Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа
Банковская система, финансы - это стержень экономики, это кровеносная система страны. Проблем здесь очень много: высокие темпы инфляции, девальвация, дефицит иностранной валюты, множественность курсов, отрицательные процентные ставки по кредитам и депозитам, рост проблемных кредитов, снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Это далеко не полный перечень обозначившихся негативных тенденций, которые, по крайней мере, действуют угнетающе на нашу экономику. Все это непростые экономические вопросы, но на них необходимо найти практические ответы. Задачи повышения эффективности работы банковской системы в современных условиях приобретают особое значение.
Введение 3
1 Национальный Банк, как элемент банковской системы 5
1.1 Сущность и понятие банковской системы 5
1.2 Главные составляющие банковской системы 8
1.3 Национальный банк Республики Беларусь 12
2 Основные направления деятельности Национального Банка 26
3 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на
современном этапе 33
3.1 Инструменты кредитно-денежной политики 33
3.2 Реализация денежно-кредитной политики Нацбанка в 2009 году 36
3.3 Реализация кредитно-денежной политики в 2010 году 38
3.4 Основные направления денежно-кредитной политики Респуб-
лики Беларусь на 2011 год 40
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А 48
- организует составление платежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, и принимает участие в его разработке;
- по согласованию с Президентом Республики Беларусь создает золотовалютные резервы и управляет ими в пределах своей компетенции;
- формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление им в пределах своей компетенции;
- устанавливает цены покупки-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;
- устанавливает порядок открытия счетов в драгоценных металлах и условия их ведения в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Республики Беларусь, а также условия открытия резидентами таких счетов в банках и иных кредитных организациях за ее пределами;
- устанавливает совместно с Государственным таможенным комитетом по согласованию с Министерством финансов порядок ввоза в Республику Беларусь и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;
- организует инкассацию и перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;
- осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;
- анализирует и прогнозирует состояние денежно-кредитных отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса Республики Беларусь и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием Республики Беларусь, публикует соответствующие статистические данные и материалы анализа и прогнозирования в периодическом печатном издании Национального банка;
- заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;
- осуществляет методологическое регулирование применения информационных технологий в банковской деятельности;
- разрабатывает стандарты и организует сертификацию программно-технических средств в области банковских услуг и технологий;
- осуществляет депозитарную деятельность в порядке, определенном законодательством;
- организует получение от банков и небанковских кредитно-финансовых организаций Республики Беларусь сведений об исполнении кредитных договоров, их формирование, обработку и хранение.
Выполняет другие функции в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.
Для
выполнения своих функций Национальный
банк может открывать
К операциям, осуществляемым Национальным банком, относятся:
- кредитование банков в порядке рефинансирования;
- расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь и организаций в случаях, предусмотренных в законодательных актах, а также управляющих в процессе конкурсного производства по делам о банкротстве банков;
- переучет векселей;
- операции на рынке ценных бумаг;
- инкассация и перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;
- управление золотовалютными резервами в пределах своей компетенции, а также операции с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями в любом виде и состоянии, в том числе их покупка, продажа, мена на территории Республики Беларусь и за ее пределами;
- открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории Республики Беларусь и за ее пределами;
- передача драгоценных металлов в виде мерных слитков на безвозмездной основе в случаях, предусмотренных законодательством;
- привлечение денежных средств банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в депозиты;
- продажа в Республике Беларусь и за ее пределами памятных и слитковых (инвестиционных) монет по цене не ниже номинальной;
- выдача по решению Президента Республики Беларусь банковских гарантий и поручительств по инвестиционным проектам;
- межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями;
- прием ценностей на хранение;
- денежные переводы и иные расчетные операции;
- покупка и продажа иностранной валюты, платежных инструкций в иностранной валюте и иные валютные операции, предусмотренные законодательством, в том числе документарные операции и операции по выдаче кредитов в иностранной валюте;
- оказание банковских услуг правительствам иностранных государств, центральным (национальным) банкам и финансовым органам этих государств, а также международным организациям;
- оказание посреднических услуг в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь по размещению государственных ценных бумаг;
- операции по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь;
- открытие и обслуживание карт-счетов своих работников;
- кредитование своих работников.
