Ипотечный кредит как инструмент решения государственной жилищной проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:14, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является теоретическое изучение основ ипотечного кредитования.
Задачами курсовой работы являются:
изучение понятий и сущности ипотечного кредитования;
рассмотрение нормативно-правовой базы ипотеки;
рассмотреть основные проблемы ипотечного кредитования в России;
определить основные инструменты решения жилищной проблемы;
рассмотреть систему мероприятий, направленных на развитие ипотечного кредитования;
обозначит основные пути создания эффективного ипотечного инструмента.

Содержание

Введение…………………………………………..………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические и методологические основы………………………………………..……5
Понятие, сущность ипотечного кредитования………………………………………..………5
Существующие модели развития ипотечного кредитования……………………………….11
Нормативно-правовая база ипотеки……………………………………….………………….17
Глава 2. Экономический анализ практики жилищной ипотеки в РФ…………………….……..20
2.1 Проблемы, препятствующие развитию рынка ипотеки……………………………….……..20
2.2 Оценка государственной программы реализации жилищного ипотечного кредитования...22
Глава 3. Основные инструменты решения жилищной проблемы……………………………….28
3.1 Система мероприятий разработанных на уровне РФ, направленных на развитие ипотечного кредитования……………………………………………………………………………………..….28
3.2 Пути создания эффективного ипотечного инструмента…………….………………………..32
Заключение ………………………………………………………………….……………………....38
Список литературы………………………………………………………….………………………40

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 83.91 Кб (Скачать документ)
  1. Со стороны банков на первичном рынке ипотечного кредитования существуют следующие основные программы ипотечного кредитования.
  • Программы Собинбанка, Инвестсбербанка, Раффайзенбанка и др. банков в Москве, в соответствии с которыми осуществляется кредитование сторонних заемщиков в иностранной валюте. Ставки по кредитам колеблются от 10 до 18% годовых при сроке кредитования от трех до десяти лет. Рублевые кредиты выдаются сбербанком под ставку до 23% годовых сроком до 15 лет. Однако такие кредиты нельзя отнести строго к ипотечным, поскольку они выдаются, как правило на потребительские нужды, но под залог недвижимости.
  • Корпоративные ипотечные программы отдельных банков, ориентированные на выдачу ипотечных кредитов под рыночные ставки для своих сотрудников и сотрудников холдингов, в которые входят эти банки. Ставки по таким кредитам колеблются от 18 до 25% годовых в руб. и от 12 до 14% в иностранной валюте при сроке кредитования до 20 лет. В число таких банков входят Газпромбанк (Газпром), Доверительный и Инвестиционный банк (ЮКОС) и др. Объем портфелей ипотечных кредитов в крупных банках может достигать 5 млн.долл., однако число таких банков незначительно, а процесс кредитования зачастую базируется не на требованиях закона, а на административных рычагах, что не позволяет отнести их программы к чисто рыночным ипотечным программам кредитования физических лиц.
  • Специальные ипотечные программы по выдаче кредитов. К ним можно отнести программы: МИА – Московского ипотечного агентства, прекратившего выкупать кредиты у банков после 2000 г.; «Дельта-кредит», кредитование по которой осуществляется в валюте. Ставки по таким кредитам составляют от 15 % годовых (кредитование приобретения жилья на вторичном рынке) до 21% (кредитование приобретения жилья на этапе строительства) при сроке кредитования до 10 лет. [7].

 

 

 

 

Глава 3. Основные инструменты решения жилищной проблемы

 

3.1 Система  мероприятий разработанных на уровне РФ, направленных на развитие ипотечного кредитования

Формирование  системы ипотечного жилищного кредитования является одним из приоритетных направлений  государственной жилищной политики.

Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, определяет место и роль ипотечного жилищного  кредитования в жилищном финансировании, а также стратегию государства  в становлении и развитии данной сферы.

Современная государственная жилищная политика должна наряду с прежней ориентацией  на нужды социально не защищенных групп населения сделать новый  акцент на решении жилищных проблем  основной части работающего населения, располагающего средними доходами, накоплениями и имеющими жилье в собственности  в результате бесплатной приватизации. Основным способом решения жилищной проблемы для этой части населения  является долгосрочное ипотечное жилищное кредитование.

Основная  задача государства в становлении  системы ипотечного жилищного кредитования предполагается в создании законодательной  базы и нормативном регулировании  процесса с целью снижения финансовых рисков участников и повышения доступности  жилья для граждан.

Государственное бюджетное финансирование будет  направлено на непосредственную поддержку  граждан, уровень доходов которых  не позволяет им самостоятельно улучшить свои жилищные условия, в форме предоставления им целевых адресных безвозмездных  субсидий на приобретение жилья.

