Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа
Банковская система, финансы - это стержень экономики, это кровеносная система страны. Проблем здесь очень много: высокие темпы инфляции, девальвация, дефицит иностранной валюты, множественность курсов, отрицательные процентные ставки по кредитам и депозитам, рост проблемных кредитов, снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Это далеко не полный перечень обозначившихся негативных тенденций, которые, по крайней мере, действуют угнетающе на нашу экономику. Все это непростые экономические вопросы, но на них необходимо найти практические ответы. Задачи повышения эффективности работы банковской системы в современных условиях приобретают особое значение.
Введение 3
1 Национальный Банк, как элемент банковской системы 5
1.1 Сущность и понятие банковской системы 5
1.2 Главные составляющие банковской системы 8
1.3 Национальный банк Республики Беларусь 12
2 Основные направления деятельности Национального Банка 26
3 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на
современном этапе 33
3.1 Инструменты кредитно-денежной политики 33
3.2 Реализация денежно-кредитной политики Нацбанка в 2009 году 36
3.3 Реализация кредитно-денежной политики в 2010 году 38
3.4 Основные направления денежно-кредитной политики Респуб-
лики Беларусь на 2011 год 40
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А 48
На 1 ноября 2009 г. международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении составили 4,74 млрд. долларов США и выросли с начала 2009 года на 1,08 млрд. долларов США, в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда - 4,43 млрд. долларов США и на 1,37 млрд. долларов США соответственно [18, стр. 4].
На конец 2009 года международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда оцениваются в размере 4,5 - 5,6 млрд. долларов США.
Параметры развития банковского сектора. В январе – октябре 2009 г. активы банков возросли на 23,1 процента (на 14,63 трлн. рублей), требования банков к экономике - на 31,3 процента (на 14,76 трлн. рублей), в том числе в национальной валюте - на 33,2 процента (на 10,6 трлн. рублей).
По итогам работы за январь - октябрь 2009 г. прирост нормативного капитала банковского сектора составил 12,1 процента, рентабельность капитала сложилась на уровне 8,53 процента, доля проблемных активов в активах банков, подверженных кредитному риску, составила 5,51 процента.
Функционирование
платежной системы. В январе - октябре
2009 г. в автоматизированной системе межбанковских
расчетов проведено платежей на сумму
942,3 трлн. рублей, что выше на 70,8 процента,
чем в аналогичном периоде 2008 года [18, стр.
4].
3.3
Реализация кредитно-денежной
Социально-экономическое развитие страны в 2010 году в значительной мере определялось динамикой воздействия внешнеэкономических условий.
В 2010 году денежно-кредитная политика была направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития.
Курсовая политика сохранила роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля.
В 2010 году сохранилась привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль).
Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках использовался коридор колебаний стоимости корзины иностранных валют плюс/минус 10 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 года [18, стр. 4].
К концу 2010 года ставка рефинансирования составила 10,5 % годовых [19].
Для
регулирования денежного
Национальный банк операциями на денежном рынке обеспечил движение процентной ставки межбанковских кредитов на уровне, близком к ставке рефинансирования. К концу 2010 года ставки по кредиту ”овернайт“ и сделкам СВОП составили 17 процентов годовых, ставка по депозитам – 6 % процентов годовых.
Процентная политика была ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц.
Денежно-кредитные показатели. В 2010 году увеличение рублевой денежной базы (включая рефинансирование банков) оценивается на уровне 36 – 43 процентов, рублевой денежной массы – 35 – 42 процентов, широкой денежной массы – 34 – 42 процентов [18, стр. 4-5].
Реализация мер денежно-кредитной, налогово-бюджетной и экономической политики позволило в 2010 году увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,6 процента, по широкой денежной массе – до 26,6 процента [18, стр. 5].
В 2010 году приоритетными направлениями развития банковского сектора республики стали преодоление негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса и обеспечение устойчивости функционирования банков.
За 2010 год прирост нормативного капитала банковского сектора составил 24 процента, доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысила 10 процентов [18, стр. 5].
Доля кредитов, выдаваемых банками в рамках государственных программ, в общем объеме требований банков к экономике в 2010 году снизилась по отношению к 2009 году на 2 процентных пункта [18, стр. 6].
