возобновлен. Однако вскоре банки  все же начали появляться, первоначально  в наиболее развитых штатах.

Надо  сказать, что для Америки с  самого начала были характерны неприятие  слишком большого веса федеральных  органов власти и ревностная защита индивидуальных прав штатов. Следствием этого стало разделение власти между  федеральным правительством и штатами, которое в той или иной степени  поставило и банковскую сферу  под контроль обеих ветвей власти, хотя первые банки все же действовали  в рамках изолированных друг от друга  законодательных систем разных штатов.

Обычной практикой было добиваться чартера, приобретение которого давало банку  все преимущества ограниченной ответственности (contingented liability). Акционерные компании несли неограниченную ответственность  лишь в Англии и Шотландии; в Америке, как и странах континентальной Европы, ответственность была ограниченной. В большинстве случаев такой чартер лимитировал депозитные операции и тесно связанную с ними в XVIII веке эмиссию банкнот суммой, кратной капиталу акционеров, – наиболее распространенным правилом было ограничение выпускаемых в обращение банкнот двумя капиталами банка, однако подобные границы были на практике чисто номинальными.

И лишь в весьма немногих штатах допускалось  учреждение банков без чартера, которые  несли неограниченную ответственность. Как только возникла вероятность  того, что какое-либо частное лицо или неинкорпорированная ассоциация пожелают учредить банк без чартера, на их пути возникли многочисленные препятствия  законодательного характера. Большинство  восточных штатов взяли на вооружение законы, подобные принятому в 1818 году в штате Нью-Йорк; большинство  возникавших впоследствии западных штатов также последовали схожей политике, разрешая эмиссионный и  депозитный бизнес лишь при наличии  официального дозволения. Однако реальная отдача от этого закона разнилась  от штата к штату в зависимости  от того, насколько легко было получить чартер. Наименьшие сложности были на востоке, где потребность в  банковских структурах оставалась самой  насущной; особенно либеральная политика практиковалась в так называемой Новой Англии.

Число банков стало особенно быстро расти  вслед за ликвидацией Первого  Банка Соединенных Штатов (при  его основании федеральное правительство  подписалось на значительную часть  уставного капитала и пообещало  в течение 20 следующих лет не выдавать чартер никакому другому банку; возможно, что-то было одной из главных причин, почему, когда в 1811 году встал вопрос о продлении чартера, он встретил мощную оппозицию в конгрессе, достаточную  для прекращения деятельности банка). В 1811 году их уже насчитывалось 88, а  за три  следующих года было выдано 120 новых чартеров на учреждение банков.

Когда в 1812 году разразилась вторая война  с Англией, получившая название «Второй  войны за независимость», большинство  из этих банков оказались вовлеченными в интенсивное кредитование федерального правительства и штатов; неизбежно  связанная с этим и избыточная эмиссия заставила примерно три  из каждых четырех банков обратиться в 1814 году в правительства своих  штатов за разрешением на приостановление  денежных выплат. При этом если банкам Новой Англии в большинстве удавалось  выполнить свои обязательства, то практически  все банки к югу и западу, возникшие, как правило, позже и  более слабые, этого сделать не смогли. Интересно также, что значительная часть банкротств в эти, а также  последующие годы имела место  как раз там, где создание новых  банков было в наибольшей степени  ограничено, а значит, уже существующие находились в наиболее привилегированном  положении – так, в Новой Англии в период 1811-1830 годов на 97 банков (в среднегодовом исчислении) пришлось всего 16 банкротств, в штате Нью-Йорк на 26 банков число банкротств составило 11, в Пенсильвании также на 26 банков уже 19, и эта доля росла по мере продвижения на юг и запад.

Формально денежные выплаты были возобновлены в 1817 году, однако уже в 1819 году последовала  новая приостановка, растянувшаяся  еще на два года. Объяснялось это  во многом тем, что учреждение первых банков нередко являлось следствием скорее политических обстоятельств, чем  реальной экономической необходимости. Как нередко происходит в подобных случаях, образование банков сопровождалось злоупотреблениями, в особенности  при формировании уставных капиталов, а часто даже напрямую финансировалось  государственными органами – причем, в случае Первого банка Соединенных  Штатов 200-миллионная подписка федерального правительства оказалась не более  чем фиктивной бухгалтерской  проводкой. Практически у всех банков капитал был меньше той цифры, на которую формально провели  подписку, а некоторые банки не имели никакого капитала.

Другая  причина – тесная связь банковских структур с казначействами штатов. Законодатели, выдавая чартер, находили вполне естественным, чтобы банк в  случае необходимости кредитовал «свой» штат – специально оговоренные статьи об этом заносились в чартер любого банка. Но, кроме того, время от времени  предоставление такого займа на те или иные нужды просто проводилось  «волевым решением» администрации  штата; результатом этого нередко  становились столь крупные объемы кредитования правительств штатов, что  для обеспечения коммерческого  спроса средств уже как бы не оставалось, – вероятно, именно этот фактор в  значительной степени и провоцировал избыточную эмиссию банков, так что  временами дизажио (отклонение от курса  вниз от номинала) на банкноты составляло от 10 до 30 процентов.

Информация о работе Банковские системы стран мира. Их развитие