Национальный банк Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание

Банковская система, финансы - это стержень экономики, это кровеносная система страны. Проблем здесь очень много: высокие темпы инфляции, девальвация, дефицит иностранной валюты, множественность курсов, отрицательные процентные ставки по кредитам и депозитам, рост проблемных кредитов, снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Это далеко не полный перечень обозначившихся негативных тенденций, которые, по крайней мере, действуют угнетающе на нашу экономику. Все это непростые экономические вопросы, но на них необходимо найти практические ответы. Задачи повышения эффективности работы банковской системы в современных условиях приобретают особое значение.

Содержание

Введение 3
1 Национальный Банк, как элемент банковской системы 5
1.1 Сущность и понятие банковской системы 5
1.2 Главные составляющие банковской системы 8
1.3 Национальный банк Республики Беларусь 12
2 Основные направления деятельности Национального Банка 26
3 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на
современном этапе 33
3.1 Инструменты кредитно-денежной политики 33
3.2 Реализация денежно-кредитной политики Нацбанка в 2009 году 36
3.3 Реализация кредитно-денежной политики в 2010 году 38
3.4 Основные направления денежно-кредитной политики Респуб-
лики Беларусь на 2011 год 40
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А 48

Работа состоит из  1 файл

Национальный банк (исправленная)(2).doc

— 388.50 Кб (Скачать документ)

       Предпринимаемые шаги положительным образом скажутся на устойчивости банковского сектора, а также позволят повысить эффективность регулирования деятельности банков.

       Ожидается, что в условиях достижения высоких темпов экономического роста и поддержания макроэкономической стабильности в течение 2011 года важнейшие показатели финансовой устойчивости банковского сектора будут характеризоваться общей позитивной динамикой.

       За 2011 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 15-21 процент. Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 8 процентов.

       Масштабы кредитных операций банковского сектора будут определяться платежеспособным спросом со стороны нефинансовых организаций и домашних хозяйств. При этом расширится доступ к кредитованию частного сектора экономики.

       Прирост активов банков сложится на уровне 21-22 %, что составит 72 % к ВВП. Требования банков к экономике возрастут на 24-25 % и достигнут 58 % к ВВП [19, стр. 3].

       Национальный банк продолжит проводить мероприятия, направленные на дальнейшую либерализацию валютного законодательства, совершенствование деятельности банков в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

       В 2011 году в целях формирования стабильного конкурентоспособного и ликвидного финансового рынка продолжится работа по совершенствованию уже существующих и созданию новых инструментов и механизмов привлечения внешних и внутренних инвестиций.

       Развитие национальной платежной системы будет направлено на дальнейшее повышение ее эффективности, надежности и безопасности. В 2011 году решение данных задач будет основываться на совершенствовании нормативной правовой базы, ценовой политики, организационной и программно-технической инфраструктуры платежной системы, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии системы безналичных расчетов на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте, совершенствовании систем стандартизации и сертификации, надзора за платежной системой.

       В 2011 году будет продолжена реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь с государствами таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, а также другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

       Продолжится взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.

       В 2011 году денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов и формированию на этой основе устойчивого экономического роста.

       Реализация намеченных целей и задач монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит значимую поддержку проводимой Правительством Республики Беларусь экономической политики.

      

     Вывод: Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

     Сегодня можно говорить о том, что последовательное проведение данной политики позволило обеспечить ряд положительных результатов. Беларуси одной из немногих стран бывшего СССР удалось избежать системного банковского кризиса.  

 

      Заключение 

      В ходе рассмотрения темы «Национальный Банк, его функции и задачи», были сформулированы следующие группы выводов:

     Национальный  банк Республики Беларусь - Центральный банк Республики Беларусь, находиться в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Парламенту Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь является юридическим лицом и имеет право на осуществление банковской деятельности. Основными целями банка являются:

    - кредитно-денежное  регулирование экономической системы  РБ;          

    - поддержка  общей экономической политики  Правительства РБ;            

    - обеспечение  устойчивости официальной денежной единицы РБ.

