Кредитование физических лиц в ОАО "Сбербанк"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 06:00, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы состоит в исследовании существующей практики кредитования физических лиц в системе Сбербанка РФ и разработке рекомендаций и практических предложений по дальнейшему совершенствованию этой деятельности в Тихвинском ОСБ СЗБ СБ РФ.
Реализация этой цели потребовала решения следующих задач:
раскрыть теоретические основы кредитования физических лиц в Российской Федерации;
проанализировать существующую организацию кредитования физических лиц в системе Сберегательного банка Российской Федерации (далее Сбербанк России):
раскрыть процесс потребительского кредитования и его основные стадии;
рассмотреть методику анализа финансового состояния заемщика и дать оценку его кредитоспособности;
кредитование физическое лицо сбербанк
рассмотреть процесс управления кредитным риском в коммерческом банке;
обосновать необходимость дальнейшего развития кредитования физических лиц в Сбербанке России и показать пути дальнейшего совершенствования организации кредитного процесса.

Содержание

Введение
Глава I. Современное состояние рынка потребительского кредитования в Российской Федерации
1.1 Теоретические основы кредитования физических лиц в коммерческих банках
1.2 Виды кредитов (ссуд)
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая кредитование физических лиц в РФ
1.4 Анализ практики кредитования физических лиц в РФ
Глава 2. Организация кредитования физических лиц в Северо-Западном Банке Сбербанка России
2.1 Основные виды кредитов предлагаемых физическим лицам в Банке
2.2 Основные этапы процесса кредитования физических лиц в банке
2.3 Анализ финансового состояния заемщика - физического лица и оценка его платежеспособности
2.4 Экономическая безопасность и программное обеспечение операций по кредитованию физических лиц
2.5 Управление кредитным риском в процессе кредитования физических лиц
2.6 Порядок работы с системой " Объединенное бюро кредитных историй"
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию процесса кредитования физических лиц в Тихвинском отделении Северо-Западного банка Сбербанка Российской Федерации
3.1 Анализ качества кредитного портфеля Тихвинского отделения СЗБ СБ РФ
Выполнение планового задания по кредитования физических лиц в 2006 году в тыс. руб.
3.2 Оценка возможности выдачи кредита физическому лицу
3.3 Предлагаемые рекомендации по увеличению эффективности кредитного процесса
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Кредитование физ лиц.doc

— 912.00 Кб (Скачать документ)

     10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;

     11) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

     12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

     Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

     В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

     В случае невыполнения в установленный ч срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

     1) взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;

     2) потребовать от кредитной организации:

     а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;

     б) замены руководителей кредитной организации;

     в) реорганизации кредитной организации;

     3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

     4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

     5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;

     6) отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.

2.4 Экономическая безопасность и программное обеспечение операций по кредитованию физических лиц

 

     Безопасность банка - это его защищенность от внешних и внутренних угроз, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать финансовый, материальный и кадровый потенциал.

     Под экономической безопасностью банка понимается его способность противостоять деструктивным воздействиям на финансовом рынке и обеспечить выживание в конкурентной борьбе банковского бизнеса.

     Поддержание экономической безопасности на должном уровне и ее постоянное совершенствование - это основа стратегического менеджмента в банке.

     Банковский менеджмент можно определить как систему управленческих мер, предпринимаемых соответствующими организационными структурами для обеспечения непрерывности и своевременности движения кредитных ресурсов, целью которых является достижение как микро-, так и макроэкономических приоритетов. К микроэкономическим приоритетам может относиться: устойчивость банковского учреждения, сохранность и доходность ресурсов банка и его клиентов. Макроэкономические приоритеты лежат в сфере стабилизации национальной денежной единицы, максимальной активизации использования материальных и денежных ресурсов в экономике.

     Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент способен не только противостоять воздействию негативных макро - и микроэкономических факторов, не только их нейтрализовать, но часто даже использовать в своих целях. Поэтому осуществление банком такого менеджмента является основным условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы.

     Для обеспечения безопасности Сбербанка России в каждом отделении существуют подразделения безопасности.

