Национальный банк Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание

Банковская система, финансы - это стержень экономики, это кровеносная система страны. Проблем здесь очень много: высокие темпы инфляции, девальвация, дефицит иностранной валюты, множественность курсов, отрицательные процентные ставки по кредитам и депозитам, рост проблемных кредитов, снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Это далеко не полный перечень обозначившихся негативных тенденций, которые, по крайней мере, действуют угнетающе на нашу экономику. Все это непростые экономические вопросы, но на них необходимо найти практические ответы. Задачи повышения эффективности работы банковской системы в современных условиях приобретают особое значение.

Содержание

Введение 3
1 Национальный Банк, как элемент банковской системы 5
1.1 Сущность и понятие банковской системы 5
1.2 Главные составляющие банковской системы 8
1.3 Национальный банк Республики Беларусь 12
2 Основные направления деятельности Национального Банка 26
3 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на
современном этапе 33
3.1 Инструменты кредитно-денежной политики 33
3.2 Реализация денежно-кредитной политики Нацбанка в 2009 году 36
3.3 Реализация кредитно-денежной политики в 2010 году 38
3.4 Основные направления денежно-кредитной политики Респуб-
лики Беларусь на 2011 год 40
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А 48

Работа состоит из  1 файл

Национальный банк (исправленная)(2).doc

— 388.50 Кб (Скачать документ)

       Кроме того, Национальный банк  является стороной финансового  правоотношения, когда получает от государственного казначейства средства на затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств Республики Беларусь в соответствии Банковским Кодексом Республики Беларусь. Эти отношения являются финансово-правовыми, ибо, во-первых, возникают в процессе привлечения государством денежных средств в бюджет, а во-вторых, проявляются как государственно-властные, так как возникают не по воле сторон, а в силу закона. Государство возлагает на Банк обязанность обслужить государственный внутренний долг. Соответственно, отношения по обеспечению затрат, будучи производными от этой обязанности, сами строятся как обязывающие. Государство в лице государственного казначейства должно осуществлять затраты под долговые обязательства Республики Беларусь, а Национальный банк РБ — принять их на обслуживание государственного внутреннего долга. Применительно к вышеназванным отношениям НБ РБ как субъект финансового права также обладает правосубъектностью юридического лица, на балансе которого отражаются все средства, полученные из бюджета на обслуживание государственного внутреннего долга.

     Помимо  Национального Банка Республики Беларусь к коллективным субъектам  финансового права относятся коммерческие банки, выступающие в качестве лиц, наделенных государством властными полномочиями в сфере государственных финансов. Анализ законодательства приводит к выводу, что деятельность коммерческого банка в этом качестве хотя и косвенно, но все же обеспечивает финансовую деятельность государства. Так, в Национальном банке РБ создается валютный резерв, который, являясь закрепленной за ним государственной собственностью, может служить и источником централизованных средств государства. Это следует из Указа Президента РБ "О изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин", согласно которому Министерство финансов Республики Беларуси  осуществляет расходы в валюте для целей обслуживания внешнего долга, других государственных нужд за счет покупки валютных средств у Национального Банка.

       Государство, будучи заинтересовано  в поддержании валютного резерва  Национального Банка  как источника  своих "подпиток", обязало вышеназванным  Указом все предприятия продавать часть своей валютной выручки через уполномоченные банки за рубли. И более того, возложило на эти банки функции агентов валютного контроля, наделив их властными полномочиями. Отсюда коммерческие банки являются субъектами финансового права в отношениях по поводу валютного контроля предприятий, где они обладают властными полномочиями, направленными на обеспечение расходов государства. Такой же точки зрения придерживаются и ученые, занимавшиеся исследованием банковского права в системе законодательства.

