Кредитование физических лиц в Республике Казахстан: состояние и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:46, курсовая работа

Описание

В настоящее время порядка 30 % активов коммерческих банков в Республике Казахстан составляют кредиты физическим лицам, находясь по этому показателю на одном уровне с банковскими системами США и Японии. Однако по отношению объема кредитов в ВВП, Казахстан отстает от вышеуказанных стран в несколько раз.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава І. Теоретические основы кредитования физических лиц……………..5
1.1 Сущность и основы организации кредита…………………………………5
1.2 Особенности кредитования физических лиц………………………………8
1.3 Оценка кредитоспособности физических лиц……………………………14
Глава ІІ. Анализ действующей практики кредитования физических лиц (на примере АО БЦК)………………………………………………………………..20
2.1 Специфика банка и его банковской политики ……………………………20
2.2 Оценка кредитования физических лиц…………………………………….27
Глава ІІІ. Проблемы и перспективы кредитования физических лиц в современных условиях…………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………....39
Список использованной литературы…………………………………………...42
Приложение………………………………………………………………………44

Работа состоит из  1 файл

оригинал курсовой.docx

— 148.72 Кб (Скачать документ)

 Следует также указать  на недостаток современных инструментов  управления рисками.

 Для дальнейшего устойчивого  развития банковской системы  Казахстана необходимо принятие  конкретных мер по решению  вышеперечисленных проблем.

 Решение проблемы инвестирования  ресурсов коммерческих банков  в реальный сектор экономики  Республики Казахстан состоит,  по нашему мнению, из двух этапов. Это, во-первых, решение проблемы  сбалансированности ресурсной базы  банков второго уровня соответственно  потребностям реального производства  и, во вторых, собственно стимулирование  долгосрочного кредитования экономики.

 Дальнейшее увеличение  ресурсной базы коммерческих  банков в настоящее время имеет  два основных источника: это  депозиты юридических и физических  лиц, а также активы пенсионных  фондов. Можно выделить следующие  направления мероприятий по сбалансированности  ресурсной базы коммерческих  банков. Во-первых, необходим комплекс  мер по дальнейшему увеличению  объема и удельного веса срочных  депозитов, а именно депозитов  с более длительными сроками  обращения. Во-вторых, необходим  комплекс мер по борьбе с  "долларизацией" депозитов.

 В связи с этим,  необходим следующий комплекс мер:

 • Установление более высокой суммы полной компенсации по срочным вкладам в случае банкротства банка со стороны Фонда гарантирования вкладов физических лиц при вложении на депозит сроком свыше 1,5 лет сумму полной компенсации увеличить до 400 тысяч тенге, а при вложении на депозит сроком свыше 2 лет установить 100-процентное страхование срочных депозитов фондом;

 • При вложении  на депозит (с определенными  процентами вознаграждения) в национальной  валюте на срок свыше 1,5 лет  установить страховку в случае  резкого изменения валютного  курса на 75%, а при вложении  на депозит сроком свыше 2 лет  установить 100-процентное страхование  со стороны Фонда;

 • Установить более  высокую ставку резервирования  по счетам в иностранной валюте, чем по счетам в национальной  валюте.

 Для стимулирования  депозитов юридических лиц, кроме  мер со стороны коммерческих  банков, считаем целесообразным  принятие следующих мер со  стороны государственных органов:

 • Снизить налоговые  ставки для юридических лиц  по процентам срочных депозитов  (они должны быть ниже, чем по  депозитам до востребования) сейчас  юридические лица уплачивают 15% с  дохода по процентам от депозитов.  Необходимо снизить налог по  срочным депозитам со сроком  более 1 года до 10% и до 5% свыше  1,5 лет;

 • Необходимо увеличить  срок депозитов накопительных  пенсионных фондов. В настоящее  время НПФ разрешено вкладывать  средства на депозиты в банки  второго уровня сроком до 3 месяцев.  По нашему мнению, необходимо  им разрешить вкладывать на  депозиты на более длительные  сроки (1 год и более).

