Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:48, дипломная работа
Целью данной работы является изложение теоретических основ и практических аспектов оценки кредитоспособности заемщика на примере ООО «Пасифик стрэйд».
Для этого решаются следующие задачи:
1. дать экономическое определение понятию кредитоспособности заемщика и рассмотреть его основные элементы;
2. изучить методику оценки кредитоспособности заемщика – юридического лица;
3. проанализировать экономическую информацию и систему исходных аналитических данных для оценки финансового состояния заемщика;
4. рассмотреть систему финансовых показателей как индикаторов состояния кредитоспособности заемщика;
5. изучить практические аспекты оценки кредитоспособности предприятия на примере ООО «Пасифик стрэйд»;
6. рассмотреть основные направления совершенствования методов оценки кредитоспособности.
Проанализировав данные таблиц можно заметить, что на протяжении всего анализируемого периода предприятие относилось к первому классу заемщиков.
Значения коэффициента
Коэффициент срочной ликвидности за весь анализируемый период превышал значение нормативное значение. Это свидетельствует о том, что при привлечении дебиторской задолженности предприятие полностью покрывает свою задолженность
Коэффициент текущей
Высокий уровень коэффициента
автономии отражает стабильное
финансовое положение,
Оценка вероятности
Основываясь на аналитических
выводах можно заключить, что
данное предприятие является
подходящим объектом для
Глава
3. Основные направления
совершенствования
методов оценки кредитоспособности
3.1.
Комплексный подход
к оценке кредитоспособности
как способ минимизации
кредитных рисков
Оценка уровня риска возникновения у банка убытков в следствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения заемщиком финансовых обязательств основывается на анализе целого комплекса характеристик заемщика. Практика российских банков свидетельствует, что неправильно выстроенная кредитная политика, неадекватная оценка кредитных рисков приводили к серьезным проблемам и даже банкротству15. Поэтому, для объективной оценки кредитоспособности заемщика, сегодня необходимо применять комплексный подход.
Комплексный подход в оценки
кредитоспособности
Оценка внешней среды функционирования компании начинается с анализа регионального и отраслевого контекста. На стабильность деятельности компании, работающей в том или ином регионе влияет то, насколько динамична, развита и устойчива экономика региона, насколько прозрачно и эффективно ее регулирование. Есть ли необходимая инфраструктура экономики. Как работает финансовый сектор, насколько развита кредитная культура. Также необходимо анализировать структуру и перспективы развития отрасли, остроту конкуренции, особенности режима регулирования. Выявить ключевые факторы успеха и факторы риска влияющие на «игроков» отрасли. Необходимо оценить позиции компании на рынке, ее преимущества перед конкурентами и сферы, где она наиболее уязвима. Обязательно учитывается специфика отрасли и проводится сравнительный анализ ключевых показателей деятельности субъекта с показателями других компаний. Далеко не последнюю роль в рейтинговом исследовании предприятия играет изучение менеджмента и стратегии предприятия.
Оценив связанные с кредитной заявкой факторы внешней среды, в которой функционирует заемщик, его позиции в регионе, отрасли уровень менеджмента и конкурентоспособность продукции, работ, услуг, предоставляемых (оказываемых) клиентом, можно приступать к собственно финансовому анализу: исследованию финансовой отчетности компании, расчету коэффициентов, изучению трендов и финансовому прогнозированию. Финансовый анализ проводится с учетом отраслевой специфики. При расчете финансовых показателей могут делаться аналитические корректировки, в частности для осуществления поправок на различия в учетной политике, а также исключения влияния чрезвычайных операций.16 Сам перечень показателей используемых для анализа финансового состояния заемщика определяется кредитной организацией самостоятельно.
Итогом работы по оценке
первая высшая (стандартный кредит) – отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь равна нулю);
вторая (нестандартный кредит) –
умеренный кредитный риск (вероятность
финансовых потерь в следствие
неисполнения либо
третья (сомнительный кредит) – значительный кредитный риск (обесценивание кредита от 21 до 50%)
четвертая (проблемный кредит) – высокий кредитный риск (обесценивание кредита от 51 до 100%)
пятая (безнадежный кредит) – отсутствует вероятность возврата кредита в силу неспособности заемщика выполнять обязательства по кредиту.
