Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа
Банковская система, финансы - это стержень экономики, это кровеносная система страны. Проблем здесь очень много: высокие темпы инфляции, девальвация, дефицит иностранной валюты, множественность курсов, отрицательные процентные ставки по кредитам и депозитам, рост проблемных кредитов, снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Это далеко не полный перечень обозначившихся негативных тенденций, которые, по крайней мере, действуют угнетающе на нашу экономику. Все это непростые экономические вопросы, но на них необходимо найти практические ответы. Задачи повышения эффективности работы банковской системы в современных условиях приобретают особое значение.
Введение 3
1 Национальный Банк, как элемент банковской системы 5
1.1 Сущность и понятие банковской системы 5
1.2 Главные составляющие банковской системы 8
1.3 Национальный банк Республики Беларусь 12
2 Основные направления деятельности Национального Банка 26
3 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на
современном этапе 33
3.1 Инструменты кредитно-денежной политики 33
3.2 Реализация денежно-кредитной политики Нацбанка в 2009 году 36
3.3 Реализация кредитно-денежной политики в 2010 году 38
3.4 Основные направления денежно-кредитной политики Респуб-
лики Беларусь на 2011 год 40
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А 48
3 Денежно-кредитная
политика Республики
Беларусь на современном
этапе
3.1
Инструменты кредитно-денежной политики
Кредитно-денежная политика представляет собой совокупность действий правительства, направленных на регулирование рынка денег для решения социально-экономических проблем, стоящих перед страной. Причины регулирования денежного рынка заключаются в следующем:
1) Эмиссия денег является одним из способов покрытия дефицита госбюджета и благодаря монополии эмиссии государство не может обанкротиться.
2) Регулируя параметры денежной массы, государство может эффективно управлять экономикой в целом.
3) Контроль над потоками денег является одним из гарантов экономической безопасности и суверенитета страны.
Кредитно-денежная политика обычно осуществляется независимым от правительства Национальным банком или совместно денежными властями в лице Национального банка и правительства.
Проведение
кредитно-денежной политики предполагает
преимущественно косвенные
Операции на открытом рынке - это купля-продажа ценных бумаг в целях регулирования общего уровня ликвидности. Операции обычно предпринимаются в целях изъятия излишней массы денег или включения дополнительной денежной массы в обращение.
Механизм воздействия проявляется в том, что когда Национальный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков и населения, то количество денег в экономике расширяется, стимулируя тем самым деловую активность. Если Национальный банк продает ценные бумаги, то из обращения изымается часть денежных средств, что делает их более редкими и дорогими. Как правило, этими операциями занимается специальный отдел Национального банка. Операции на этом рынке не предполагают никакого административного принуждения по отношению к кредитным учреждениям. Каждый банк и субъект принимает решение о покупке или продаже государственных ценных бумаг добровольно, на оценке выгодности этих операций. С учетом этого, воздействие данного метода является избирательным и в первую очередь затрагивает те банки, которые предпочитают иметь активы в форме государственных ценных бумаг. Привлекательностью данного метода регулирования является то, что эти операции могут осуществляться не одновременно, а с небольшими партиями ценных бумаг, что позволяет анализировать воздействие на рынок денег и гибко менять политику в зависимости от эффекта. Использование данного метода оказывается эффективным в том случае, если существует развитый рынок ценных бумаг и развитая кредитная система. Только в этом случае изменение объема государственных ценных бумаг быстро отразится на денежном рынке и на объеме резервов коммерческих банков.
Операции на открытом рынке существуют защитные и динамические. Динамические – призваны обеспечить направленные изменения в системе банковских резервов. Защитные операции, направленные на предотвращение неблагоприятных изменений банковских резервов, вызываемых действиями других государственных учреждений.
В ряде случаев они используются для финансирования дефицита госбюджета. В этом случае Национальный банк выступает в качестве продавца государственных долговых обязательств и выплате процентов по ним. Осуществляться операции могут на первичном и вторичном рынке ценных бумаг. В чистом виде операции на открытом рынке считаются таковыми только на вторичном рынке. На первичном рынке такие операции проводятся в тех странах, где вторичный рынок не развит.
