Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа
Банковская система, финансы - это стержень экономики, это кровеносная система страны. Проблем здесь очень много: высокие темпы инфляции, девальвация, дефицит иностранной валюты, множественность курсов, отрицательные процентные ставки по кредитам и депозитам, рост проблемных кредитов, снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Это далеко не полный перечень обозначившихся негативных тенденций, которые, по крайней мере, действуют угнетающе на нашу экономику. Все это непростые экономические вопросы, но на них необходимо найти практические ответы. Задачи повышения эффективности работы банковской системы в современных условиях приобретают особое значение.
Введение 3
1 Национальный Банк, как элемент банковской системы 5
1.1 Сущность и понятие банковской системы 5
1.2 Главные составляющие банковской системы 8
1.3 Национальный банк Республики Беларусь 12
2 Основные направления деятельности Национального Банка 26
3 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на
современном этапе 33
3.1 Инструменты кредитно-денежной политики 33
3.2 Реализация денежно-кредитной политики Нацбанка в 2009 году 36
3.3 Реализация кредитно-денежной политики в 2010 году 38
3.4 Основные направления денежно-кредитной политики Респуб-
лики Беларусь на 2011 год 40
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А 48
В период экономических кризисов и политической нестабильности банковская система сокращает долгосрочные инвестиции в производство, уменьшает сроки кредитования, увеличивает доходы преимущественно не за счет основной, а побочной деятельности. Напротив, в условиях экономической и политической стабильности и, следовательно, сокращения риска, банки активизируют свою деятельность, как по обслуживанию основной производственной деятельности предприятий, так и долгосрочному кредитованию хозяйства, получают доходы преимущественно за счет своих традиционных процентных поступлений. Банки, не принявшие меры, учитывающие меняющиеся события, неизбежно оказываются в трудном экономическом положении, теряют клиентов, несут убытки, в конечном счете, перестают существовать.
7) Банковская
система выступает как управляемая система
- Национальный банк, проводя независимую
денежно-кредитную политику, в различных
формах подотчетен лишь парламенту либо
исполнительной власти. Коммерческие
банки, будучи юридическими лицами, функционируют
на базе общего и специального банковского
законодательства, их деятельность
регулируется экономическими
нормативами, устанавливаемыми национальным
банком, который осуществляет контроль
за деятельностью кредитных институтов
(в ряде стран функции надзора за деятельностью
коммерческих банков возложены на другие
специальные государственные органы).
1.2
Главные составляющие
Элементы банковской системы образуют единство, выражают при этом специфику целого и выступают носителями его свойств.
Элементами
банковской системы являются банки,
некоторые специальные
По форме собственности выделяют - государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные банки. Государственная форма собственности чаще всего относится к центральным банкам. Так, например, Капитал Национального Банка Республики Беларусь принадлежит государству. Подобная ситуация сложилась у центральных банков таких стран, как Германия, Франция, Великобритания, Бельгия, Россия. Доля государства в капитале центрального банка Японии составляет 50%, остальная часть принадлежит банкам, в Швейцарии государству принадлежит 47% капитала центрального банка (оставшиеся 53% принадлежат кантонам); в Австрии - 50% капитала Австрийского национального банка владеет государство, другой половиной - частные лица. Коммерческие банки в рыночном хозяйстве чаще всего являются частными (по международной терминологии понятие частного банка относится не только и даже не столько к банкам, принадлежащим отдельным лицам, сколько к акционерным и кооперативным банкам). В централизованной системе хозяйства коммерческие банки, как правило, бывают государственными [6] .
По законодательству большинства стран на национальных банковских рынках допускается функционирование иностранных банков. В ряде стран (во Франции и др.) деятельность иностранных банков не ограничивается. В России, Канаде и других странах для иностранных банков вводится определенный коридор, в количественных рамках которого они могут развертывать свои операции.
По правовой форме организации банки можно разделить на общества открытого и закрытого типов ограниченной ответственности.
По функциональному назначению банки можно подразделить на эмиссионные, депозитные и коммерческие.
Эмиссионными являются все центральные банки, их классической операцией выступает выпуск наличных денег в обращение. Они не заняты обслуживанием индивидуальных клиентов. Депозитные банки специализируются на аккумуляции сбережений населения. Депозитная операция (прием вкладов) служит для данных банков основной операцией. Коммерческие банки заняты всеми операциями, дозволенными банковским законодательством. Коммерческие банки составляют основное ядро второго яруса банковской системы рыночного хозяйства.
По характеру выполняемых операций банки делятся на универсальные и специализированные. Универсальные банки могут выполнять весь набор банковских услуг, обслуживать клиентов независимо от направленности их деятельности, как физических, так и юридических лиц. В числе специализированных банков находятся банки, специализирующиеся на внешнеэкономических операциях, ипотечные банки и др. В отличие от универсальных банков специализированные банки специализируются на определенных видах операций.
Идея универсальной банковской деятельности развивалась параллельно с развитием специализации банковского хозяйства. Такова закономерность развития мирового банковского сообщества. Принято считать, что специализация позволяет банкам повышать качество обслуживания клиентов, снижать себестоимость банковского продукта. Идея специализации более характерна для банков США [14].
Мировой опыт свидетельствует о том, что банки могут развиваться как по линии универсальности, так и по линии специализации. В том и в другом случаях банки могут получить хорошую прибыль, и лишь клиенты могут ответить на вопрос о том, какая линия развития окажется более предпочтительной.