В целях расширения финансового рынка и вовлечения в него новых участников в 2010 году продолжилась работа по созданию новых финансовых инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике.
В 2010 году Национальный банк обеспечил эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов в экономике республики и сокращение доли расчетов посредством наличных денег.
В 2010 году продолжилась реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств – участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией.
Таким образом, денежно-кредитная политика в 2010 году содействовала сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения.
Реализация
в 2010 году намеченных целей,
задач и мероприятий монетарной
политики, адекватных развитию экономики,
позволило обеспечить государству единство
проводимой экономической политики.
3.4
Основные направления денежно-кредитной
политики Республики Беларусь на 2011 год
В Республике Беларусь на современном этапе денежно-кредитная политика направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально- экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.
Социально-экономическое развитие страны в 2011 году в значительной мере будет определяться динамикой воздействия внешнеэкономических условий и предпринимаемыми мерами по структурным преобразованиям и модернизации экономики на основе ее перехода на инновационный путь развития.
В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально- экономического развития Республики Беларусь на 2011 год рост реального валового внутреннего продукта (далее - ВВП) составит 109 - 110 %, реальных располагаемых денежных доходов населения - 108 - 109,5 %, инвестиций в основной капитал - 116 -117 %. Рост индекса потребительских цен составит 107,5 -108,5 %. Рост экспорта сложится на уровне 116 - 116,4 %, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составит 8,9-9 % к ВВП. Основными источниками обеспечения положительного сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долл. США в 2011 году станут прямые иностранные инвестиции в экономику на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в объеме 6,4 млрд. долл. США [19, стр. 1].
В 2011 году денежно-кредитная политика будет направлена на формирование условий для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь.
Приоритетная цель денежно-кредитной политики - обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.
Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен.
В 2011 году сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора плюс/минус 8 % от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 года, согласно приложению.
Повышение гибкости курса в рамках режима привязки к корзине иностранных валют за счет увеличения ежедневных колебаний позволит более оперативно реагировать на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.
Применение и развитие инструментов денежно-кредитной политики будет направлено на достижение приоритетной цели монетарной политики.
Процентная политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.
По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2011 год уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8-10 % годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору - 11-13 % годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках - 9-11 % годовых [19, стр. 2].
Для рыночного регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).
Операциями на денежном рынке Национальный банк обеспечит движение ставки межбанковского рынка в указанном коридоре, приближая ее к ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков.
Предоставление ликвидности в целом будет осуществляться как посредством кредитов Национального банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.
Дальнейшее совершенствование системы регулирования ликвидности на рыночных принципах позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы.
В 2011 году параметры денежно-кредитных показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается в пределах 24-26 %, рублевой денежной массы - 27-29 %, широкой денежной массы - 25-28 %. При этом депозиты физических лиц вырастут на 6,4-7,2 трлн. руб., юридических лиц - на 3,8-4,4 трлн. руб.
Реализация мер денежно-кредитной, бюджетной и экономической политики позволит увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,4 %, по широкой денежной массе - до 26,7 % [19, стр. 2].
Улучшение сбалансированности внешнего сектора и состояния платежного баланса станет основой для дальнейшего наращивания международных резервных активов Республики Беларусь. Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2011 год увеличатся не менее чем на 1,2 млрд. долларов США [19, стр. 2].
Денежно-кредитные показатели рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год. При изменении макроэкономических параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях.
Приоритетными направлениями развития банковского сектора Беларуси станут обеспечение его устойчивости и повышение финансового потенциала, рост конкурентоспособности за счет внедрения более эффективных систем и методов управления, новых банковских технологий, а также поддержания размера капитала на уровне, обеспечивающем адекватное покрытие рисков.
Развитие банковского сектора в 2011 году будет проходить в условиях дальнейшего качественного улучшения структуры финансового сектора, связанного с изменением системы финансирования проектов, включенных в государственные программы. При формировании условий деятельности банков, прежде всего контролируемых государством, возрастет роль рыночных механизмов, что потребует совершенствования соответствующих систем и методов управления в этих банках.