Национальный банк осуществляет банковские операции за плату, если иное не предусмотрено в законодательных актах.
Национальный банк организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Министерства финансов и его территориальных органов, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, его территориальных органов и подведомственных юридических лиц, Комитета государственной безопасности, его территориальных органов и подведомственных юридических лиц, Комитета государственного контроля и его органов, Департамента по материальным резервам Министерства по чрезвычайным ситуациям, Государственного комитета пограничных войск, его территориальных органов и подведомственных юридических лиц, Государственного центра безопасности информации при Президенте Республики Беларусь.
Национальный банк организует свою деятельность исходя из Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемых Президентом Республики Беларусь.
Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.
Национальный банк ежеквартально информирует:
- Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь. При этом данная информация по итогам за IV квартал представляется в составе годового отчета Национального банка;
- Президента Республики Беларусь о размерах золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Национальный банк не отвечает по обязательствам Правительства Республики Беларусь, а Правительство Республики Беларусь не отвечает по обязательствам Национального банка, за исключением случаев, предусмотренных в законодательных актах.
Национальный банк и Правительство Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою деятельность, регулярно проводят взаимные консультации.
Государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность Национального банка, осуществляемую в рамках его полномочий, кроме государственных органов, уполномоченных законодательными актами.
Национальный банк не отвечает по обязательствам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, за исключением случаев, когда он принимает на себя такие обязательства.
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации не отвечают по обязательствам Национального банка, кроме случаев, когда они принимают на себя такие обязательства.
В
целях совершенствования
Порядок создания и компетенция Консультативного совета определяются в положении о нем, утверждаемом Правлением Национального банка.
Председателем Консультативного совета является Председатель Правления Национального банка.
Национальный банк имеет право для осуществления инкассации и (или) перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей:
- приобретать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и иными законодательными актами, гражданское и служебное оружие, боеприпасы к нему для использования соответственно работниками служб инкассации и работниками, в обязанности которых входит осуществление перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;
- получать в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь, во временное пользование отдельные типы и модели боевого оружия, боеприпасов к нему для исполнения этими работниками возложенных на них обязанностей.
Использование Национальным банком полученного во временное пользование боевого оружия в целях, не предусмотренных законодательством, запрещается.
Выдача оружия и боеприпасов работникам службы инкассации и работникам, обязанностью которых является осуществление перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей, производится по решению Председателя Правления Национального банка либо лиц, им уполномоченных, которым подчиняются указанные работники, после прохождения ими соответствующей подготовки и при отсутствии оснований, препятствующих получению ими разрешения на приобретение гражданского оружия. Эти работники обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и иметь разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение служебного оружия.
Работники службы инкассации и работники, в обязанности которых входит осуществление соответственно инкассации и перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей, обеспечиваются форменной одеждой, обувью, снаряжением к оружию и индивидуальными средствами защиты в порядке, установленном законодательством.
Указанные
работники имеют право
Национальный банк вправе осуществлять охрану имущества его структурных подразделений, организаций и штатных работников в порядке, определенном законодательством.
Национальный банк при необходимости обеспечивает подтверждение подлинности и платежности банкнот и монет, а также проведение анализов для подтверждения проб и оценки драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий и историко-культурных ценностей из них.
Периодическим печатным изданием Национального банка является информационно-аналитический и научно-практический журнал «Банкаўскi веснiк».
Национальный
банк проводит подготовку, переподготовку
и повышение квалификации своих работников.
Вывод:
таким образом, Национальный банк Республики
Беларусь выполняет ряд функций, возложенных
на него государством, основными из которых
является разработка основных направлений
денежно-кредитной политики государства,
обеспечение ее реализации; эмиссия денег;
регулирование денежного и кредитного
обращения; валютное регулирование и контроль;
государственная регистрация банков;
установление требований к коммерческим
банкам и многие другие функции.