Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:46, курсовая работа
В настоящее время порядка 30 % активов коммерческих банков в Республике Казахстан составляют кредиты физическим лицам, находясь по этому показателю на одном уровне с банковскими системами США и Японии. Однако по отношению объема кредитов в ВВП, Казахстан отстает от вышеуказанных стран в несколько раз.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава І. Теоретические основы кредитования физических лиц……………..5
1.1 Сущность и основы организации кредита…………………………………5
1.2 Особенности кредитования физических лиц………………………………8
1.3 Оценка кредитоспособности физических лиц……………………………14
Глава ІІ. Анализ действующей практики кредитования физических лиц (на примере АО БЦК)………………………………………………………………..20
2.1 Специфика банка и его банковской политики ……………………………20
2.2 Оценка кредитования физических лиц…………………………………….27
Глава ІІІ. Проблемы и перспективы кредитования физических лиц в современных условиях…………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………....39
Список использованной литературы…………………………………………...42
Приложение………………………………………………………………………44
Кроме того, нужно проведение динамического анализа всех коэффициентов.
Для удобства рассмотрения
вышеперечисленных показателей
составляется следующая
Таблица 1 - Аналитические показатели, характеризующие ликвидность предприятия.
Показатели |
На01.01.2003г. |
На01.01.2004г. |
На01.01.2005 |
Коэффициент покрытия |
|||
Коэффициент ликвидности |
|||
Показатель обеспеченности Собственными оборотными средствами (СОС) |
|||
Доля СОС в активах, % |
|||
Для собственных средств в товарных запасах и затратах, % |
|||
Коэф. соотн. заемн. и собств ср-в |
В процессе анализа кредитоспособности заемщика по бух. Балансу на последнюю дату определяется кредитоспособность заемщика, которая оценивается на основе системы показателей, которые отражают источники и размещение оборотных активов, а также конечный финансовый результат (наличие прибыли). Она оценивается с помощью следующих финансовых коэффициентов:
К ал = ДС + КФВ (1)
КО
где, ДС – денежные средства на расчетном, валютном и спец. счетах в банках, а также в кассе;
КФВ – краткосрочные финансовые вложения;
КО – краткосрочные обязательства (текущие).
К тл = ДС + КФВ +ДЗ (2)
Кол = ДС+КФВ+ДЗ+ТМЗ (3)
где, ТМЗ – товарно-материальные запасы.
К фн = СК (4)
АК где, СК – собственный капитал;
АК – авансированный капитал (валюта баланса).
Наряду с перечисленными финансовыми коэффициентами, для оценки кредитоспособности ссудополучателя используется также показатели оборачиваемости и рентабельности активов, оборотных активов и СК. На основе приведенных выше коэффициентов и относительной их оценки выясняется класс кредитоспособности заемщика, исходя из которого определяется условия предоставления кредита.
Клиенты, по характеру кредитоспособности
делятся банками на 3-5 класса. В
основу определения классов
Коэффициенты на уровне средних величин являются основанием для отнесения заемщика ко второму классу, выше средней – первому, а ниже средних – к третьему.
Рейтинг или значимость показателя в системе определяется специалистами банка для каждого заемщика в отдельности исходя из кредитной политики, особенностей клиента и ликвидности его баланса.
Например, высокая доля кредитных ресурсов в пассиве баланса, наличие просроченной задолженности по ссудам повышает роль коэффициентов ликвидности. Отвлечение ресурсов банка в кредитование постоянных запасов, занижение величины собственных оборотных средств повышают рейтинг коэффициента финансовой независимости. Общая оценка кредитоспособности делается в баллах, которые представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности.
Первый класс условно имеет обозначение от 100 – 150 баллов;
Второй класс от 151 – 250 баллов;
Третий класс – свыше 251 балла.
Исходя из величины коэффициентов ликвидности и финансовой независимости заемщика, их можно условно классифицировать на три класса.
