Ипотечный кредит как инструмент решения государственной жилищной проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:14, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является теоретическое изучение основ ипотечного кредитования.
Задачами курсовой работы являются:
изучение понятий и сущности ипотечного кредитования;
рассмотрение нормативно-правовой базы ипотеки;
рассмотреть основные проблемы ипотечного кредитования в России;
определить основные инструменты решения жилищной проблемы;
рассмотреть систему мероприятий, направленных на развитие ипотечного кредитования;
обозначит основные пути создания эффективного ипотечного инструмента.

Содержание

Введение…………………………………………..………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические и методологические основы………………………………………..……5
Понятие, сущность ипотечного кредитования………………………………………..………5
Существующие модели развития ипотечного кредитования……………………………….11
Нормативно-правовая база ипотеки……………………………………….………………….17
Глава 2. Экономический анализ практики жилищной ипотеки в РФ…………………….……..20
2.1 Проблемы, препятствующие развитию рынка ипотеки……………………………….……..20
2.2 Оценка государственной программы реализации жилищного ипотечного кредитования...22
Глава 3. Основные инструменты решения жилищной проблемы……………………………….28
3.1 Система мероприятий разработанных на уровне РФ, направленных на развитие ипотечного кредитования……………………………………………………………………………………..….28
3.2 Пути создания эффективного ипотечного инструмента…………….………………………..32
Заключение ………………………………………………………………….……………………....38
Список литературы………………………………………………………….………………………40

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 83.91 Кб (Скачать документ)

Для развития долгосрочного ипотечного кредитования в стране уже создана некоторая  нормативная база, что уже само по себе дает надежду на активное развитие ипотеки в нашей стране.

Проблема  формирования и развития рынка недвижимости и применения такой формы финансирования инвестиций в недвижимость, как ипотечное  кредитование, - одна из актуальных в  современных условиях.

Жилищное  кредитование должно стать долгосрочным и доступным для граждан. А  чтобы рост спроса на жилье не привел только к скачку цен, следует обеспечить конкурентные условия для жилищного  строительства.

Необходимы  действия, которые повлекут существенные изменения в сложившейся ситуации[5].

Во-первых, нужны  финансовые механизмы, позволяющие  улучшать жилищные условия не только за счет сбережений и текущих заработков, но и за счет будущих доходов людей, а, во-вторых, ясные правовые условия  для развития долгосрочного жилищного  кредитования как граждан, так и  профессиональных застройщиков.

Ипотека должна стать доступным способом решения  проблем для людей со средними доходами. Разумеется, нужны и другие формы финансирования, такие как  участие граждан в долевом  строительстве и жилищно-накопительных  программах. И на решение всех этих задач должны эффективно работать государственная  система регистрации прав на недвижимость, бюро кредитных историй, развитый рынок  ипотечных ценных бумаг. 
Принципиальный вопрос - гарантии права собственности добросовестных приобретателей жилья. Сделки на его рынке должны проходить только по прозрачным, понятным людям и, что немаловажно, недорогим процедурам. Сейчас, несмотря на многочисленные сложности, связанные с ипотекой, на относительную молодость такой формы залога в России, для многих граждан ипотечный кредит - единственно возможный способ быстрого решения жилищного вопроса. Ведь этот вид кредита дает возможность сразу переехать в новую квартиру, а не ждать погашения всей суммы долга, ютясь в старом или арендуемом жилье[5].

Доступность ипотечного кредита для конкретного  домохозяйства определяется в первую очередь доходами, процентными ставками по ипотечным кредитам и сроком кредита. Процентные ставки по кредитам прежде всего зависят от уровня инфляции. Эти основные факторы - доходы населения  и уровень инфляции - являются внешними по отношению к собственно системе  ипотечного жилищного кредитования. Другими характеристиками ипотечного кредита, определяющими его доступность, являются величина первоначального  взноса и структура платежей.

В целях повышения  доступности ипотечных кредитов для населения страны необходимо:

  • реализовать ряд мер, направленных на удлинение возможных сроков ипотечного кредитования, что позволит снизить размер подлежащих выплате по кредиту периодических платежей;
  • создать условия для снижения процентных ставок в системе ипотечного кредитования за счет управления рисками;
  • развивать механизмы, позволяющие населению осуществлять накопление первоначальных взносов, необходимых для получения ипотечных кредитов;
  • развивать новые ипотечные продукты, в том числе предполагающие различные графики погашения основного долга и процентов (например, инструменты с растущими платежами), для охвата в качестве потенциальных заемщиков по ипотечным кредитам отдельных категорий граждан, статус которых обусловливает прогноз стабильного роста их доходов в будущем (молодые семьи, военнослужащие и т.д.).