     Подразделение безопасности является самостоятельным структурным подразделением банка, организующим и непосредственно осуществляющим весь комплекс мероприятий по обеспечению безопасности финансово-коммерческой деятельности, надежного функционирования подразделений банка и его филиалов.

     При кредитовании физических лиц в обязанности подразделения безопасности входит:

  • рассмотрение пакета документов заемщика на выдачу кредита, поступивших от кредитующего подразделения банка;
  • подготовка заключения о возможности предоставления кредита;
  • проведение проверки благонадежности заемщика, паспортных данных заемщика, поручителя, залогодателя, их места жительства, сведений, указанных в анкете; кредитной истории заемщика; факта регистрации предприятия - работодателя заемщика, поручителя и нахождения по указанному в учредительных документах адресу; достоверности сведений, указанных в справке о доходах заемщика, поручителя и размере производимых удержаний; проверка своевременности выплаты заработной платы на предприятии - работодателе заемщика, поручителя;
  • участие в проверках наличия и сохранности заложенного имущества;
  • принятие необходимых мер при взаимодействии с заинтересованными подразделениями банка по возврату проблемных (просроченных) кредитов.

     Информационная безопасность - это защита информационных ресурсов от проникновения лиц, способных причинить ущерб банку.

     Информационная безопасность заключается в проведении следующих действий со стороны отдела безопасности и защиты информации:

  • Защита локальных информационных каналов связи.
  • Ограничение в использовании информационных ресурсов.
  • Присвоение индивидуальных паролей пользователям информационных ресурсов.
  • Закрепление электронно-цифровых подписей.
  • Установка и обновление программного комплекса направленного на обеспечение информационной безопасности.

     На персональные компьютеры специалистов устанавливаются индивидуальные пароли на вход во все информационные ресурсы. Проводится работа по защите локальных каналов связи используемых в работе. Устанавливаются выделенные каналы связи для обмена информацией, производится шифровка информационных ресурсов, с целью предотвратить несанкционированный доступ к базам данных банка. Все компьютеры оснащены антивирусными программными продуктами, версии которых подлежат периодическому обновлению. Отделом безопасности совместно с отделом автоматизации производятся мероприятия по ограничению пользования базами данных Сбербанка. Отделом безопасности производится закрепление электронно-цифровых подписей за сотрудниками банка. ЭЦП предназначены для подписи электронных документов передаваемых по электронным каналам связи.

     Обеспечение безопасности в банке, недопущение, прогнозирование и предотвращение мошеннических действий, - это одно из условий его успешной работы и развития.

     Но создание службы безопасности один, но не единственный метод обеспечения безопасности банка.

     Также важнейшей составляющей в организации банковской деятельности является создание информационной системы.

     Для выполнения операций по кредитованию физических лиц информационная система должна содержать определенные основные операции. В ОСБ Северо-Западного Сбербанка РФ при кредитовании физических лиц используется программный комплекс АС "Кредитование", устанавливается отделом информатики и автоматизации банковских работ.

     В состав программы входит несколько режимов:

  • Режим "Договоры, ссудные счета" - служит для ввода новых договоров (кредитных, поручительств, залога), просмотра и корректировки данных договоров, устанавливает связи между договорами.
  • Режим "Клиенты" - служит для просмотра, корректировки данных клиента, ввода новых клиентов.
  • Режим "Лицевые счета" - содержит данные по лицевым счетам клиентов.
  • Режим "Бухгалтерские операции. Дневник" - проведение операций по ссудным счетам, формирование исправительных оборотов, закрытие счетов.
  • Режим "Распоряжения, уведомления" - в данный режим попадают распоряжения кредитных инспекторов, сформированные программой для бухгалтера по ссудам на выдачу кредита, учет обеспечения, корректировки суммы обеспечения, учета и корректировки размера лимита кредитных договоров.
  • Режим "Завершение операционного дня".
  • Режим "Отчеты" - формирование отчетов кредитного отдела.

     Также для передачи печатной информации, составления отчетной документации, протоколирования решений кредитного комитета по выдаче кредитов и информационного обеспечения используются стандартные программы Microsoft Office.