Таблица 2 - Классы кредитоспособности клиента
№ |
Коэффициенты |
Класс 1 |
Класс 2 |
Класс 3 |
1 |
К ал |
Больше 0,2 |
0,15 – 0,2 |
Меньше 0,15 |
2 |
К тл |
Больше 0,8 |
0,5 – 0,8 |
Меньше 0,5 |
3 |
К об |
Больше 2 |
1,0 – 2,0 |
Меньше 1,0 |
4 |
К фн |
Больше 0,6 (60%) |
0,5 – 0,6 |
Меньше 0,5 |
По данным таблицы 2, определяется класс кредитоспособности заемщика по каждому показателю, после чего определяется его рейтинг по схеме указанной в таблице 3
Кредитование клиентов второго класса осуществляется на обычных условиях, т.е. при наличии соответствующих форм обеспечения. Процентные ставки зависят от вида обеспечения, спроса на кредиты, учетной ставки Национального банка РК.
Предоставление кредита
заемщикам третьего класса связано
для банка с большим риском
неплатежа по основной сумме долга
и процентов. Если банк решается на
выдачу ссуды заемщику третьего класса,
то ее размер не должен превышать величину
его уставного капитала. Процентная
ставка за кредит устанавливается на
более высоком уровне, чем для
заемщиков второго класса. Если кредит
был выдан клиенту ранее, до ухудшения
финансового положения, то банк вправе
изучить причины и условия
негативной ситуации, чтобы уберечь
предприятие от банкротства. При
невозможности существенно
Поэтому, при создании
кредитного портфеля банка
Глава ІІ. Анализ действующей практики кредитования физических лиц на примере АО «БанкЦентрКредит»
2.1 Специфика банка и его банковской политики
Акционерное Общество «Банк ЦентрКредит» создано 19 сентября 1988 года и является одним из первых коммерческих банков Казахстана. Банк имеет собственную широкую филиальную сеть по республике, обслуживает юридических и физических лиц в свыше 100 филиалах и отделениях.
Внутрибанковские переводы бизнес-клиентам в тенге и валюте бесплатно. Эксклюзивная услуга банка «Быстрая выручка» позволяет компаниям легко и оперативно собирать платежи и выручку от физ. лиц из различных регионов Казахстана. Корреспондентская сеть банка насчитывает порядка 40 иностранных банков, что позволяет осуществлять расчеты с Вашими партнерами по всему миру. Банк ЦентрКредит - универсальный банк, основной целью которого является содействие развитию малого и среднего бизнеса и становлению среднего класса Казахстана и стран СНГ.
Главная задача каждого сотрудника банка - профессиональное, качественное и быстрое обслуживание наших клиентов.
Банк ЦентрКредит организация, входящая в пятерку крупнейших частных Банков Казахстана. Доля Банка на рынке Казахстана составляет не менее 9%.
Организация, входящая в число 15-ти крупнейших коммерческих банков СНГ и имеющая сеть дочерних банков.
В соответствии с Видением будущего, главными стратегическими целями Банка на 2011-2013 гг. являются:
1. Повышение рыночной стоимости бизнеса;
2. Увеличение рыночной доли по активам Банка до 13%.
Для достижения главных целей, Банк на планируемый период определил следующие основные приоритеты:
1. Увеличение рыночной доли на всех ключевых для Банка сегментах рынка
2. Поддержание достаточного уровня капитала
3. Повышение рентабельности бизнеса
4. Увеличение клиентской базы
5. Повышение перекрестных продаж
6. Повышение уровня
7. Совершенствование основных бизнес-процессов Банка
8. Повышение уровня
9. Поддержание высокого
качества ссудного портфеля
10. Повышение уровня
Увеличение рыночной доли на всех ключевых для Банка сегментах рынка. Главной стратегической целью Банка на 2011-2013 гг. является повышение его рыночной доли по активам до 9%. В этой связи в этот период Банк намерен активно усиливать свои позиции на всех ключевых для Банка сегментах рынка. Приоритетными для Банка являются такие направления бизнеса, как розничное кредитование, кредитование малого и среднего бизнеса (МСБ), продажи кредитных и платежных карточек, и привлечение депозитов физических лиц.