 Рассматривая вопросы  по стимулированию собственно  долгосрочного кредитования, считаем  целесообразным принятие следующего  комплекса мер:

 • Введение дифференцированных  ставок по налогу на прибыль  финансовых учреждений от краткосрочного  и долгосрочного кредитования. Налоговые  ставки на доход финансовых  учреждений, полученный от долгосрочного  кредитования, должен быть меньше, чем от среднесрочного и долгосрочного  кредитования. В частности, предлагаем  внести поправки в налоговый  кодекс о снижении ставки налога  с 30 % до 25% на доходы от кредитования  сроком 2 года и более и до 20% со сроком 5 лет и более;

 • Развитие системы гарантий со стороны государства (возможно, через Банк Развития Казахстана и (или) под залог природных ресурсов. Речь идет о готовых к разработке месторождениях под приобретенные проекты в реальном секторе экономики );

 • Изменения правил  истребования долга по банковским  кредитам, а именно, необходимы изменения  правил работы с залогом, исключение  заложенного имущества из конкурсной  массы при банкротстве предприятия- заемщика. При обычном неисполнении обязательств, когда речь не идет о банкротстве, возможно не всегда требуется проведение открытых торгов, желание банка обратить предмет залога в свою собственность, не должно быть законодательно ограничено.

 Таким образом, два  года устойчивого экономического  роста и дальнейшее сохранение  этих тенденций в будущем предполагают  постепенный переход экономики  Казахстана в новой фазе своего  развития. В этих условиях Национальный  Банк, как главный банк страны, определяет приоритеты и направления  на предстоящий период, исходя  из макроэкономической ситуации  и состояния государственных  финансов.

 Основные группы проблем,  от решения которых зависит  устойчивость банковской системы:

1. реформирование банковской  системы на базе долгосрочной  и среднесрочной концепции включает: дифференциацию подходов к регулированию  банковской деятельности; рекапитализацию  банков; совершенствование взаимоотношений  между банками -корреспондентами; регулирование деятельности банков в оффшорных зонах; переход на международные стандарты учета и аудита банков; регулирование деятельности филиалов и представительств банков на территории иностранных государств. Необходимо обеспечить условия для перераспределения финансовых потоков в регионы, создания прочной кредитной базы на местах;

2. Согласование бюджетной  и денежно - кредитной политики. Взаимосвязь между фискальной  и денежно - кредитной политикой  была изучена еще в начале  прошлого века последователями  Кейнса, которые пришли к выводу: при сравнительно жесткой бюджетной политике кредитно – денежная

 политика (от которой  зависит уровень процента) должна  оставаться либеральной. В периоды  экономических подъемов, когда уровень  процента высок и загружены все производственные мощности, должна преобладать денежная политика, в периоды же спадов, которые характеризуются падением производства и занятости, государство должно поддерживать экономику посредством более либеральной бюджетной политики (увеличивая государственные расходы и снижая уровень налогообложения). Таким образом, наилучшей является политика государства, которая стремится к поддержанию достаточно высоких темпов экономического роста и вместе с тем удерживает уровень процента ниже уровня инфляции.

3. Создание рыночных финансовых  инструментов для продажи долгов  предприятий позволит существенно  сократить дебиторскую и кредиторскую  задолженности, разрешить проблемы  неплатежей и возобновить кредитование  реального сектора экономики.  Пока долги предприятий существуют  в виде обязательств и хозяйственных  договоров, они не являются  объектом рыночного оборота;

4. Модернизация платежной  системы. От скорости и надежности  платежной системы, включая банковские  технологии и инструменты перевода  денежных средств, зависит устойчивость  на только банковской системы,  но и всей банковской клиентуры.  Активнее следует развивать систему  валовых расчетов в режиме  реального времени с использованием  электронных документов, позволяющую  эффективнее управлять внутри  дневной ликвидностью банков, расчетов  с использованием корреспондентских  счетов ЛОРО и НОСТРО;

5. Установление внеочередного  порядка возврата кредитов. Встает проблема, кому давать кредиты, если у многих предприятии

 просроченная задолженность  перед контрагентами. Получается, что первоначально необходимо  погасить всю просроченную задолженность  предприятий, а затем начать  кредитовать прирост оборотных  средств. Для решения этой проблемы  можно установить нулевую очередность  платежей, связанную с возвратом  целевых ссуд.

6, Предоставление возможности  тратить средства на хозяйственные  нужды с расчетного счета предприятий  до погашения просроченной задолженности.  Это избавит предприятия от  необходимости открытия большого  числа счетов в разных банках.

7. Банковский менеджмент. Решать проблемы банковской системы  невозможно без создания эффективного  банковского менеджмента, развития  форм и методов внутреннего  регулирования банковской деятельности, укрепления исполнительской дисциплины  и ответственности банков за  принятые ими обязательства, повышения  качества клиентского обслуживания.

 Национальным банком  Республики Казахстан разработаны  и утверждены "Основные направления  денежно - кредитной политики  Национального Банка Республики Казахстан на 2010-2013 годы". В соответствии с этим документом, предполагается разработка денежно -кредитной политики на среднесрочной основе, что, несомненно, является положительным фактором.