     Коммерческие  банки являются коллективными субъектами финансового права также в случае установления предприятиям кассового лимита и контроля за порядком ведения кассовых операций. Эти отношения возникают между коммерческим банком и предприятием на основе действующего законодательства. Их финансово-правовой характер, а значит, "вовлеченность" в процесс финансовой деятельности государства обусловлена направленностью на более полное и своевременное внесение в бюджет налогов и других обязательных платежей. Ведь ограничение предприятия "по кассе" гарантирует производство основной массы операций в безналичном порядке через расчетный счет. Значит, и в этом случае коммерческий банк выступает как орган, наделенный государством властными полномочиями.

     Согласно  банковскому законодательству банк - это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и осуществлять расчетные операции по поручению клиентов. Таким образом, коммерческие банки осуществляют  комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от специальных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг. В отличие от банка кредитные организации производят лишь отдельные банковские операции.

       Степень доверия к банковской  системе, и, следовательно, ее  стабильность, во многом зависят  от надежности банковской тайны.  В силу ст. 122 Банковского кодекса  разглашению и являются банковской  тайной сведения о счетах и  вкладах как юридических, так  и физических лиц. Банковская тайна всегда рассматривается в качестве одной из гарантий защиты инвесторов, способствующей перемещению денег из теневого в легальный оборот. Свидетельством верности данного тезиса может послужить увеличение размера валютных вкладов граждан после принятия Декрета Президента от 20.04.98г. N 4 "О гарантиях сохранности средств физических лиц в иностранной валюте, находящихся на счетах и во вкладах в банках Республики Беларусь", которым в качестве одного из стимулов привлечения средств населения был установлен более жесткий режим банковской тайны.

     Национальный  банк Республики Беларусь - Центральный  банк Республики Беларусь, находиться в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в  интересах Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Парламенту Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь является юридическим лицом и имеет право на осуществление банковской деятельности [2] . Основными целями банка являются:

     - кредитно-денежное регулирование  экономической системы РБ;            - поддержка общей экономической политики Правительства РБ;            

     - обеспечение устойчивости официальной  денежной единицы РБ.

     Органами  управления Национального банка  являются Правление  Национального  банка и Совет директоров Национального  банка. Совет директоров может принимать следующие решения:

     - о регулировании кредитного рынка;

     - об изменении процентных ставок  Национального банка РБ;

     - о регулировании валютного рынка  РБ;

     - о нормах ввоза-вывоза иностранной  валюты;

     - о работе подразделений Национального банка РБ;

     - о выпуске банкнотов нового дизайна, юбилейных монет, монет из драгоценных металлов об изъятии отдельных банкнот;

     - о создании,    ликвидации,    реорганизации    предприятий,    учреждений    и организаций  Национального банка РБ.

     Основными функциями Национального банка Республики Беларусь являются:

     - проведение единой государственной  денежно-кредитной политики, регулирование  денежного обращения, расчетов  с иностранными государствами;

     - валютное регулирование;

     - организация межбанковских расчетов;

     - осуществление государственной  регистрации банков;

     - надзор за деятельностью банков;

     - регулирование внешнеэкономической  банковской деятельности;

     - регулирование кредитного рынка;

     - регистрация эмиссии ценных бумаг.

     В США резервные банки осуществляют операции по размещению и погашению государственного долга, надзору за денежным обращением, ведению дел с центральными банками других стран. В западных странах центральные банки финансируют государственный дефицит путем продажи казначейских билетов, обязательств, выступающих в форме облигаций. Центральные банки могут, изменять денежный  запас путем скупки или продажи; правительственных ценных бумаг через «операции на открытом рынке» [15] .

     В Республике Беларусь и в других странах, где рынки ценных бумаг только формируются, распространенным приемом является установление процентных ставок и манипулирование резервными требованиями как наиболее прямым способом контроля за денежным запасом.

     Национальный  банк выдает гарантии и поручительства по внешним займам, привлекает кредиты и выпускает ценные бумаги за границей.

     Национальный  банк предоставляет коммерческим банкам краткосрочные кредиты под обеспечение, покупает и продает золото и др. драгоценности, иностранные валюты, обслуживает государственный долг РБ, ведет счета банков-корреспондентов.