Норма обязательных резервов – устанавливаемый Национальным банком уровень денежных резервов, который коммерческие банки должны поддерживать на специальных счетах в Национальном банке. Используется в большинстве стран для обеспечения платежеспособности коммерческих банков по привлеченным депозитам и обеспечения среднесрочного регулирования ликвидности. Резервные требования обычно устанавливаются на разном уровне для разных видов депозитов: чем выше ликвидность депозита, тем выше норма требований. Поэтому самая высокая норма по депозитам до востребования. В целом рост нормы обязательных резервов приводит к сокращению денежной массы, а ее снижение - к росту.
Учетная ставка – это ставка процента, по которой Национальный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Обычной практикой считается предоставление в качестве залога различных государственных ценных бумаг. В развитых странах Национальный банк до 80-х годов выдавал кредиты только коммерческим банкам. В настоящее время их могут получать любые частные кредитные учреждения, имеющие право открывать чековые счета. Однако кредиты у Национального банка могут получить не все коммерческие банки. Отказ в предоставлении кредита может последовать со ссылкой на нежелательный характер финансовых операций данного заемщика.
Изменение учетной ставки всегда имеет большую информационную нагрузку, так как сигнализирует деловому миру об основном направлении регулирования денежного рынка Национальным банком. Существует тесная связь между учетной ставкой и рыночной ставкой процента. С одной стороны изменение рыночной ставкой процента вызывает соответствующее изменение учетной ставки. С другой стороны изменение учетной ставки вызывает изменение рыночной ставки процента. Рост кредитования со стороны Национального банка предполагает снижение учетной ставки и ведет к росту предложения денег, уменьшение кредитования ведет к сокращению денежной массы. Процентная ставка, по которой, осуществляется рефинансирование, должна быть выше рыночной, чтобы коммерческие банки использовали данный источник кредита только тогда, когда источники кредита на частном рынке исчерпаны. Хотя с учетом того, что коммерческие банки предпочитают обращаться за кредитами в Национальный банк лишь в крайних случаях, влияние учетной ставки не оказывает существенного воздействия на цену кредитов, предоставленных коммерческие банки.
Прямые инструменты – механизмы кредитно-денежной политики, непосредственно влияющие на процентные ставки или размеры выдаваемых кредитов и регулирующие предложение денег коммерческими банками.
С помощью прямых инструментов государство может непосредственно устанавливать определенные показатели развития денежного рынка. В их числе:
- контроль над ставкой процента – директивное указание на уровень ставки процента. Национальный банк может контролировать уровень, верхний или нижний предел и размах колебаний процентной ставки по всем или отдельным видам банковских операций;
- контроль над нижним уровнем ставки процента по депозитам. Обычно устанавливается на уровне или с небольшой премией к ставке рефинансирования;
- верхний уровень ставки по кредитам. Используется для регулирования прибыльности коммерческих банков и устанавливается с премией к ставке рефинансирования;
- межбанковские льготные ставки – нижний уровень ставки процента, устанавливаемый Национальным банком для кредитных операций на межбанковском рынке, способствующий поддержанию ее на высоком уровне. Применяются также для переучета по более выгодной ставке процента векселей приоритетных отраслей и отдельных банков для поддержания их ликвидности;
- потолки межбанковского кредита. Применяются для сдерживания роста денежной массы через сокращение физического объема межбанковских кредитов;
- коэффициенты ликвидности – устанавливаемые соотношения размеров активов и капитала для коммерческих банков с целью сокращения риска банковских операций или стоимости кредита для заемщика. Рост коэффициентов ликвидности сокращает предложение денег;
целевые
кредиты – кредиты, предоставляемые
Центральным банком коммерческим банкам
для финансирования определенных проектов
в соответствии с государственными
приоритетами.
3.2 Реализация
денежно-кредитной политики Нацбанка
в 2009 году
В 2009 г. в результате воздействия внешних факторов, связанных с мировым финансово-экономическим кризисом, макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с 2008 годом характеризовалась замедлением темпов экономического роста, снижением инвестиционной активности, замедлением темпов роста реальных денежных доходов населения, а также увеличением отрицательного сальдо внешнеторговых операций.
В 2009 г. монетарная политика проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 460 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 211, 1/9980), с учетом складывающейся экономической ситуации.
Курсовая политика была направлена на сохранение финансовой стабильности и устойчивости курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, включающей в равных долях доллар США, евро и российский рубль.
