Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:08, курсовая работа
Целью работы является анализ развития интернет-банкинга как перспективного направления увеличения предложения банковских услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность понятия «интернет-банкинг» и его место в системе банковского обслуживания;
выявить основные факторы, влияющие на необходимость создания и развития интернет-банкинга;
осуществить анализ нормативно-правовой базы банковских услуг через Интернет;
Проанализировать состояние рынка услуг интернет-банкинга;
дать характеристику деятельности ОАО Сбербанк в этом направлении, на примере «Сбербанк ОнЛ@йн»;
выявить основные проблемы и перспективы дистанционного банковского обслуживания, основанного на услуге интернет-банкинг;
изучить развитие рынка в динамике с помощью исследований и аналитики.
Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы и правовое регулирование Интернет-банкинга 5
1.1 Сущность и понятие Интернет-банкинга. 5
1.2 Виды систем, классификация. 7
2. История развития Интернет-банкинга. Зарубежный опыт. 10
3. Нормативно-правовое регулирование реализации функций интернет-банкинга 13
ГЛАВА 2 Анализ состояния интернет-банкинга в России 15
2.1 Состояние рынка Интернет-банкинга 15
2.2 Рейтинг функциональности систем Интернет-Банкинга 19
2.3 Система Сбербанк ОнЛ@йн ОАО «Сбербанк России» 21
ГЛАВА 3 Проблемы и перспективы развития Интернет-банкинга в России 24
3.1 Проблемы развития и предложения по их решению 24
3.2 Перспективы развития Интернет-Банкинга в России 30
Заключение 32
Список используемых источников 35
Приложение 1 39
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
Кафедра Банковского Дела
Дисциплина "Банковское дело"
КУРСОВАЯ РАБОТА
Интернет-банкинг как
перспективное направление
банковских услуг
Выполнила: Аносенко Алина
Факультет: Финансовых, кредитных и
международных экономических отношений
Группа: 437
Дневная форма обучения
Проверила: Александрова
Нина Глебовна
Подпись:
Санкт-Петербург
2012
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы и правовое регулирование Интернет-банкинга 5
1.1 Сущность и понятие Интернет-банкинга. 5
1.2 Виды систем, классификация. 7
2. История развития Интернет-банкинга. Зарубежный опыт. 10
3. Нормативно-правовое регулирование реализации функций интернет-банкинга 13
ГЛАВА 2 Анализ состояния интернет-банкинга в России 15
2.1 Состояние рынка Интернет-банкинга 15
2.2 Рейтинг функциональности систем Интернет-Банкинга 19
2.3 Система Сбербанк ОнЛ@йн ОАО «Сбербанк России» 21
ГЛАВА 3 Проблемы и перспективы развития Интернет-банкинга в России 24
3.1 Проблемы развития и предложения по их решению 24
3.2 Перспективы развития Интернет-Банкинга в России 30
Заключение 32
Список используемых источников 35
Приложение 1 39
Рынок
электронных платежей развивается
достаточно высокими темпами. За последние
несколько лет он вырос в разы,
и это далеко не предел. Системы
дистанционного обслуживания клиентов
становятся более персонализированными.
У клиентов появляется возможность
самостоятельно настраивать параметры
интерфейса и функционала, чтобы
сконцентрироваться только на тех услугах,
в которых они лично
Универсальной средой, посредством которой возможно ускорить взаимодействие экономических субъектов, обеспечивая им требуемую безопасность, мобильность и комфорт, является глобальная компьютерная коммуникационная сеть Интернет. Количество пользователей Интернет увеличивается каждый день.
Создание всемирной паутины в 1990-х годах дало импульс для развития интернет-технологий и сделало Интернет-банкинг несомненным лидером среди систем удаленного управления счетом, значительно повысив эффективность банковских операций. Интернет-банкинг как разновидность дистанционного банковского обслуживания представляет наиболее прогрессивное направление развития банковского дела, и потому вызывает особый интерес. Он является одним из наиболее динамично и бурно развивающихся секторов рынка электронной коммерции.
Немаловажную роль играет снижение вероятности ошибки при обработке банковской информации и повышение уровня секретности. Качество указанной работы, зачастую, создает банку положение на рынке. Виртуальный банк может обслуживать клиента, находящегося в любой точке земного шара. В виртуальном пространстве практически исчезают специфические черты, отличающие банковские услуги от физических товаров. Меняется характер самих банковских услуг и факторов, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке. Перемены происходят и в характере спроса на банковские услуги: в социально-демографическом составе потребителей, их покупательском поведении, интенсивности потребления банковских продуктов и предъявляемых к ним требованиях.
С учетом изложенной выше информации, обуславливается актуальность выбранной темы настоящей курсовой работы, которая носит исследовательский характер.
Целью работы является анализ развития интернет-банкинга как перспективного направления увеличения предложения банковских услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В качестве объекта исследования работы выступает рынок использования Интернет-банкинга в России. Предметом исследования являются электронные банковские услуги, на примере Интернет-банкинга.
В ходе работы были использованы научная литература, статистические данные, учебные пособия и электронные ресурсы.
Курсовая работа
состоит из введения, трех глав, заключения,
списка литературы и приложений.
Среди систем Интернет-банкинга четко выделяются два сегмента: «стандартные», со скромными возможностями, ориентированные в первую очередь на разгрузку офисов банка от очередей, и «передовые», которые за счет более широкого функционала привлекают наиболее активных пользователей.