Предоставление кредита – это
только начало работы с
3.2. От разрозненных оценок кредитоспособности к формированию единых источников информации о заемщиках
Одним из путей снижения
Мировая практика
1. Существование кредитного бюро
значительно облегчает
2. обмен информации между
3. при наличии надежной и полной информации, кредиторы увеличивают объемы кредитования и выдают надежным заемщикам кредиты с более высоким показателем соотношения размера кредита и стоимости предмета залога или более низкими требованиями к размеру обеспечения или гарантий, от чего выигрывают потребители.
4. обмен полной информацией по
кредитам среди кредиторов
5. Кредитные бюро формируют
Таким образом, можно сделать
вывод, что использование
Кредитные бюро выступают в качестве информационных посредников, либо учрежденных и принадлежащих самим кредиторам, либо действующих независимо. Кредиторы снабжают бюро данными о своих клиентах. Бюро в свою очередь сопоставляют эти данные с информацией, полученной из других источников и формируют картотеку на каждого заемщика. Кредитные бюро предоставляют разного рада отчеты о кредитных операциях в зависимости от наличия информации о потенциальном заемщике, вида предоставляемого кредита и, что наиболее важно, от степени детализации необходимой кредитору.
Сильное сдерживающее влияние
на процессы формирования
Активное обсуждение вопроса о создании кредитных бюро в России началось в 1997 году, когда VI Международный банковский конгресс в Санкт-Петербурге, посвященный проблеме рисков, принял рекомендации по активизации создания независимых информационных систем по вопросам кредитной истории ссудозаемщиков (в частности, в форме кредитных бюро). В 1998 году, совместной программой правительства РФ и Банка России «О мерах по реструктуризации банковской системы Российский Федерации» была предусмотрена разработка мер по созданию Банком России системы кредитных бюро, накапливающих и распространяющих информацию о кредитной истории банковских заемщиков21. Однако на государственном уровне идея создания кредитного бюро так и осталась идеей. Перечислим основные трудности, стоящие на пути формирования кредитных бюро в России:
1. нежелание коммерческих банков раскрывать информацию о клиентах;
2. существование такой формы
3. отсутствие доступа к
В этом заключаются основные
причины того, что банки неохотно
идут на создание системы,
Заключение
Изучая опыт кредитования банками юридических лиц, необходимо отметить важность комплексной оценки кредитоспособности заемщика, как основного инструмента определения уровня риска кредитора. Неправильная оценка может привести к невозврату кредита, что в свою очередь способно нарушить ликвидность банка. Поэтому огромное значение имеет разработка современной методологической базы оценки кредитоспособности, а также совершенствование системы контроля и оценки кредитных рисков. Одной из ключевых методологических проблем оценки кредитоспособности заемщика является отсутствие или неполное использование комплексного подхода. Совмещение оперативности и качества оценки кредитных рисков довольно сложно. Одни банки запрашивают у клиентов объемный пакет документов, на анализ и оценку которого затрачивается длительное время, в результате чего клиенты зачастую отказываются от услуг таких банков. Другие кредитные организации, руководствуясь доходностью, выдают кредиты по требованию заемщика без достаточных подтверждений его кредитоспособности, принимая на себя неоправданные риски. Ни один из этих вариантов кредитной политики банка не приемлем, особенно учитывая нарастающие темпы конкуренции между кредитными учреждениями. Это означает, что кредитным организациям уже сегодня целесообразно разрабатывать собственные системы рейтингования клиентов, что позволит накопить определенную статистику, для корректировки методов кредитования и минимизировать кредитные риски. Вместе с тем, процесс оценки качества заявки не должен сводиться исключительно к ее анализу по рейтинговой системе классификации, поскольку такая классификация не может учесть все факторы, влияющие на итоговую оценку конкретной кредитной заявки. Кроме того, ориентация на чисто количественный метод анализа часто приводит к слишком общим выводам, в которых игнорируются особенности, присущие конкретному клиенту или продукту, а также не принимаются во внимание факторы, влияющие на группу риска.