Банковские системы стран мира. Их развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:40, лекция

Описание

Лекция 1.1. Зарождение банковской системы

Основные версии происхождения слова «банк».
Возникновение первых банков.
Роль ростовщичества в развитии банковского дела.

Работа состоит из  1 файл

банковское дело.docx

— 190.04 Кб (Скачать документ)

2. Торговые  банки действуют в сфере внешней торговли и международных финансово-кредитных операций.

3. Банки  Содружества. В настоящее время насчитывается 7 крупных британских заграничных банков.

4. Иностранные  банки в Великобритании. Таких банков сейчас насчитывается около 450.

5. Консорциальные  банки, в которых участвуют по крайней мере две стороны, причем ни одна из них не имеет контрольного пакета акций.

6. Учетные дома, выполняющие краткосрочные операции на денежном рынке. После многочисленных слияний в конце 80-х годов в Великобритании сформировалось девять учетных домов.

Необходимо  отметить следующие качественные особенности английской банковской системы. Во-первых, Банк Англии кредитует коммерческие банки не прямо, а через посредников – учетные или дисконтные дома (биллброкеры), а его управляющий еженедельно встречается с руководителями различных ассоциаций, причем не только банковских, но и торговых и промышленных. Во-вторых, в Великобритании, в отличие от континентальных систем, коммерческие и инвестиционные банки разделены (многие инвестиционные банки образовались из «торговых банков»). Впрочем, такое разделение отнюдь не относится к числу достоинств английской системы. В-третьих, в Англии деньги в уставный капитал вносятся учредителями навсегда, т.е. они становятся деньгами банка. Несомненный интерес представляет развитие правового регламентирования банковского дела в Великобритании. До принятия Банковского акта 1979 г. в законодательных документах отсутствовало официальное определение термина «банк». В общем плане согласно существовавшему подходу под банком понималась организация, которая принимала вклады от организаций и граждан, предлагала чековые книжки своим клиентам с целью осуществления последними денежных расчетов, обеспечивала некоторые другие финансовые услуги своим клиентам, включая предоставление кредитов и операции с ценными бумагами. Любая организация, которая могла продемонстрировать наличие этих трех базисных элементов в своей деятельности, была вправе претендовать на отношение к себе как к банку. В 1979 г. с принятием нового закона о банках особое внимание было уделено определению термина «банк». Британское законодательство значительно упростило формулировку, указав на то, что под банком понимается любая компания, если она признается в качестве банка Банком Англии. Закон предусматривал и исключение, когда организация могла получить статус банка даже если она не отвечала всем вышеперечисленным требованиям. Речь идет о так называемых дисконтных (учетных) домах, которые представляют собой уникальное явление и характерны только для банковской системы Англии.

Закон 1979 г. предусматривал также другую категорию  организаций, которые могли считаться  банковскими учреждениями с ограниченными  функциями. Речь шла о так называемых лицензированных организациях, принимающих депозиты (ЛОПД). На практике, прежде чем получить статус банка, любая организация должна была пройти испытательный срок в качестве ЛОПД. Банк Англии, обладая правом предоставления статуса банка различным финансовым корпорациям, имеет право аннулировать этот статус у многочисленных уже действующих банков.

Новый Банковский акт 1987 г. не отменил полностью все положения акта 1979 г., а лишь дополнил и изменил некоторые из них. Согласно акту 1987 г. главным звеном банковской системы Великобритании является Банк Англии – центральный банк страны, созданный еще в 1694 г. в виде акционерной компании с ограниченной ответственностью. В середине XVIII в. он стал выполнять ряд функций центрального банка.

С принятием Банковского акта 1844 г. он официально получил статус центрального банка. С законодательной точки зрения единственным банком с правом эмиссии банкнот он стал только в 1921 г. после принятия парламентом страны соответствующего решения. В 1946 г. лейбористское правительство осуществило национализацию Банка Англии путем выкупа акций в обмен на 3-процентные облигации государственного займа по соотношению 1:4. Принятый в том же году Банковский акт наделил центральный банк Великобритании правом давать рекомендации коммерческим банкам и директивы, согласованные с министерством финансов. Кроме того, он получил право требовать от коммерческих банковских учреждений предоставления необходимой информации с целью проверки их деятельности. Хотя формально Банк Англии принадлежит правительству, сам он функционирует на коммерческой основе.