При формировании государственной политики в целях  обеспечения населения доступным  жильем необходимо учитывать, что в  результате проведенной в России в 1990-х гг. бесплатной приватизации жилья в настоящее время более 68% населения являются собственниками жилья, средства от продажи которого могут быть использованы для уплаты первоначального взноса при получении  ипотечного кредита на улучшение жилищных условий[5].

Вместе с  тем для отдельных категорий  граждан, не имеющих в собственности  недвижимости, иного имущества или  накопленных в достаточном количестве денежных средств, необходимых для  уплаты первоначального взноса, возможным  решением может стать участие, например, в жилищных накопительных кооперативах или использование механизма  ипотечного страхования, который позволяет  существенно снизить размер первоначального  взноса. В целях решения проблемы накопления первоначальных взносов  для определенных социальных категорий  населения возможно использовать форму  прямого субсидирования первоначального  взноса за счет средств федерального и региональных бюджетов.

России нужна  собственная схема по применению института ипотеки. Прежде всего  необходимо по максимуму сократить  субъектный состав отношений по приобретению жилья по типу привычных с советских  времен жилищных строительных кооперативов, когда между государством и гражданами не встает никакой другой субъект  экономической деятельности. Возможны еще формы социальной ипотеки, предполагающие государственное и совместное с  гражданами финансирование строительства, когда государство гарантирует  кредиты и частично их оплачивает.

Учитывая, что  система находится в стадии становления, государство может также создавать  определенные стимулирующие условия  для ее развития и взять на себя часть рисков.

С этой целью  необходимо:

  • совершенствовать правовые основы реализации прав по ипотеке;
  • регулировать механизмы привлечения долгосрочных финансовых ресурсов;
  • создать благоприятную налоговую среду для ипотечного жилищного кредитования граждан;
  • организовать эффективные условия работы кредитных организаций на рынке ипотечных кредитов.

Основная  функция государства в процессе формирования рыночной системы долгосрочного  ипотечного жилищного кредитования состоит в создании надлежащей законодательной  и нормативной базы с целью  правового обеспечения прав кредиторов - залогодержателей и инвесторов, предоставляющих долгосрочные кредитные ресурсы, а также обеспечения социальных гарантий, предоставляемых гражданам, приобретающим жилье с помощью ипотечных кредитов. Задача состоит в установлении оптимального баланса прав, делающего систему кредитования рентабельной и наименее рискованной для банков, а также доступной и безопасной для граждан-заемщиков[5].

Для развития ипотеки предлагается решение следующих  основных задач : 
совершенствование законодательной и нормативной базы, обеспечивающей исполнение обязательств при ипотечном кредитовании;

  • создание и внедрение универсального механизма обеспечения притока долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов в бюджетную сферу;
  • создание инфраструктуры, обеспечивающей наличие четкого и надежного механизма регистрации сделок с недвижимостью и прав на нее, а также процедуры доступа к этой информации участников рынка ипотечного кредитования;
  • налоговое стимулирование как граждан - получателей ипотечных кредитов, с одной стороны, так и коммерческих банков - ипотечных кредиторов и инвесторов, обеспечивающих рефинансирование коммерческих банков-кредиторов, с другой стороны;
  • создание равных условий для свободной конкуренции между субъектами рынка ипотечных кредитов;
  • формирование механизмов социальной защиты заемщиков как от неправомерных действий банков-кредиторов, так и для их социальной адаптации при процедуре выселения в случае невозможности погашения взятого ранее ипотечного кредита;
  • доработка нормативной базы, регулирующей деятельность кредитных организаций по предоставлению и обслуживанию ипотечных кредитов и их рефинансированию;
  • формирование нормативно-законодательных основ для использования новых финансовых инструментов (ценных бумаг) для привлечения долгосрочных ресурсов в эту сферу;
  • разработка комплексной схемы по реализации ипотеки, которая будет основана не только на интересах чиновников.