Виды
банков можно классифицировать и
по обслуживаемым ими отраслям. Это
могут быть банки многоотраслевые
и обслуживающие
По
числу филиалов банки можно разделить
на бесфилиальные и
По сфере обслуживания банки делятся на региональные, межрегиональные, национальные, международные. К региональным банкам, обслуживающим главным образом какой-либо местный регион, относятся и муниципальные банки.
По масштабам деятельности можно выделить малые, средние, крупные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения. В ряде стран функционируют учреждения мелкого кредита. К ним относятся ссудосберегательные банки, строительно-сберегательные кассы, кредитная кооперация и др.
Наличие
в составе коммерческих банков кредитных
организаций с небольшим
В банковской системе действуют также банки специального назначения и кредитные организации (не банки).
Банки специального назначения выполняют основные операции по указанию органов исполнительной власти, являются уполномоченными банками, осуществляют финансирование определенных государственных программ. Наряду с данными операциями уполномоченные банки выполняют и другие операции, вытекающие из их статуса как банка.
Некоторые кредитные организации не имеют статуса банка, они выполняют лишь отдельные операции, в связи с чем не получают от Национального банка лицензию на осуществление совокупной банковской деятельности.
К элементам банковской системы относят и банковскую инфраструктуру. В нее входят различного рода предприятия, агентства и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др.
В
условиях рынка банки, прежде всего,
нуждаются в широкой и
Информация, необходимая банкам, обычно предоставляется специальными агентствами - кредит-бюро, в ряде стран сведения, в которых нуждаются банки, можно почерпнуть в многочисленных справочниках (торговых и промышленных регистрах), журналах, специальных оперативных изданиях, а также запросить в центральном банке, где ведется картотека клиентов.
Необходимым компонентом банковской инфраструктуры выступает и методическое обеспечение. В силу переходного периода, когда старые инструкции бывшего Государственного банка СССР оказались неприемлемыми, полностью пакет новых положений и методических указаний еще не укомплектован [8].
Не
оформившимся блоком банковской инфраструктуры
является также научное обеспечение.
Оно затрагивает как
В
структуре отдельных
Важнейшим элементом банковской инфраструктуры выступает кадровое обеспечение. В Беларуси существует сеть специальных высших учебных заведений, факультетов, техникумов, в которой подготавливаются кадры финансово-банковского профиля. Переподготовка кадров, повышение их квалификации сосредоточены в различных специальных коммерческих школах, курсах, а также учебных центрах, создаваемых при крупных банках.
Увеличение
числа субъектов рыночного
Особым блоком банковской системы служит банковское законодательство, которое призвано регулировать банковскую деятельность. В систему банковского законодательства обычно также входят законы, регулирующие различные аспекты банковской деятельности, в том числе кредитное дело, систему электронных платежей, банковскую тайну, банкротство банков и др. Банковская система не может существовать без банковского рынка. На нем концентрируются банковские ресурсы, а также осуществляется торговля банковским продуктом. В условиях экономического кризиса и инфляции аккумулировать крупные ресурсы для значительных инвестиций не представляется возможным.
1.3
Национальный банк Республики Беларусь
Национальный банк Республики Беларусь — один из органов, осуществляющих финансовую деятельность государства. Поэтому он является субъектом финансового права и выступает в конкретных финансовых правоотношениях как уполномоченный государством орган. Это имеет место тогда, когда в соответствии с законом "О Национальном банке Республики Беларусь" он выполняет свои обязанности по операциям с государственным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Республики Беларусь. Вместе с тем анализ финансового законодательства показывает, что в ряде случаев Национальный банк РБ является стороной финансового правоотношения, противоположной государству.
Так, в соответствии с Законом часть прибыли Банка перечисляется в доход государственного бюджета. Эти отношения, возникающие между государством и Национальным банком Республики Беларусь, являются финансово-правовыми. Во-первых, они возникают в сфере собирания государством денежных средств в бюджет. Во-вторых, это властеотношения, ибо государство в законе устанавливает обязательность перечисления прибыли в доход государственного бюджета.
Кроме того, Национальный банк Республики Беларусь мог признаваться стороной финансового правоотношения и тогда, когда выделял Правительству кредиты на покрытие дефицита и временных кассовых разрывов по бюджету.
Исходя из всего отмеченного, правосубъектность Национального банка как субъекта финансового права имеет двойственный характер. С одной стороны, он является органом государства, в компетенцию которого входит осуществление некоторых операций, составляющих содержание финансовой деятельности государства. К их числу, кик уже отмечалось, относятся операции с государственным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, а также с бюджетами субъектов Республики Беларусь. Отсюда Национальный банк является субъектом финансового права, так как обладает финансовой правосубъектностью, вытекающей из его компетенции. С другой стороны, Национальный банк является юридическим лицом. При этом все его имущество в соответствии с Законом "О Национальном банке Республики Беларусь" является государственной собственностью. Как юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность, Национальный банк РБ взаимосвязан с государственным бюджетом относительно пополнения доходов последнего.
Здесь имеет место особый случай. Государство, пользуясь правом собственности на имущество Банка, вместо налогов устанавливает для него ограничение по распоряжению прибылью, часть которой необходимо перечислить в доход федерального бюджета. Отсюда можно заключить, что в отношениях по перечислению прибыли Национальный банк Республики Беларусь обладает правосубъектностью юридического лица, которая в значительной мере определена правом государственной собственности на его имущество.