Второй  уровень банковской системы страны составляют клиринговые банки. Особенность  клиринговых банков заключается  в том, что все они активно  работают в системе зачетов платежных  документов и ценных бумаг, осуществляемых через Лондонскую расчетную палату.

Согласно  законодательству все расчеты между  обычными банками и другими финансовыми  организациями могут осуществляться только через клиринговые банки. Неординарное положение занимает Национальный сберегательный банк страны (НСБ). Этот банк, основанный в 1861 г., не похож на другие банковские учреждения. По своему правовому статусу НСБ является подразделением министерства национальных сбережений. Особый банковский статус характеризует деятельность еще двух крупнейших банков – Трастового сберегательного банка и Национального жиробанка (НЖ).

НЖ — квазигосударственное учреждение, услугами которого пользуются только государственные ведомства и местные органы власти при расчетах с населением. Можно утверждать, что наличие и особые функции клиринговых банков, так называемых торговых банков (которые больше занимаются посредничеством, консультированием и предоставлением рекомендаций по тем или иным финансовым вопросам), дисконтных домов (имеющих привилегию обращаться в Банк Англии за централизованными кредитами и работающих с привлеченными средствами коммерческих банков), а также организаций типа ЛОПД (их называют фринджбанками) делают британскую банковскую систему во многом уникальной и неповторимой.

 

Банк Англии

В активе баланса  Банковского департамента отражаются «Государственные обязательства» (куда входят казначейские векселя и государственные  облигации, которые не служат обеспечением выпуска банкнот), «Учетные векселя», «Ссуды».

В активе также  хранится резерв банкнот, полученных из Эмиссионного департамента, а также  разменных монет, купленных Банком Англии у казначейства.

Ключевая роль Банка Англии в кредитной системе  определяется прежде всего тем, что  он служит эмиссионно-кассовым центром  страны.

Банк монопольно осуществляет выпуск банкнот. Его обязательства (как в виде банкнот, так и в  форме депозитов других банков) являются денежной базой всей кредитной системы.

Любой банк рассматривает  депозиты в Банке Англии в качестве своего кассового резерва, так как  в случае необходимости он всегда может отозвать средства со счета  в Банке.

Сокращая  или расширяя объем своих обязательств, Банк Англии влияет на величину кассовых резервов банков и денежной массы  в обращении.

Банк  Англии – консультант правительства по вопросам денежно-кредитной политики и ее проводник. В послевоенный период он использовал практически все основные методы денежно-кредитной политики (как общие, так и селективные).

В 40-е гг. денежно-кредитная политика в соответствии с кейнсианскими  рецептами рассматривалась как  дополнение к финансовой и была нацелена главным образом на максимальное удешевление государственного долга: проводилась политика «дешевых»  денег, т.е. поддержания ссудного процента на низком уровне.

Банк  Англии не пользовался таким традиционным методом регулирования, как изменение  учетной ставки. Основными инструментами  денежно-кредитной политики служили  установление фиксированного отношения  кассовых резервов к депозитам банков и операции на открытом рынке.

В 50-60-е гг. денежно-кредитная политика осуществлялась на основе неокейнсианских концепций антициклического регулирования. Особенностями механизма денежно-кредитного контроля были частые изменения официальной учетной ставки, ужесточение или ослабление прямых ограничений банковских ссуд в зависимости от состояния экономической конъюнктуры, состояния платежного баланса, масштабов инфляции, а также использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижения цены государственного долга.

Банк Англии является банкиром всех других банков. Почти все банки страны имеют  счета в Банке Англии. Самые  важные из них — счета лондонских клиринговых банков, которые хранят существенную часть своих кассовых резервов в форме депозитов в  Банке Англии. Посредством записей  на этих счетах регулируются расчеты  банков друг с другом.

Банк Англии осуществляет кредитование банковской системы либо путем покупки у  банков долговых обязательств, либо через  механизм выдачи ссуд под обеспечение  государственными обязательствами.

В 1979 г. Закон  о банковской деятельности впервые  в истории Великобритании закрепил за Банком Англии уставные права и  обязанности по надзору за банковской системой.

До этого  регламентация деятельности кредитных  учреждений осуществлялась в порядке  «джентльменских соглашений» между  ними и Банком Англии и последний  опирался, скорее, на традиции, чем на правовые нормы.