В условиях резкого сокращения бюджетных расходов в жилищном секторе государство  сосредоточило внимание в основном на проблемах отдельных категорий  и групп населения, которые не в состоянии самостоятельно решить свои жилищные проблемы. Основная же часть  населения, имеющая относительно стабильные доходы и желающая приобрести жилье  в собственность, оказалась не в  состоянии это сделать из-за отсутствия достаточных накоплений и долгосрочных кредитов.

Определяя основные направления и подходы к созданию эффективного рыночного механизма  жилищного финансирования, позволяющего обеспечить комплексное решение  жилищной проблемы, необходимо выделить следующие основные взаимосвязанные  блоки:

  • долгосрочное ипотечное жилищное кредитование населения;
  • кредитование жилищного строительства;
  • государственная бюджетная поддержка приобретения жилья населением (система целевых адресных субсидий).

Долгосрочное  ипотечное жилищное кредитование населения.

Концепция предполагает создание целостной системы ипотечного жилищного кредитования, которая  включает в себя предоставление долгосрочных жилищных ипотечных кредитов коммерческими  банками и иными кредиторами  гражданам - заемщикам, а также механизм обеспечения кредиторов необходимыми долгосрочными ресурсами для  кредитования.

Обеспечение финансовыми ресурсами долгосрочных кредитов для населения возможно как за счет средств, привлекаемых кредиторами  самостоятельно на первичном рынке (одноуровневая система ипотечного жилищного кредитования), так и  за счет средств, привлекаемых на вторичном  рынке через специализированных операторов (двухуровневая система  ипотечного жилищного кредитования).

Ключевыми условиями  для привлечения кредитных ресурсов в сферу долгосрочного ипотечного жилищного кредитования являются создание в стране благоприятной экономико - политической обстановки, разработка необходимой законодательно - нормативной  базы и повышение уровня благосостояния населения. Один из центральных вопросов - стандартизация процедур выдачи и  обслуживания ипотечных кредитов, правил оценки платежеспособности заемщиков, а также финансовых инструментов для привлечения средств.

Кредитование  жилищного строительства. В рамках этого важнейшего блока в системе  жилищного финансирования предлагается стимулировать инвестиции в строительство  на основе предоставления застройщикам банковских кредитов на строительство  жилья (строительных кредитов). Эти  кредиты выдаются банком - кредитором частями на оплату выполненных строительно - монтажных работ при строгом  контроле за ходом строительства, сроками  и качеством работ. Застройщики - получатели кредитов имеют возможность  погашать полученные кредиты в соответствии с графиком их погашения после  завершения строительства и реализации объекта.

Данный механизм эффективно сопрягается с ипотечным  кредитованием физических лиц - покупателей  жилья в построенных таким  способом домах: получаемые ипотечные  кредиты и собственные средства граждан используются для оплаты жилья, а владельцы продаваемого жилья (застройщики) получают возможность  погасить ранее полученный строительный кредит.

Одним из ключевых требований создаваемой системы  долгосрочного жилищного ипотечного кредитования является обеспечение  доступности ипотечных кредитов для населения не только с высокими, но прежде всего со средними доходами. При этом система ипотечного кредитования должна носить рыночный, а не дотационный характер, быть полностью прозрачной и понятной всем участникам процесса ипотечного кредитования.

Государственная поддержка граждан, желающих получить ипотечные кредиты на стандартных  банковских условиях, но не располагающих  достаточными доходами, может быть организована через систему предоставления безвозмездных субсидий для оплаты первоначального взноса при получении  ипотечного кредита (например, через  государственные жилищные сертификаты), что сократит необходимый размер кредита. Такая система финансирования приобретения жилья гражданами с  помощью государства, при которой  на долю собственных средств граждан  в стоимости квартиры приходилось  бы 30 процентов, на долю государственной  субсидии (в зависимости от категории  населения) в среднем - 20 - 50 процентов  и оставшаяся часть - на ипотечный  кредит, повысит доступность ипотечных  кредитов для граждан и будет  стимулировать платежеспособный спрос  на жилье.

Указанные субсидии предоставляются в соответствии с бюджетными возможностями в  размере от 5 до 70 процентов рыночной стоимости жилья по социальной норме  в зависимости от категории граждан, уровня дохода и времени ожидания после постановки на учет по улучшению  жилищных условий. Для определенных законодательством категорий граждан (в том числе молодых семей, работников бюджетной сферы, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, граждан, уволенных и увольняемых  с военной службы, и др.) субсидии могут предоставляться в большем  объеме в соответствии с установленным  порядком. Субсидии могут предоставляться  за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и  средств предприятий.

