Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:08, курсовая работа
Целью работы является анализ развития интернет-банкинга как перспективного направления увеличения предложения банковских услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность понятия «интернет-банкинг» и его место в системе банковского обслуживания;
выявить основные факторы, влияющие на необходимость создания и развития интернет-банкинга;
осуществить анализ нормативно-правовой базы банковских услуг через Интернет;
Проанализировать состояние рынка услуг интернет-банкинга;
дать характеристику деятельности ОАО Сбербанк в этом направлении, на примере «Сбербанк ОнЛ@йн»;
выявить основные проблемы и перспективы дистанционного банковского обслуживания, основанного на услуге интернет-банкинг;
изучить развитие рынка в динамике с помощью исследований и аналитики.
Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы и правовое регулирование Интернет-банкинга 5
1.1 Сущность и понятие Интернет-банкинга. 5
1.2 Виды систем, классификация. 7
2. История развития Интернет-банкинга. Зарубежный опыт. 10
3. Нормативно-правовое регулирование реализации функций интернет-банкинга 13
ГЛАВА 2 Анализ состояния интернет-банкинга в России 15
2.1 Состояние рынка Интернет-банкинга 15
2.2 Рейтинг функциональности систем Интернет-Банкинга 19
2.3 Система Сбербанк ОнЛ@йн ОАО «Сбербанк России» 21
ГЛАВА 3 Проблемы и перспективы развития Интернет-банкинга в России 24
3.1 Проблемы развития и предложения по их решению 24
3.2 Перспективы развития Интернет-Банкинга в России 30
Заключение 32
Список используемых источников 35
Приложение 1 39
Поэтому, среди причин тормозящих развитие Интернет-банкинга в России специалисты называют низкий уровень подготовленности пользователей - сотрудников российских компаний. Очень трудно, например, найти юриста, который является к тому же знатоком электронных коммуникаций, да и стоить он будет недешево. То же самое относится к профессионалам сетевой безопасности.
По мере проникновения Сети в повседневную жизнь постепенно появятся смежные профессии, необходимые для деятельности в сфере Интернет-банкинга.
Другие проблемы
Уход банка в виртуальный бизнес сопряжен с рядом других трудностей. Проведение онлайновых операций требует наличие мощной внутренней информационной системы. К тому же, требуется немедленное осуществление операций, инициированных клиентом, а при увеличении скорости производимых клиентами операций, являющимся одним из наиболее значительных положительных моментов использования системы Интернет-банкинга, это создает немалые трудности, причем далеко не только технического характера. Например, обналичивание крупной суммы средств приводит к дисбалансу средств в банке, и без скоординированных действий банк не сможет их быстро аккумулировать.
Еще одной немаловажной проблемой сдерживающей развитие данного рынка является отсутствие у потребителей информации об Интернет-банкиге. Как ни парадоксально, но в настоящее время мало кто знаком с таким видом услуги. После установки системы Интернет-банкинга, банки не проводят никаких мероприятий по продвижению новой услуги, не закрепляют за интернет-сервисами специальных бизнес-менеджеров проектов, и в результате такие проекты чаще всего курируют службы интернет-технологий, не ориентированные на клиента.
Помимо всех вышеперечисленных проблем банки отмечают слабую информационную инфраструктуру в ряде регионов, невысокое качество систем электронной связи, поэтому пользователи часто остаются не удовлетворенными качеством линий передачи данных.
Как часто бывает, недостатком являются и его достоинства: клиентам недостает личного общения с банковскими работниками, возможности индивидуального подхода. Это все не очень сильно влияет на популярность таких технологий, хотя и должно приниматься в расчет при их развитии.