Закон 1987 г. расширил права и обязанности Банка  Англии по надзору за банковской системой. В конце 1997 г. было объявлено о  передаче функций банковского надзора  Банком Англии вновь созданному контролирующему  органу.

Банк Англии является банком правительства. В нем  открыты счета правительства  и правительственных ведомств. Все  доходы Правительства поступают  на счет казначейства в Банке Англии, расходы покрываются с этого  счета. Важнейшей функцией Банка  Англии является управление государственным  долгом.

Хотя Банк Англии хранит в своем портфеле часть  государственных обязательств, большая  часть правительственных способностей в фондах удовлетворяется с помощью  рынка, т.е. смещения Банком от имени  казначейства государственных обязательств на рынке ссудных капиталов.

Текущие расходы  правительства финансируются путем  краткосрочного кредитования государства, главным инструментом которого являются казначейские векселя. Необходимость  в краткосрочном кредитовании государства  существует всегда.

Дело в том, что налоги (основной источник доходов  государства) поступают в бюджет неравномерно, главным образом в  конце финансового года. Поэтому  в остальные периоды расходы  правительства превышают его  доходы.

В условиях бюджетного дефицита выпуск краткосрочных векселей особенно возрос. Казначейские векселя  выпускаются Банком Англии от имени  казначейства еженедельно.

Размещение  новых выпусков казначейских векселей осуществляется частично через систему  торгов (by tender) между банками и  брокерами, частично по фиксированной  цене между публично-правовыми (т.е. правительственными) организациями, включающими  государственные и находящиеся  под контролем государства сберегательные банки, правительственные страховые  фонды, Эмиссионный департамент  Банка Англии и Уравнительный  валютный фонд.

Цена, по которой  векселя распределяются между государственными организациями, не публикуется.

Помимо казначейских векселей, инструментом краткосрочного кредитования служат краткосрочные  государственные облигации.

Краткосрочными  в Великобритании принято считать  облигации со сроком погашения до 5 лет.

Для удовлетворения долгосрочных финансовых потребностей государства выпускаются долгосрочные облигации (сроком более 15 лет).

Большая часть  нового выпуска таких облигаций  покупается Банком Англии, который  затем постепенно распродает их на открытом рынке. При этом основной объем  облигаций продается страховым  компаниям, инвестиционным и пенсионным фондам, банкам, минуя фондовую биржу.

Меньшая часть  облигаций реализуется через  фондовую биржу в основном среди  нефинансовых компаний. Обычно Банк Англии старается размещать новые облигации  на рынке постепенно с тем, чтобы  не вызвать резкого изменения  условий рынка.

Параллельно Банк занимается выкупом облигаций, срок погашения которых приближается. Банк Англии всегда готов купить у  держателей облигации, если срок их погашения  наступает не позднее, чем через  год.

При этом Банк может  скупать облигации или предлагать взамен более долгосрочные, т.е. осуществлять консолидацию государственного долга.

Банк Англии производит также выплату процентов  по облигациям, регистрацию облигаций  центрального правительства, национализированных  отраслей и некоторых местных  органов власти.

 

Коммерческие банки  в Англии

Среди активных операций депозитных банков преобладают  традиционные для коммерческих банков учетно-ссудные операции и вложения в ценные бумаги. Наиболее распространенной формой предоставления ссуд в Великобритании является оведрафт.

Традиционно депозитные банки специализировались на предоставлении краткосрочных ссуд на финансирование оборотного капитала в торговле. В  послевоенный период расширяется предоставление средне – и долгосрочных ссуд: от 2 до 7, а иногда до 20 лет. Удлинение  сроков кредитования прежде всего осуществляется с помощью продления овердрафта. Хотя формально овердрафт – это  ссуда до востребования, для крупных  клиентов банки продлевают его из года в год, превращая в средне — и даже долгосрочную ссуду.

Наряду  с удлинением сроков происходит расширение объектов кредитования депозитных банков. С 60-х гг. депозитные банки начали предоставлять средне- и долгосрочные ссуды для кредитования экспорта машин и оборудования. Такие ссуды  предоставляются непосредственно  иностранным импортерам, которые  благодаря этому получают возможность  оплаты английского экспорта. Кредитование осуществляется под государственные  гарантии. Осуществляя кредитование внешней торговли, депозитные банки  вторгаются в традиционную сферу  деятельности торговых банков.

Информация о работе Банковские системы стран мира. Их развитие