Итак, дистанционное банковское обслуживание (ДБО) — общий термин для технологий предоставления банковских услуг на основании распоряжений, передаваемых клиентом удаленным образом (то есть без его визита в банк), чаще всего с использованием компьютерных и телефонных сетей. Для описания технологий ДБО используются различные в ряде случаев пересекающиеся по значению термины: Клиент-Банк, Банк-Клиент, Интернет-Банк, Система ДБО, Электронный банк, Интернет-Банкинг, on-line banking, remote banking, direct banking, home banking, internet banking, PC banking, phone banking, mobile-banking, WAP-banking, SMS-banking, GSM-banking, TV-banking.
Интернет-банкинг — это общее название технологий дистанционного банковского обслуживания (ДБО), при котором доступ к счетам и операциям (по ним) предоставляется в любое время и с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет. Другими словами, Интернет-банкинг – это возможность совершать все стандартные операции, которые могут быть осуществлены клиентом в офисе банка (за исключением операций с наличными), через Интернет. Для выполнения операций используется браузер, то есть отсутствует необходимость установки клиентской части программного обеспечения системы.
Интернет-банкинг организован по системе Клиент-Банк, с использованием технологии тонкого клиента. Системы Интернет-банкинга, как правило, включают в себя полный набор банковских услуг, предоставляемых клиентам – физическим лицам в обычных офисах кредитных организаций (за исключением, естественно, операций и сделок с наличными денежными средствами). Конкретнее, система интернет-банкинг позволяет выполнить следующие операции:
• получить информацию о доступном остатке денежных средств на карте;
• получить информацию о движении денежных средств (выписку) по депозитам, текущим счетам и карт-счетам клиента;
• оплатить коммунальные услуги, электроэнергию, мобильную и стационарную телефонную связь, услуги кабельного телевидения, Интернет-провайдеров и др.;
• погасить задолженность по кредитам, выданных данным банком;
• оформить/отменить подписку на услугу «SMS-банкинг»;
• оформить/отменить подписку на услугу «SMS-оповещение»;
• произвести блокировку/разблокировку карточки;
• поменять пароль доступа к системе Интернет-банкинг.
Важным свойством безопасности Интернет-банкинга является подтверждение транзакций с помощью одноразовых паролей (см. рисунок 1). Хотя теоретическая возможность подмены сервера всё же остаётся, однако осуществление подобного мошенничества довольно проблематично (особенно если использовать SSL соединение с сертификатом, подписанным третьей стороной).
Рисунок 1 Способы идентификации пользователя
Технологии ДБО можно классифицировать по типам информационных систем (программно-аппаратных средств), используемых для осуществления банковских операций:
Рисунок 2 - классификационная схема разновидностей электронного банкинга
Системы «Клиент-Банк» (PC-banking, remote banking, direct banking, home banking)
Системы,
доступ к которым осуществляется
через персональный компьютер. Банк
при этом предоставляет клиенту
техническую и методическую поддержку
при установке системы, начальное
обучение персонала клиента, обновление
программного обеспечения и сопровождение
клиента в процессе дальнейшей работы.
Системы «Клиент-Банк»
Классический тип системы Банк-Клиент. На рабочей станции пользователя устанавливается отдельная программа-клиент. Программа-клиент хранит на компьютере все свои данные, как правило, это платёжные документы и выписки по счетам. Программа-клиент может соединяться с банком по различным каналам связи. Наиболее часто для соединения с банком используется Dial-Up соединение через модем или прямое соединение с Интернетом.
Пользователь
входит в систему через Интернет
браузер. Система Интернет-Клиент размещается
на сайте банка. Все данные пользователя
(платёжные документы и
Системы «Телефон-Банк» (Телефонный банкинг (phone-banking), телебанкинг, Телефон-Клиент, SMS-banking)
Как правило, системы Телефон-Банк имеют ограниченный набор функций по сравнению с системами "Клиент-Банк":
Передача информации от клиента в банк может производиться различными способами в зависимости от реализации системы:
• Общение клиента с оператором телефонного обслуживания (Call Center);
• С использованием кнопочного телефона (Touch Tone Telephone) и голосового меню (средств компьютеризованной телефонной связи (технологии IVR (Interactive Voice Response)), Speech to Text, Text to Speech);
• Посредством передачи SMS сообщений (SMS-banking).
Обслуживание с использованием банкоматов (ATM-banking) и устройств банковского самообслуживания
Технологии ДБО с использованием устройств банковского самообслуживания являются одними из наиболее популярных в мире и в России. Можно выделить несколько видов ДБО по типу используемых устройств:
• ДБО с использованием банкоматов (ATM-banking) — основаны на программном обеспечении, установленном на банкоматах банка;
• ДБО с использованием платежных терминалов;
• ДБО с использованием информационных киосков.
Аналитика
В августе 2012 г. исследовательская группа CNews Analytics подвела итоги ежегодного исследования российского рынка систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО).
Исследование
показало, что 98% банков топ-50 и 93,9% банков
топ-100 используют системы ДБО юридических
лиц. Самой распространенной системой
ДБО юридических лиц является
«интернет-клиент» – она
Системы ДБО физических лиц используются в 82,8% банков топ-100. Наибольшую популярность получила система типа «интернет-банк», которая внедрена у 79,8% банков топ-100 против 75,8% в 2011 г. Заметно выросла популярность решений для мобильного банкинга, которые в 2012 г. используются в 54,1% банков топ-100 против 34% годом ранее. Только 14,3% банков топ-100 в 2012 г. предлагают физическим лицам услуги телефон-банка.1
Управление
банковскими счетами через
На
Западе использование банками
Информация о работе Интернет-банкинг как перспективное направление развития банковских услуг