Для дальнейшего существования и развития Интернет-банкинга эти проблемы необходимо разрешить. Банк России, как орган банковского надзора ориентируется на выработку рекомендаций для кредитных организаций, которые должны способствовать организации надежного и эффективного интернет-обслуживания с учетом существующих проблем. То есть таким образом, чтобы подверженность банков и их клиентов неизбежным рискам оказалась минимальной.8
Очевидно,
что все эти проблемы ЦБ решить
не в состоянии, прежде всего потому,
что для этого требуется
Но, не смотря на все проблемы рынка дистанционного банковского обслуживания, основанного на предоставлении Интернет-банкинга, он все же развивается, причем большими темпами. Судя по динамике наблюдаемых процессов, перспективы интернет-банкинга вполне благоприятные, хотя сегодня они не могут быть очень четко обрисованы.
Аналитика
Основная задача российских банков — это качественное клиентское обслуживание. Завоевание клиентской базы в настоящее время банки связывают с внедрением и развитием новых современных услуг и банковских продуктов, в частности, онлайнового обслуживания.
Согласно инициативному всероссийскому опросу НАФИ (Национальное Агентство Финансовых Исследований) и Стратегического клуба в августе 2012 г., лишь пятая часть россиян, имеющих банковский счет, пользуются Интернет-банкингом. При этом почти половина из них (46%) считают, что осуществление платежей через данный или другой дистанционный сервис небезопасно. Среди потенциальных пользователей больше жителей двух столиц в возрасте от 25 до 44 лет.
В процессе опроса, были заданы такие вопросы, как: «Есть ли у вас счет в банке? И если да, то пользуетесь ли Вы интернет-банкингом (доступом к вашим банковским счетам через интернет)?» Большинство имеющих опыт работы с Интернет-банком, планируют продолжить им пользоваться и в дальнейшем. Еще 7% опрошенных собираются начать осваивать данный сервис в ближайшем будущем.
Наиболее распространенные причины отказа от данного сервиса:
*Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%, в процентах от опрошенных.
Стоит отметить, что неумение более свойственно старшему поколению, а проблема недоверия более актуальна для банковских клиентов в возрасте от 25 до 34 лет. Что касается мнения пользователей Интернет-банкинга в отношении безопасности его использования, почти половина опрошенных (46%) считает, что сервис скорее или совсем небезопасный в плане сохранности денежных средств. Сторонников обратной точки зрения, то есть уверенных в безопасности и надежности Интернет-банкинга, чуть меньше - 38%. Еще 17% не смогли определиться, насколько безопасен данный банковский и другие дистанционные сервисы.9
Преимущества использования
Ниже приведены основные преимущества использования Интернет-банкинга для клиентов:
Нет необходимости обладать какими-либо особенными знаниями или навыками, чтобы управлять своими счетами через Интернет;
Взаиморасчеты
между клиентом и банком проводятся
в режиме реального времени. Вы можете
отслеживать все этапы
Простота
процедуры подключения к
Защита передаваемой информации от несанкционированного доступа обеспечивается шифрованием с использованием протокола SSL международного формата криптографии. Контактирующие стороны используют электронные цифровые подписи (ЭЦП); Система идентификации гарантирует подтверждение подлинности сторон, проводящих операцию.
Все этапы электронного документооборота подтверждаются документально (отчеты о проведенных операциях, выписки по счетам, квитанции, подтверждающие платежи и иные документы). Электронные документы, заверенные ЭЦП сторон, обладают юридической силой наравне с бумажными документами, заверенными подписями сторон и печатью.
Перспективы развития Интернет-Банкинга
Развитие Интернет-банкинга сейчас достаточно перспективно. Все большее количество банков начинают внедрять системы, которые позволяют им взаимодействовать с клиентами через Интернет. Так, по мнению специалистов, около половины всех клиентов банков, внедривших подобные системы, могут в дальнейшем использовать глобальную мировую сеть Интернет для взаимодействия с банками.
Есть
все основания предполагать, что
рынок будет развиваться
Самые смелые аналитики уже сейчас сходятся во мнении, что Интернет-банкинг можно рассматривать как самое полезное изобретение со времен появления телефона. В любом случае, каждый из нас может уже сейчас оценить возможности Интернет-банкинга.