При формировании стратегии создания системы долгосрочного  ипотечного жилищного кредитования следует учитывать следующие  аспекты:

  • ориентация ипотечного кредитования в настоящее время в первую очередь на те категории населения, которые нуждаются в небольшом ипотечном кредите. Это позволит при ограниченных ресурсах обеспечить кредитами большее число заемщиков. Доля населения, нуждающегося в небольших ипотечных кредитах, значительна и, по расчетам, составляет не менее трети желающих улучшить свои жилищные условия;
  • возможность оплаты части нового жилья за счет продажи уже имеющегося в собственности жилья. Поскольку при малом объеме кредита заемщику требуется иметь значительные собственные средства, то для тех граждан, у которых нет достаточных собственных сбережений в денежной форме, это ограничение преодолевается путем оплаты ими части нового жилья за счет продажи старого;
  • предоставление государственных субсидий заемщикам при приобретении жилья с помощью ипотечного кредита. Граждане, получающие в установленном порядке субсидии на приобретение жилья, могут использовать их для оплаты части стоимости жилья в дополнение к собственным средствам и ипотечному кредиту.

Долевое строительство  и продажа жилья в рассрочку.

Инициатива  использования этих вариантов привлечения  средств населения принадлежит  застройщикам. В условиях снижения платежеспособного спроса на жилье  и ограниченности банковского кредитования застройщики, решая проблемы обеспечения  ликвидности построенного жилья  и собственного выживания, стали  самостоятельно напрямую привлекать денежные ресурсы населения на условиях долевого участия в строительстве или  путем продажи в рассрочку  уже готового жилья. Рассрочка предоставляется  в среднем на 1 - 2 года на сумму  от 30 до 50 процентов стоимости жилья.

В данной схеме  существует реальная возможность неоправданного затягивания возведения жилья, что  позволяет строителям фактически бесплатно  пользоваться привлеченными средствами граждан. Существует также риск незавершения строительства или удорожания жилья  в ходе строительства. В случае предоставления рассрочки право собственности  на жилье переходит к покупателю лишь после полной его оплаты.

Система жилищных сберегательных программ.

Смысл программы  жилищных сбережений заключается в  следующем:

  • гражданин заключает с банком договор, в соответствии с которым он берет на себя обязательства за определенный срок (свыше 1 года) накопить определенную сумму денег, которая явится первоначальным взносом при получении ипотечного кредита;
  • банк берет на себя обязательства предоставить клиенту ипотечный кредит на приобретение жилья в случае выполнения им условий накопления и соответствия требованиям банка при выдаче ипотечных кредитов.

Учитывая  преимущества жилищных вкладов и  их благоприятную роль в деле формирования аналогов кредитных историй, банки  проявляют значительный интерес  к жилищным сберегательным программам и начинают рассматривать их как  неотъемлемый элемент своей кредитной  деятельности.

Столкнувшись  с падением платежеспособного спроса на жилье, застройщики стали реализовывать  схемы привлечения в строительство  жилья средств населения через  систему стройсбережений или  ссудосберегательных касс (г. Москва и др.). Суть системы заключается  в следующем: потенциальный покупатель жилья в течение определенного срока (от 1 года до 2 - 3 лет) должен накопить на специальном сберегательном счете до 50 процентов стоимости квартиры. Далее он приобретает готовое жилье, а остальные 50 процентов стоимости квартиры оплачивает в рассрочку в течение 2 - 5 лет. Квартира оформляется в собственность заемщика только после полной оплаты жилья.

Такие схемы  непосредственно связаны с определенными  строящимися жилыми объектами и  в силу этого носят локальный  характер. Следует отметить, что  они осуществляются организациями, не имеющими банковской лицензии, в  результате отсутствует контроль за схемой сбережений и кредитования населения  со стороны Центрального банка Российской Федерации, поэтому возрастает риск нецелевого и неэффективного использования  собранных с населения средств.

При данных схемах существует вероятность затягивания  срока строительства и сдачи  дома в эксплуатацию, что делает их более дорогими и рискованными для населения, так как для  них характерны все риски, связанные  с финансированием строительства.

Для эффективного функционирования накопительных систем необходимо принятие соответствующих  законодательных актов, защищающих права граждан, которые накапливают  средства на покупку жилья либо выступают  фактическими соинвесторами строительства.

 

 

3.2 Пути создания  эффективного ипотечного инструмента

Ипотечное кредитование жилья, несмотря ни на что - один из самых  проверенных в мировой практике и надежных способов привлечения  внебюджетных инвестиций в жилищную сферу. Именно ипотека позволяет  согласовать интересы населения  в улучшении жилищных условий, коммерческих банков - в эффективной и прибыльной работе, строительного комплекса - в  ритмичной загрузке производства и, конечно же, государства, заинтересованного  в общем экономическом росте, которому будет способствовать широкое  распространение ипотечного кредитования населения.

Информация о работе Ипотечный кредит как инструмент решения государственной жилищной проблемы