В 2009 году параметры изменения курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют находились в предусмотренных значениях. За указанный период стоимость корзины иностранных валют увеличилась на 5,4 процента (с 960 до 1012 рублей). С учетом сложившихся взаимных курсов иностранных валют официальный обменный курс белорусского рубля с 2 января по 1 ноября 2009 г. снизился к доллару США на 3,5 процента (с 2650 до 2743 рублей за 1 доллар США), к евро - на 9,2 процента (с 3703 до 4044 рублей за 1 евро), к российскому рублю - на 3,7 процента (с 90,16 до 93,48 рубля за 1 российский рубль) [18, стр. 2].
Для своевременной реакции курсовой политики на дополнительные неблагоприятные внешние факторы с 22 июня 2009 г. границы допустимых колебаний стоимости корзины иностранных валют были расширены с плюс/минус 5 до плюс/минус 10 процентов [18, стр. 2].
Индекс реального эффективного курса белорусского рубля за январь - октябрь 2009 г. к соответствующему периоду 2008 года укрепился на 2,3 процента, что обусловлено резким снижением в январе - феврале 2009 г. курса российского рубля, занимающего значительную долю в расчете указанного индекса, по отношению к мировым валютам. Снижение индекса реального эффективного курса белорусского рубля в октябре 2009 г. по отношению к октябрю 2008 г. составило 13,2 процента, а с декабря 2008 г. по октябрь 2009 г. снижение указанного индекса составило 17,9 процента, в том числе к российскому рублю - 15,7 процента [18, стр. 2].
На конец 2009 года стоимость корзины иностранных валют не превысит 1056 белорусских рублей (или 10 процентов к началу 2009 года).
Процентная политика. В целях снижения инфляционно-девальвационного давления, дальнейшего стимулирования привлечения рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц ставка рефинансирования с 8 января 2009 г. была повышена на 2 процентных пункта (с 12 до 14 процентов годовых).
При прогнозируемом годовом приросте инфляции на 11 процентов, сбалансированности денежного и валютного рынков ставка рефинансирования к концу 2009 года составит 12 - 13,5 процента годовых [18, стр. 3].
Для поддержания финансовой стабильности в начале января 2009 г. процентные ставки по операциям Национального банка были увеличены на 2 процентных пункта (по кредиту "овернайт" и сделкам СВОП "овернайт" - до 22 процентов годовых, по депозитам - до 10 процентов годовых). В апреле 2009 г. в связи со снижением темпов инфляции указанные ставки понижены на 2 процентных пункта [18, стр. 3].
В мае - июне 2009 г. увеличился спрос населения на иностранную валюту и ухудшилась ситуация с привлечением срочных рублевых вкладов физических лиц. В связи с этим для предотвращения дальнейшего развития негативных тенденций на денежных рынках с 17 июня 2009 г. процентные ставки по названным инструментам были увеличены на 2 процентных пункта.
Аукционными операциями на открытом рынке Национальный банк удерживал процентную ставку на однодневном рублевом межбанковском рынке на уровне, близком к верхней границе, задаваемой постоянно доступными операциями. В результате в октябре 2009 г. средневзвешенная процентная ставка по однодневному межбанковскому кредиту составила 21,2 процента годовых.
Для обеспечения непрерывности платежного процесса Национальный банк оказывал значительную ресурсную поддержку банкам. Среднедневной остаток задолженности по операциям поддержания текущей ликвидности банков в январе - октябре 2009 г. составил 2,73 трлн. рублей.
Ставка рефинансирования и ставки на межбанковском рынке оказывали влияние на формирование процентных ставок по депозитам и кредитам в национальной валюте. В октябре 2009 г. средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам юридических и физических лиц сложилась на уровне 18 процентов годовых, по новым рублевым кредитам банков - 21,4 процента годовых.
Денежно-кредитные показатели. В январе - октябре 2009 г. рублевая денежная масса сократилась на 7,8 процента (на 1,59 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 18,95 трлн. рублей, широкая денежная масса возросла на 14,7 процента (на 4,55 трлн. рублей) и составила 35,51 трлн. рублей [18, стр. 3].
Коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе снизился с 14,4 процента на начало 2009 года до 13,3 процента на 1 ноября 2009 г., по широкой денежной массе увеличился с 21,3 до 24 процентов [18, стр. 3].
Депозиты физических лиц возросли на 29 процентов (на 3,84 трлн. рублей), депозиты юридических лиц - на 0,7 процента (на 92 млрд. рублей).
В январе - октябре 2009 г. рублевая денежная база сократилась на 4,8 процента (на 0,35 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 6,92 трлн. рублей.