По итогам 2011 года, в Российской Федерации количество пользователей систем Интернет-банкинга превысило отметку в 8млн. человек, что составляет 4,2% населения. Для сравнения, показатель 2010 года – 2,3%, т.е. прирост числа пользователей за год составил свыше 45%.10
По данным Банка России, количество счетов физических и юридических лиц в банках РФ с доступом через Интернет в 2011 году увеличилось на 75% до 16,6 млн. счетов. При том их доля в общем количестве счетов составила 24%. В динамике видно как возрастает количество пользователей Интернет-банкинга. Если сравнивать с 2008 годом, то их число увеличилось в 3,3 раза.11
Если говорить о физических лицах, то рынок Интернет-банкинга в России пока трудно назвать большим. Не считая "просвещенной части населения" - банковских служащих, для которых эта услуга не только удобна, но и понятна, - этот рынок оценивается в несколько десятков тысяч человек. Что же касается юридических лиц, то, как правило, они получают услуги Интернет-банкинга в пакете с другими банковскими услугами, и здесь цифры уже на порядок выше.
Несмотря на то, что многочисленные проекты развития электронных услуг в России пока так и не увенчались ощутимым успехом, я оцениваю перспективы Интернет-банкинга оптимистично. Все больше и больше людей получают необходимые финансово-технические знания, позволяющие пользоваться современными "продвинутыми" банковскими услугами. Растет и число пользователей пластиковых карт, для которых операции с безналичными деньгами повседневны и привычны. Наконец, осуществление целого ряда операций через Интернет-банкинг становится более выгодным для клиента с точки зрения денежных и временных затрат. Эти и другие факторы не могут не привести к возрастанию количества пользователей Интернет-банкинга.
Описав сегодняшнюю картину развития Интернет-банкинга, можно попытаться ответить на вопрос - какой Интернет-банкинг нужен клиентам. В сервис услуг, предлагаемых системами Интернет-банкинга российских банков, на мой взгляд, должны входить следующие требования:
– удобство пользования системой (пользовательский интерфейс);
– обеспечение безопасности хранения и передачи финансовой информации;
– функциональные возможности (доступные, понятные, нужные клиентам операции).
Именно эти три фактора играют главную роль при выборе клиентом системы того или иного банка. Важность этих характеристик подтверждается результатами многочисленных опросов пользователей, детальным анализом специалистов, разрабатывающих системы интернет-банкинга, которые я использовала при написании данной работы. Чем шире функциональные возможности системы Интернет-банкинга, т.е. чем больше услуг доступны клиентам банка через Интернет, тем более полноценной и востребованной является такая система.
Итак, делая выводы, можно сказать, что на данный момент существует ряд проблем, связанных с внедрением интернет-банкинга, технического и юридического характера (например, неудовлетворительная реализация закона об электронной цифровой подписи), низкий уровень подготовки специалистов. Кроме этого недоверие населения к банковской системе в целом, недостаточная безопасность транзакций через Интернет, низкий уровне компьютеризации населения и оснащения доступа в Интернет, плачевное состояние телекоммуникаций и многое другое.
Таким образом, внедрение Интернет-банкинга уже не дань моде - это одно из важных условий в конкурентной борьбе за клиента. Если сегодня банк еще может обходиться без Интернет-банкинга, то завтра он может не только не привлечь новых клиентов, но и потерять имеющихся. А все потому, что предложение услуг Интернет-банкинга становится для банка реальным конкурентным преимуществом, которое при прочих равных условиях может иметь решающее значение.
Интернет-банкинг
является более эффективным способом
управления своими ресурсами не только
для клиентов, но и бес сомнения
для самих банков, предоставляющих
такие услуги. Банкирам общаться с
клиентами посредством
Преимущества
использования современных
Информация о работе Интернет-банкинг как перспективное направление развития банковских услуг