     Также в обязанности отдела информатики и автоматизации банковских работ входит:

     поддержание бесперебойного функционирования действующих банковских систем, контроль и сопровождение процесса в эксплуатации,

     подготовка к работе, установка и наладка вычислительной техники, техническое сопровождение и профилактические работы по обеспечению бесперебойной работы технических элементов информационных систем,

     разработка технологий и алгоритмов по оптимальной обработке данных и ускорению процессов обработки,

     разработка нормативных документов и инструкций, направленных на обеспечение безопасности эксплуатации информационных систем, с одной стороны, и безопасного хранения, использования данных и аналитической информации банка - с другой.

2.5 Управление кредитным риском в процессе кредитования физических лиц

 

     По каждому кредиту существует риск непогашения из-за непредвиденного развития событий. Банк может проводить политику выдачи кредитов только абсолютно надежным заемщикам, но тогда он упустит много прибыльных возможностей. В то же время, если возникнут трудности с погашением кредита, это обойдется банку очень дорого. Поэтому разумная кредитная политика направлена на обеспечение баланса между осторожностью и максимальным использованием всех потенциальных возможностей доходного размещения ресурсов.

     Кредитная политика банка определяется, во-первых, общими, установками относительно операций с клиентурой, которые тщательно разрабатываются и фиксируются в меморандуме о кредитной политике, и, во-вторых, практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и воплощающего в жизнь эти установки. Следовательно, в конечном счете способность управлять риском зависит от компетентности руководства банка и уровня квалификации работников кредитного подразделения.

     Кредитный риск - это риск неуплаты основного долга и процентов или неспособность контрагента кредитной сделки действовать в соответствии с принятыми на себя обязательствами. При неуплате процентов банк теряет свой доход, при невозвращении долга банк списывает безнадежный кредит в расход и, соответственно, несет убыток по данной кредитной сделке.

     Классификация выданных ссуд и оценка кредитных рисков производится комплексно: оцениваются как финансовое состояние заемщика, так и возможность заемщика по погашению основной суммы долга и уплате в пользу банка обусловленных договором процентов, комиссионных и иных платежей.

     Первым основополагающим критерием в классификации ссуд является качество обеспечения (залог). Качество обеспечения определяется реальной (рыночной) стоимостью предметов залога и степенью их ликвидности.

     По качеству обеспечения различают:

  1. Обеспеченная ссуда - имеющая обеспечение в виде залога, в тех случаях, когда залог одновременно отвечает следующим требованиям:
  • его реальная (рыночная) стоимость достаточна для компенсации банку основной суммы долга по ссуде, всех процентов в соответствии с договором, а также возможных издержек, связанных с реализацией залоговых прав;
  • вся юридическая документация в отношении залоговых прав банка оформлена таким образом, что время, необходимое для реализации залога, не превышает 150 дней со дня, когда реализация залоговых прав становится для банка необходимой. Необходимость реализации залоговых прав возникает не позднее, чем на 30-й день задержки заемщиком очередных платежей банку по основному долгу либо по процентам.
  1. Недостаточно обеспеченная ссуда - ссуда, имеющая обеспечение в виде залога, не отвечающего хотя бы одному из требований, предъявляемых к залоговому обеспечению по обеспеченной ссуде.
  1. Необеспеченная ссуда - ссуда, не имеющая обеспечения или имеющая обеспечение в виде залога, не отвечающего требованиям, предъявляемым к залоговому обеспечению по обеспеченной и недостаточно обеспеченной ссуде.

     Таким образом, при определении степени обеспеченности ссуды принимается во внимание не только наличие самого факта обеспечения, но и реальная возможность кредитора в случае невозврата максимально погасить убытки за счет обеспечения заемщика.

     Вторым критерием в оценке выданных ссуд является уровень кредитного риска по каждой конкретной ссуде.

     В зависимости от величины кредитного риска, т.е. риска неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору в установленный кредитным договором срок, все ссуды подразделяются на 5 группы:

Информация о работе Кредитование физических лиц в ОАО "Сбербанк"