При формировании стратегии создания системы долгосрочного  ипотечного кредитования должны быть учтены следующие аспекты:

  • ориентация ипотечного кредитования в настоящее время в первую очередь на те категории населения, которые нуждаются в небольшом ипотечном кредите;
  • предоставление государственных субсидий заемщикам при приобретении жилья с помощью ипотечного кредита.

Активная  позиция органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления по созданию благоприятных условий для различных  участников рынка недвижимости не должна ограничиваться рамками бюджетной  политики. Особое значение при этом имеет создание эффективной нормативной  базы на региональном и местном уровнях. Основная цель должна состоять в развитии норм, установленных федеральным  законодательством, с тем чтобы  ускорить и упростить процедуры, связанные с совершением сделок купли-продажи, ипотеки, а также созданием  эффективной системы государственной регистрации этих сделок и прав[5].

Ключевым  аспектом совершенствования ипотечного жилищного кредитования в современных  экономических условиях выступает  поиск и реализация направлений  привлечения источников финансирования жилищного строительства, поскольку  банковских долгосрочных ресурсов, очевидно, недостаточно, институциональные финансовые инвесторы отсутствуют, доверие  населения к кредитно-финансовой системе до сих пор полностью  не восстановлено. В связи с этим констатируется насущная потребность  в разработке адекватного особенностям современной российской экономики  механизма использования имеющихся  финансовых резервов и привлечения  долгосрочных инвестиций в процесс  жилищной ипотеки.

С целью совершенствования  правовых механизмов реализации прав по ипотеке необходимо внести в федеральное  законодательство и нормативные  документы ряд дополнений и изменений, касающихся проблем:

  • уточнения порядка реализации права пользования заложенным жилым помещением;
  • обращения взыскания на заложенное жилое помещение;
  • заключения сделок с жилыми помещениями, права на которые имеют несовершеннолетние граждане;
  • создания механизмов социальной защиты граждан в случае обращения взыскания на заложенное жилое помещение.

Целесообразно также предложить объединению страховщиков, работающих на рынке ипотечных жилищных кредитов, разработать с участием заинтересованных организаций комплекс стандартных правил, осуществляемых в добровольной форме, по видам страхования, связанным с использованием обязательств, обеспеченных ипотекой.

Расширение  деятельности банков и иных кредитных  организаций на рынке ипотечных  жилищных кредитов, включая деятельность по предоставлению кредитов, их обслуживанию, финансированию и рефинансированию, а также необходимость снижения и эффективного распределения рисков между участниками процесса требует, с одной стороны, расширения круга  разрешаемых операций, а с другой - усиления контроля и регулирования[5].

С этой целью  предлагается разработать инструкцию Центрального банка Российской Федерации  о порядке регулирования деятельности кредитных организаций на рынке  ипотечного кредитования, регулирующую, в частности, риски кредитных  организаций по операциям на рынке  ипотечных жилищных кредитов.

 

Заключение

В ходе исследования были рассмотрены  следующие вопросы:

  1. Понятие и сущность ипотечного кредитования
  2. Модели ипотечного кредитования в развитых странах
  3. Нормативно-правовая база ипотеки
  4. Проблемы, препятствующие развитию рынка ипотеки
  5. Государственные программы реализации ипотеки
  6. Выявлены основные инструменты решения жилищной проблемы
  7. Пути создания эффективного ипотечного кредитования

 

Ипотека - это  одна из форм имущественного обеспечения  обязательства должника, при которой  недвижимое имущество остается в  собственности должника, а кредитор в случае невыполнения последним  своего обязательства приобретает  право получить удовлетворение за счет реализации данного имущества.

С переходом  России к рыночной экономике в  жилищной политике основная ставка была сделана на то, чтобы потребность  в жилье удовлетворялась не за счет общественных фондов потребления, а за счет собственных средств  граждан. Государство должно поощрять жилищное строительство и создавать  условия для осуществления права  граждан на жилище (ст. 40 Конституции  РФ). В то же время провозглашается, что малоимущим, иным указанным в  законе гражданам, нуждающимся в  жилище, оно предоставляется бесплатно  или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов. Кроме того, поставлена задача - создать  рынок жилья, преодолеть отрицательные  последствия уравнительного распределения  жилья. С этой целью была проведена  приватизация жилых помещений, т.е. бесплатная передача в собственность  граждан занимаемых ими жилых  помещений в государственном  и муниципальном жилищных фондах.

Информация о работе Ипотечный кредит как инструмент решения государственной жилищной проблемы