Также в целях поддержания роста активов, Банк намерен активно развивать бизнес на зарубежных рынках, в частности на рынке Казахстана. Для реализации данной задачи в 2011 году планируется разработать четкий формат работы Банка в России.
Поддержание достаточного уровня
капитала. Стратегией Банка в области
капитализации является планомерное
повышение доли чистой прибыли в
ежегодном приросте капитала, что
позволит снизить потребность в
дополнительных эмиссиях акций для
поддержания достаточного уровня капитала.
Достичь этого планируется за
счет значительного улучшения
Резервный капитал и нераспределенная прибыль. Эта статья капитала будет ежегодно пополняться за счет капитализации всего объема прибыли, сформировавшейся на конец года. По плану, на начало 2011 г. сумма резервного капитала и нераспределенной прибыли составит 14.3 млрд. тенге, на начало 2012 г. – 21 млрд. тенге, а на начало 2013 г. – 37.5 млрд. тенге.
Уставный капитал. В течение следующих трех лет планируется осуществление нескольких эмиссий акций Банка с целью увеличения уставного капитала. В 2011 г. за счет выпуска акций, уставный капитал планируется увеличить с 13.5 до 30.5 млрд. тенге, на конец 2012 г. он должен составлять 34 млрд., а в конце 2013 г. – 43.5 млрд. тенге.
Субординированный долг и
другие финансовые инструменты. Помимо
увеличения уставного капитала и
полной капитализации чистой прибыли,
Банк, в целях поддержания роста
капитала, также намерен использовать
альтернативные источники пополнения
капитала. Помимо выпуска субординированных
облигации, Банк также намерен изучить
перспективы использования
Повышение нормы прибыльности. В 2011-2013 гг. Банк планирует значительно улучшить показатели прибыльности. К 2013 году чистую прибыль Банка планируется увеличить до 16.5 млрд. тенге. Прибыль на конец 2011 и 2012 гг. должна составить 8 и 12 млрд. тенге, соответственно. Что касается коэффициента доходности на активы (ROA), то, в силу высоких темпов роста активов, предполагается, что данный показатель будет постепенно снижаться. На конец 2010 года ROA составлял 2.15%. К 2013 году данный показатель должен составить 2.1%. Мероприятия по повышению рентабельности будут проводиться в следующих основных направлениях:
Удержание чистой процентной
маржи на среднеотраслевом уровне.
Банк намерен удерживать высокую
доходность работающих активов. В этих
целях планируется твердо выдерживать
лимит на чистую процентную маржу
на среднеотраслевом уровне и ввести
жесткую регламентацию процесса
определения процентных ставок по выдаваемым
кредитам на основе базовых ставок
и системы кредитных рейтингов.
При этом предполагается, что Банк,
в целях повышения своей
Снижение операционных расходов. Вопрос снижения операционных расходов является одним из самых важных для Банка ЦентрКредит. По итогам 2009 года коэффициент отношения операционных расходов к операционным доходам Банка составлял 0.63, что является одним из высоких показателей отрасли. Лучший показатель по отрасли составляет 0.32. В связи с этим, в 2011-2013 гг. Банк планирует значительно улучшить собственный показатель. Основные мероприятия по достижению данной цели будут направлены на установление жесткого контроля над административными и прочими расходами Банка. В итоге, темпы прироста операционных расходов должны значительно снизиться.
Увеличение клиентской базы.
Несмотря на ужесточение конкуренции
на рынке банковских услуг, одним
из основных приоритетов для Банка
остается увеличение его клиентской
базы по всем линиям бизнеса. С целью
достижения планов по росту клиентской
базы, Банк намерен осуществить ряд
мероприятий в следующих
- разработка комплекса
маркетинга для всех групп
клиентов. В целях повышения
Информация о работе Кредитование физических лиц в Республике Казахстан: состояние и развитие