     В Республике Беларусь  Национальный банк обладает исключительным правом на выдачу лицензий на совершение банковских операций и правом надзора над  банками, а также регулирует создание в Республике Беларусь филиалов и  представительств иностранных банков.

     Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь - составная  часть единой государственной экономической  политики. Правовой основой денежно-кредитной политики  являются Основные направления денежно-кредитной политики РБ, ежегодно утверждаемые Президентом РБ по Представлению Национального банка и Правительства РБ.

     Основные  направления денежно-кредитной политики содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают комплекс обеспечивающих достижение этих целей мероприятий, механизмов регулирования и контроля.

     Национальный  банк ежеквартально информирует  Президента и Правительство РБ об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики РБ, она направлена на обеспечение снижения темпов инфляции, стабилизации курса рубля, нормализации расчетного процесса [2].

     Отношения Национального банка с другими  банками, организациями в сфере  хозяйственной и финансовой деятельности строятся на основе заключаемых с ними договоров в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Национальный банк имеет право на приобретение, хранение и использование огнестрельного оружия и боевых припасов к нему, иных средств личной безопасности для обеспечения сохранности инкассируемых и перевозимых ценностей и безопасности его работников, осуществляющих операции с ценностями, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Национальный банк вправе осуществлять охрану имущества его структурных подразделений и организаций, своих штатных работников в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь. Национальный банк имеет право на проведение экспертиз и исследований по определению подлинности и платежности денег, ценных бумаг, иностранной валюты, а также на проведение анализов для подтверждения проб и оценки драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий и историко-культурных ценностей из них. Статус служащих Национального банка устанавливается законодательством Республики Беларусь об основах службы в государственном аппарате. Работники Национального банка, имеющие статус государственного служащего, могут получать кредиты только в Национальном банке.

     Вопросы социального развития Национального  банка, включая улучшение условий труда и медицинского обеспечения его служащих, регулируются коллективным договором, заключенным в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Дополнительные условия материального стимулирования труда служащих Национального банка могут вводиться Правлением Национального банка по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

     Имущество Национального банка находится  в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления.

     Национальный  банк обладает полномочиями по владению, пользованию и распоряжению закрепленным за ним имуществом в соответствии с целями своей деятельности, настоящим Уставом и иным законодательством Республики Беларусь. Изъятие и обременение обязательствами имущества Национального банка без его согласия не допускаются, за исключением случаев, определенных законодательными актами Республики Беларусь. Национальный банк имеет право в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, приобретать, а также продавать, сдавать в аренду, предоставлять во временное пользование физическим или юридическим лицам или иным способом распоряжаться закрепленными за ним зданиями, сооружениями, жилыми помещениями, оборудованием, транспортными средствами, инвентарем, сырьем и другим имуществом.

     Уставный  фонд Национального банка предназначен для обеспечения деятельности и  выполнения обязательств Национального  банка. Уставный фонд Национального  банка образуется за счет его прибыли, целевых поступлений, средств республиканского бюджета и других источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь. Размер уставного фонда Национального банка составляет шестьдесят миллиардов белорусских рублей. Национальный банк создает резервный и иные фонды, предназначенные для обеспечения его деятельности, а также специальные резервы общих банковских рисков. Резервный фонд предназначается для покрытия возможных убытков по операциям Национального банка, по которым не образуются специальные резервы общих банковских рисков, в том числе связанных с предоставлением гарантий. Резервный фонд является одним из источников обеспечения затрат по осуществлению долгосрочных финансовых вложений, затрат капитального характера, а также других затрат. Отчисления в резервный фонд Национального банка производятся от прибыли за отчетный год, остающейся в его распоряжении после перечисления в доход республиканского бюджета части прибыли в размере, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Размер резервного фонда не ограничивается.

Информация о работе Национальный банк Республики Беларусь