     Органами  управления Национального банка  являются Правление  Национального  банка и Совет директоров Национального  банка. Совет директоров может принимать  следующие решения:

     - о регулировании кредитного рынка;

     - об изменении процентных ставок Национального банка РБ;

     - о регулировании валютного рынка  РБ;

     - о нормах ввоза-вывоза иностранной  валюты;

     - о работе подразделений Национального  банка РБ;

     - о выпуске банкнотов нового дизайна, юбилейных монет, монет из драгоценных металлов об изъятии отдельных банкнот;

     - о создании,    ликвидации,    реорганизации    предприятий,    учреждений    и организаций  Национального банка РБ.

     Основными функциями Национального банка  Республики Беларусь являются:

     - проведение единой государственной  денежно-кредитной политики, регулирование денежного обращения, расчетов с иностранными государствами;

     - валютное регулирование;

     - организация межбанковских расчетов;

     - осуществление государственной  регистрации банков;

     - надзор за деятельностью банков;

     - регулирование внешнеэкономической банковской деятельности;

     - регулирование кредитного рынка;

     - регистрация эмиссии ценных бумаг.

     Национальный  банк пользуется монопольным правом эмиссии на территории Беларуси национальной денежной единицы. Национальный банк имеет  исключительное право и несёт исключительную ответственность за выработку и проведение политики в области обменных курсов. Национальный банк ежеквартально информирует Президента и Правительство РБ об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики РБ, она направлена на обеспечение снижения темпов инфляции, стабилизации курса рубля, нормализации расчетного процесса.

     В заключение отмечу, что, осуществляя оптимальную денежно-кредитную политику, Национальному Банку удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

     Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в  общем контексте социально-экономической политики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений.

 

      Список использованных источников 

     1) Закон Республики Беларусь «О банках и банковской деятельности»;

     2) Закон  «О Национальном банке Республики Беларусь»;

     3) Банковский кодекс Республики Беларусь // Банковский вестник 2000. №42;

     4) Указ Президента РБ 13 июня 2001 г. № 320 Об утверждении Устава Национального Банка РБ;

     5) Антонов Н. Г., Пессель М. А. Денежное обращение, кредит и банки: Учебник. М.: Финстатинформ, 2001.- 326с.;

     6) Банки и банковские операции / Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2000. -412с.;

     7) Грачёва Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2000. – 304с.;

     8) Карасева М. В. Финансовое правоотношение. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА М), 2001. – 288с.;

     9) Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Финансы и статистика, 2000. – 464с.: ил.;

     10) Организация деятельности коммерческих банков: Учебник Кравцова, Н. К. Василенко, И. К. Козлова и др.; Под ред. Г. И. Кравцовой. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: БГЭУ, 2002. – 504с.;

     11) Лаврушин О. И., Ливщиц Я. К. Банковская система: Учебник. М, 2001. – 235с.;

     12) Тарасов В. И. Деньги, кредит, банки: курс лекций. Мн.: ООО «Мисанта», 2003. – 452с.;

     13) Усоскин В. М. Современный коммерческий банк: управление и операции. – М.: «ВСЁ ДЛЯ ВАС», 2000. – 256с.;

     14) Финансовое право Республики Беларусь. Практическое пособие. Мн.: Молодеж. Науч. Об-во, 2004. – 282с.;

     15) Финансовое право / В. А. Гюрджан, Н. Э. Масинкевич, В.В. Шевцова и др.; Под общ. ред. В. А. Гюрджан. - Мн.: ПЧУП «Светоч», 2002. – 256с.;

     16) Банки и банковская деятельность // Банковские услуги. – 2004, №1 - с.26.;

     17) Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год;

     18) Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год;

     19) www.nbrb.by – Официальный сайт Национального Банка Республики Беларусь.

 

      Приложение А 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     


Информация о работе Национальный банк Республики Беларусь