 В целях дальнейшего  развития банковского сектора  предполагается осуществить мероприятия  по совершенствованию системы  обязательного коллективного гарантирования  вкладов физических лиц до  востребования, внедрению международных  стандартов по страхованию депозитов,  совершенствованию мер текущего  надзора в соответствии с основными  принципами и стандартами Базельского Комитета по банковскому надзору.

 В рамках минимизации  рисков в платежной системе  Республики Казахстан рассматривается  вопрос о введении новой процедуры  выдачи дневного займа в межбанковской  системе перевода денег на  залоговой основе, предполагается  ввести более жесткие требования  к доступу в платежную систему.

 С целью совершенствования  способов и механизмов осуществления  платежей и переводов денег  Национальный Банк продолжит  работу по развитию вексельного  обращения в Республике Казахстан  и осуществлению переучета первоклассных  эмитентов, будет развивать порядок  осуществления платежей путем  прямого дебетования банковского счета.

 Национальный Банк  намерен осуществлять более тесное  сотрудничество с Интеграционным  Комитетом и с центральными  банками государств ЕвроАзЭС в области денежно - кредитной политики, валютного регулирования и контроля, валютного законодательства. Национальный Банк примет активное участие в создании общей платежной системы, совершенствовании платежно - расчетных отношений государств ЕвроАзЭС.

 

 

Заключение

На сегодняшний день в  Казахстане функционирует 39 банка второго  уровня, из них 16 являются казахстанскими банками.

 Несмотря на снижение  количества банков, сохраняется  тенденция роста их капитализации.  За последние годы совокупность  собственного капитала банковского  сектора продолжает расти, на  первое апреля 2011 года он составил 147,4 млрд. тенге. Банковский сектор  остается самым капитализированным  на ' постсоветском пространстве - средний  уровень капитализации - 20 миллионов  долларов США.

 Неуклонный рост ресурсной  базы банков способствует быстрому  увеличению их активов. В настоящее  время активы банковской системы  достигли 817,8 млрд. тенге (5,37 млрд. долларов  США).'4

 Банки достаточно активно  кредитуют реальный сектор экономики.  В настоящее время более 60% активов банков направлено на  кредитование экономики, тогда  как год назад данный показатель  не превышал 53%. Учитывая высокую  ликвидность банковской системы,  данный факт следует оценивать  " положительно. В универсальных  банках развитых стран кредитный  портфель в структуре активов  также занимает 60-65%.

 Качество активов и  кредитного портфеля банков также  не вызывает

 • опасений. В последние  годы в совокупном кредитном  портфеле банков доля безнадежных  кредитов не превышает 2-2,5 %, тогда  как доля стандартных кредитов  составляет около 70%. Сохранение  таких показателей во многом  связано с грамотной работой  самих банков на фоне жестких  требований Национального Банка  к качеству кредитного портфеля.

 Сохраняющиеся позитивные  тенденции позволяют нам утверждать  о том, что в ближайшие годы  казахстанская банковская система  с этапа активного реформирования  и перехода к международным  стандартам может перейти к  новому этапу устойчивого развития  и совершенствования международных  стандартов.

 Для этого, прежде  всего нам важно наладить систему  государственного регулирования  деятельности финансовых институтов, в том числе банков. Как известно, Казахстан на перспективу выбрал  модель, в которой за всеми  участниками финансового рынка  надзор будет осуществляться  только независимым органом.

 В настоящее время  разработан и принят законопроект  о государственном регулировании  и надзоре за финансовыми услугами. После принятия данного законопроекта  было создано отдельное агентство  финансового надзора. Если в  ведение этого агентства перейдут  все полномочия Национального  Банка по регулированию и надзору  за финансовыми институтами, то  Национальный Банк, как и центральные  банки развитых стран, будет  выполнять исключительно классические  функции.

 Как показывает мировая  практика, финансовый сектор должен  охватывать обслуживанием все  слои населения и категории  клиентов. Наличие широкой сети  финансовых институтов, работающих  как с крупными, так и с мелкими  клиентами, показывает степень  развитости и продвинутости всей  финансовой системы страны. Поэтому  будут созданы условия для  развития небанковских финансовых  организаций. Прежде всего речь идет о кредитных товариществах и микрокредитных организациях. Роль таких финансовых инструментов чрезвычайно важна в развитии финансового сектора экономики. В частности, через систему микрокредитования будет обслуживаться основная масса мелких предпринимателей, выпавших из поля зрения банков. Кроме того, в целях обеспечения доступности банковских услуг для сельской местности Национальный Банк намерен содействовать развитию системы почтово-сберегательных учреждений.

Информация о работе Кредитование физических лиц в Республике Казахстан: состояние и развитие